Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теория антиномий
Антиномиями называют противоречия, которые не могут быть окончательно преодолены и, будучи разрешены на каком-то конкретном этапе развития системы, тут же возникают вновь. К примеру, к разряду антиномий относится противоречие между родителями и детьми — в конкретной ситуации конкретные родители могут урегулировать противоречие с конкретными детьми, но назавтра оно возникнет опять и у них, и у всех остальных родителей — противоречие неустранимо. В монографии «Русский язык и советское общество. Лексика современного русского литературного языка», вышедшей в 1968 г., теория антиномий была успешно применена к анализу изменений в русской лексике. Выделенные авторами монографии антиномии относятся к внутренним факторам, обусловливающим языковые изменения. Антиномия говорящего и слушающего В интересах говорящего упростить высказывание мысли, в интересах слушающего — облегчить понимание. Говорящему удобно говорить тихо, слушающему удобнее слушать достаточно громкую речь. Говорящему удобнее использовать свой привычный словарь, а слушающий не понимает некоторых его слов. Говорящему легче не задумываться над четкостью артикуляции и синтаксической правильностью, а слушающему трудно понять такую речь. Таким образом, чтобы сделать речь понятной слушателю, говорящий должен напрягаться, находить какие-то особые формы речи, употреблять определенные слова и выражения, чтобы его поняли. Антиномия нормы и возможностей системы Развитие языка определяется стремлением говорящих сохранить установившееся употребление языковых единиц и невозможностью это сделать. Люди стремятся сохранить норму и вместе с тем вынуждены постоянно ее менять. Нор- Возникновение, эволюция и развитие языка ма ограничивает использование языковых единиц и их сочетаний, а живые потребности общения постоянно взламывают нормативные ограничения, используя возможности, заложенные в языковой системе. Вследствие этого возникают такие употребления как висю, победю, иметь роль, играть значение, сниженная лексика попадает в литературную речь и т. д. Антиномия системы и текста Увеличение числа языковых единиц приводит к сокращению текста (вместо женщина, с которой я состою в браке мы говорим жена), но тогда усложняется сама система, что невыгодно говорящим. Сокращение единиц системы удлиняет текст — приходится использовать развернутые словосочетания (если выбросить из русского языка слово жена, то придется говорить женщина, с которой я состою в браке). Создание новых слов, таким образом, увеличивает систему, но сокращает текст. Людям выгодно иметь компактную систему и короткие тексты и приходится балансировать между этими полярными потребностями. Антиномия стандартизации и экспрессивности Говорящим легче использовать стандартные, привычные, регулярно употребляемые единицы системы языка. Но иногда говорящий бывает склонен к экспрессивной выделенности единиц языка в речи — необычности метафоры, нестандартности построения фразы, необычности стилистического употребления единицы и т. д. Антиномия потребностей общения и психофизиологических возможностей человека (закон экономии) Французский лингвист А. Мартине считал, что постоянное противоречие между потребностями общения человека и его стремлением свести к минимуму свои умственные и физические усилия может рассматриваться в качестве движущей 120___________________________________________ ТемаЗ силы языковых изменений. Поведение человека подчинено закону наименьшего усилия, в соответствии с которым человек растрачивает свои силы лишь в той степени, в какой это необходимо для достижения определенной цели. Ученый заметил, что принцип экономии в языке проявляется в постоянном стремлении достичь равновесия между противоречивыми потребностями общения, с одной стороны, и инерцией памяти и инерцией органов речи — с другой. Два последних фактора пребывают в состоянии постоянного противоречия. Таким образом, данная антиномия устанавливает равновесие между физическими и умственными затратами говорящего и целью сообщения: говорящий старается затратить ровно столько сил, чтобы достичь результата, и не больше. Различают парадигматическую и синтагматическую экономию. Парадигматическая экономия — сохранение количества единиц в системе, чтобы не создавать и не запоминать новые слова. Синтагматическая экономия — сокращение высказывания за счет употребления более кратких языковых форм, более тихого или сокращенного произнесения {субмарина вместо подводная лодка, щуп вместо термометрический зонд, шурин вместо брат жены, «Мерс» вместо «Мерседес», шеф вместо начальник, здрассьте вместо здравствуйте). Это разгрузка речи, но нагрузка памяти — придется помнить или вспомнить более короткое слово. К парадигматической экономии мы обычно прибегаем, когда единица малочастотна, если же ее частотность возрастает, то мы обычно ее сокращаем (профком, зарплата, электричка и т. д.). Редко употребляемые названия могут быть и длинными, например пробковое дерево. Анализируя историческое развитие языковой системы, мы находим много свидетельств действия закона экономии, приведшего к тем или иным системным переменам. Еще А. А. Потебня обратил внимание на то, что по мере упрочения ассоциативной связи между звуковыми комплексами и выражаемыми ими идеями наблюдается упрощение, укорачивание звукового комплекса. Происходит как бы «сгущение мысли» на более коротком звуковом отрезке, уменьшение ее усилий. Возникновение, эволюция и развитие языка И. А. Бодуэн де Куртенэ различал три вида экономии усилий: осуществление стремления к удобству произношения, объединение слабых форм с сильными и переход от конкретных образов к абстрактным. Ученик Бодуэна Николай Вацла-вович Крушевский видел экономию усилий речевого аппарата в сокращении длины звуковых комплексов. Другой ученик Бодуэна Василий Алексеевич Богородицкий обнаружил явления экономии в области словообразования, где он открыл явления переразложения, опрощения слов, образования по аналогии и т. п. История языка дает много примеров утраты словоформ, потерявших смысловые различия, примеров укорочения лексем (например, действие закона открытого слога в праславян-ском языке, утрата редуцированных в конце слова в древнерусском языке и др.). Но любой факт такого рода сталкивается с противоречащими явлениями. Если становится короче лексема, то у нее развивается больше семем. Утрачиваются дублеты — появляются стилистические варианты, создаются новые синонимы и т. д. Можно сказать, что телеграмма экономнее письма, но зато и информация в телеграмме неизмеримо беднее, чем в письме. Ученик Бодуэна Евгений Дмитриевич Поливанов, разрабатывая теорию экономии речевых усилий, подчеркивал, что такая экономия может развиваться лишь до тех пор, пока сокращение энергии не приведет к бесплодности всего процесса общения. Человек говорит лишь настолько громко и внятно, насколько это нужно, чтобы быть услышанным и понятым. Если смысл говоримого ясен из ситуации, языковой знак может значительно укорачиваться. Вместо тщательно выговоренного здрав-ствуй-те, можно бросить небрежно здрасьте, зсс, ссс. Такие «изношенные» варианты лексем нередко принимаются младшим поколением как вполне достаточные для выражения нужного в данной ситуации смысла. Ср. рус. спасибо из спаси бог. При переходе от языка одного поколения к языку другого поколения, особенно в бесписьменный период, происходит множество подобных утрат. Но «экономя» в одном, язык наращивает свои средства для выражения другого. Так, бывшие вариантами лексемы 122___________________________________________ ТемаЗ храм и хором превратились в самостоятельные инвариантные лексемы: хором — жилое здание, боярский дом; храм — церковь, а затем и место поклонения, почитания чего-либо (храм науки, храм искусства). Поливанов определил это диалектическое противоречие в развитии языка как противоречие между «экономией трудовой энергии» и желанием быть услышанным и понятым (сохранить коммуникативную пригодность языка). Рассматривая противодействие тенденций к экономии усилий и к сохранению коммуникативной пригодности языка, Борис Александрович Серебренников разграничивает две группы фактов. С одной стороны: упрощение групп согласных, гаплологии, ассимиляции, метатезы, утраты слоговости плавных и носовых, действие закона аналогии, устранение дублетов и некоторые другие явления. С другой стороны: сохранение общеупотребительных словоформ, даже если они непродуктивны и являются исключениями, как, например, формы глагола быть; развитие синонимов, создание вторичных номинаций во имя экспрессивности выражения и некоторые другие. Тенденция экономии усилий, проявляющаяся в первой группе фактов, прокладывает себе дорогу через преодоление противоречий, создаваемых тенденцией к сохранению коммуникативной пригодности языка, проявляющейся во второй группе фактов. Рассмотренные антиномии можно охарактеризовать как проявление одной широкой по своему содержании антиномии— противоречия между потребностями общения и возможностями языковой системы Date: 2015-09-22; view: 1709; Нарушение авторских прав |