Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложение 3. 1. Теория политической системы
1. Теория политической системы. Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Иное определение: Политическая система – это целостная совокупность политических институтов, ролей, отношений и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм ценностей и традиций общества. Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический. Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения. Стержнем политической системы является политическая власть. Основным институтом - государство. I. Модель Д. Истона. Системный подход. II. Модель Алмонда Функциональный подход.
Алмонд отмечал, что для анализа политических систем, для их сравнения нужно ответить на следующие вопросы: 1. Что знает человек о своей жизни о политической системе, ее истории. Каковы чувства по отношению к ПС? 2. Каковы представления человека о структуре элит, о политических предложениях и инициативах? Каково отношение к лидерам? 3. Что знает индивид о политическом принуждении, о структурах, людях и решениях, вовлеченных в политический процесс? 4. Как осознает себя человек в качестве члена политической системы. Понимает ли он свои права, обязанности и возможности?
III. Институциональный подход. IV. Модель К. Дойча.
2. Функции по Алмонду делятся на 3 уровня:
1. Уровень – возможности системы. 2. Исходящий (конверсионный процесс). 3. Входящий (рекрутирование).
Два вида: входные и выходные. a) Функции входа:
б) Функции выхода:
Наиболее распространенный подход при определении функций: 1. Определение целей и задач общества. 2. Мобилизация материальных и духовных ресурсов. 3. Политическая социализация. 4. Формирование политического сознания. 5. Коммуникативная. 6. Стабилизация общества. 7. Нормотворчество. 8. Легитиматизация.
Любое человеческое сообщество, взятое в целом, следует воспринимать как сложную систему. Французский политолог Ж.В. Лапьер в книге «Анализ политических систем» выделяет в обществе 5 основных систем: § биосоциальную (социогенетическую). § экологическую. § культурную. § политическую. Т. Парсонс в социальной системе выделяет: § экономику (адаптация) § политику (целедостижение) § культуру (воспроизводство) § право (интеграция, структура) Аналогичный системный подход к изучению политических систем стал применять и Д.Истон. На степень политического порядка влияет также динамика социальных интересов разных уровней общностей и способы обеспечения их взаимодействия. В зависимости от условий они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными.
Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу: Ø по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая; Ø по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная; Ø типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная; Ø типология Г. Алмонда (по политической культуре): англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная; Ø по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные; Ø по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся. Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.
3. Политическая стабильность – это устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. Виды стабильности: абсолютная (полная), статистическая (неподвижная), динамическая стабильность, мобилизационная, автономная. Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур; в постоянстве норм и ценностей политической культуры. Политическая стабильность достигается, как правило, 2 способами: либо диктатурой либо широким развитием демократии. Стабильность складывается и из отношений граждан к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп населения. Итак, основной политической стабильности являются: § экономическая стабильность; § рост благосостояния; § баланс (консенсус) интересов, легитимность власти; § формирование политической нации; § жесткое разделение властей, наличие сдержек и противовесов; § гомогенность общества.
Нестабильность вызывается: борьбой за власть, созданием угрозы самой власти, наличием кланов, межэтнических противоречий, политическим авантюризмом, доктринерством. К факторам нестабильности можно отнести: § борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты; § создание угрозы целостности и самому существованию государства; § персонификация власти; § преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит; § внешнеполитический авантюризм.
Нестабильность проявляется: § в попытках изменения политического режима, правительства. § в вооруженной борьбе с правящим режимом. § радикальными действиями оппозиции.
Проблема нестабильности очень тесно связана с понятием «политический риск». Политический риск делится на экстралегальный и легальноправительственный. Политический риск – это вероятность не предвиденных последствий в реализации принимаемых решений. Виды риска: некоммерческий (политический) и коммерческий. Политический риск делится на: экстралегальный и легально-правительственный. К факторам политического риска относятся: Ø степень этнических и религиозных различий; Ø социальное неравенство; Ø степень политического плюрализма; Ø влияние радикальных элементов; Ø степень принуждения при удержании власти; Ø масштаб антиконституционных действий; Ø нарушение правового порядок.
Факторы политического риска можно разделить на: внутренние и внешние. Политическая система Республики Беларусь. За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты: (Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн., 2004. – 264 с.) Ø страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации; Ø заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты; Ø структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть; Ø обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти; Ø выстроена четко действующая система общественно-политических отношений; Ø утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения; Ø удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка; Ø на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны.
Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение политической системы? 2. Раскройте особенности определения политической системы
3. Каковы функции политической системы. 4. Какова типологизация политической системы. 5. В чем заключается политический риск для политической системы? 6. Охарактеризуйте политическую систему Республики Беларусь. 7. Сравните политическую систему РБ и РФ. Date: 2015-09-22; view: 663; Нарушение авторских прав |