Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 3. 1. Теория политической системы





 

1. Теория политической системы.

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.

Иное определение:

Политическая система – это целостная совокупность политических институтов, ролей, отношений и процессов, функционирующих на основе соответствующих норм ценностей и традиций общества.

Компоненты политической системы: институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный, идеологический.

Каждый из компонентов имеет свою структуру, формы внешней и внутренней организации, способы выражения.

Стержнем политической системы является политическая власть.

Основным институтом - государство.

I. Модель Д. Истона. Системный подход.

II. Модель Алмонда Функциональный подход.

 

Способность системы реагировать, выявлять, выдвигать символы, распределять, откликаться
 
обратные связи
 
окружение Вывод информации в форме решений и действий
 
Преобразование информации  
 
Формализация правил Применение правил Принятие правил  
 
 
 

окружение

Приспособление адаптации Политическая система Сохранение устойчивости  
 
Выявление и анализ интересов Интегрирование и обобщение, коммуникация
 
Преобразование требований и поддержки Политическая культура Политическая социализация окружение
 
Требования Ввод информации Поддержка
             

 

Алмонд отмечал, что для анализа политических систем, для их сравнения нужно ответить на следующие вопросы:

1. Что знает человек о своей жизни о политической системе, ее истории. Каковы чувства по отношению к ПС?

2. Каковы представления человека о структуре элит, о политических предложениях и инициативах? Каково отношение к лидерам?

3. Что знает индивид о политическом принуждении, о структурах, людях и решениях, вовлеченных в политический процесс?

4. Как осознает себя человек в качестве члена политической системы. Понимает ли он свои права, обязанности и возможности?

 

III. Институциональный подход.

IV. Модель К. Дойча.

 

2. Функции по Алмонду делятся на 3 уровня:

 

1. Уровень – возможности системы.

2. Исходящий (конверсионный процесс).

3. Входящий (рекрутирование).

 

Два вида: входные и выходные.

a) Функции входа:

  1. артикуляции, интересов.
  2. агрегирование и политическая коммуникация и политинформация.

 

б) Функции выхода:

  1. Нормотворчество.
  2. Применение правил.
  3. контроль за соблюдением правил.

Наиболее распространенный подход при определении функций:

1. Определение целей и задач общества.

2. Мобилизация материальных и духовных ресурсов.

3. Политическая социализация.

4. Формирование политического сознания.

5. Коммуникативная.

6. Стабилизация общества.

7. Нормотворчество.

8. Легитиматизация.

 

Любое человеческое сообщество, взятое в целом, следует воспринимать как сложную систему. Французский политолог Ж.В. Лапьер в книге «Анализ политических систем» выделяет в обществе 5 основных систем:

§ биосоциальную (социогенетическую).

§ экологическую.

§ культурную.

§ политическую.

Т. Парсонс в социальной системе выделяет:

§ экономику (адаптация)

§ политику (целедостижение)

§ культуру (воспроизводство)

§ право (интеграция, структура)

Аналогичный системный подход к изучению политических систем стал применять и Д.Истон. На степень политического порядка влияет также динамика социальных интересов разных уровней общностей и способы обеспечения их взаимодействия. В зависимости от условий они могут быть конфронтационными (конфликтными) и консенсусными.

 

Типологизация политических систем зависит от критериев, положенных в основу:

Ø по способу производства: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая;

Ø по режиму: демократическая, авторитарная, тоталитарная;

Ø типология Ж. Блонделя (по идеологии): либеральная, коммунистическая, традиционная, популистская, авторитарно-консервативная;

Ø типология Г. Алмонда (по политической культуре): англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальные и частично индустриальные, тоталитарная;

Ø по стабильности: консервативные, трансформирующиеся или традиционные и модернизированные;


Ø по участию в политическом процессе: либеральные, коммунистические, развивающиеся.

Существует более 4-х десятков различных типологий политических систем.

 

3. Политическая стабильность – это устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Виды стабильности: абсолютная (полная), статистическая (неподвижная), динамическая стабильность, мобилизационная, автономная. Главное в политической стабильности – это обеспечение порядка, проявляющегося в легитимности, определенности, эффективности деятельности властных структур; в постоянстве норм и ценностей политической культуры.

Политическая стабильность достигается, как правило, 2 способами: либо диктатурой либо широким развитием демократии.

Стабильность складывается и из отношений граждан к существующей политической власти, возможностей политического режима учитывать интересы различных групп населения.

Итак, основной политической стабильности являются:

§ экономическая стабильность;

§ рост благосостояния;

§ баланс (консенсус) интересов, легитимность власти;

§ формирование политической нации;

§ жесткое разделение властей, наличие сдержек и противовесов;

§ гомогенность общества.

 

Нестабильность вызывается: борьбой за власть, созданием угрозы самой власти, наличием кланов, межэтнических противоречий, политическим авантюризмом, доктринерством.

К факторам нестабильности можно отнести:

§ борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты;

§ создание угрозы целостности и самому существованию государства;

§ персонификация власти;

§ преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит;

§ внешнеполитический авантюризм.

 

Нестабильность проявляется:

§ в попытках изменения политического режима, правительства.

§ в вооруженной борьбе с правящим режимом.

§ радикальными действиями оппозиции.

 

Проблема нестабильности очень тесно связана с понятием «политический риск». Политический риск делится на экстралегальный и легальноправительственный.

Политический риск – это вероятность не предвиденных последствий в реализации принимаемых решений.

Виды риска: некоммерческий (политический) и коммерческий.

Политический риск делится на: экстралегальный и легально-правительственный.

К факторам политического риска относятся:

Ø степень этнических и религиозных различий;

Ø социальное неравенство;

Ø степень политического плюрализма;

Ø влияние радикальных элементов;

Ø степень принуждения при удержании власти;

Ø масштаб антиконституционных действий;

Ø нарушение правового порядок.

 

Факторы политического риска можно разделить на: внутренние и внешние.

Политическая система Республики Беларусь.

За десять лет в политической системе можно увидеть позитивные результаты: (Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Мн., 2004. – 264 с.)

Ø страна смогла перейти в стадию политической и экономической стабилизации;


Ø заложена устойчивая общественно-политическая база суверенного, независимого государства, сформированы необходимые государственные институты;

Ø структурирована мощная управленческая машина и значительно укреплена политическая власть;

Ø обеспечено взаимодействие между всеми ветвями власти;

Ø выстроена четко действующая система общественно-политических отношений;

Ø утвердились и активно, целеустремленно проводятся в жизнь принципы социальной политики, которая могла избежать массовой безработицы и обнищания населения;

Ø удалось значительно продвинуться вперед в обеспечении законности и правопорядка;

Ø на должном уровне поддерживается обороноспособность и национальная безопасность страны.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение политической системы?

2. Раскройте особенности определения политической системы

  • по Д. Истону
  • по Г. Алмонду
  • по К. Дойчу

3. Каковы функции политической системы.

4. Какова типологизация политической системы.

5. В чем заключается политический риск для политической системы?

6. Охарактеризуйте политическую систему Республики Беларусь.

7. Сравните политическую систему РБ и РФ.







Date: 2015-09-22; view: 663; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию