Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема: Политология как наука и учебная дисциплина
Цель: Раскрыть содержание понятия «политика», показать основные функции и особенности политологии. План: 1. Политика как общественное явление. 2. Политология как наука и учебная дисциплина. Основные понятия: политика, субъекты политики, виды, уровни политики; политология, методы и функции политологии.
Литература: Основная: 1. Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – с.16-40. 2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 7-28. 3. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б.Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с. 7-26. Дополнительная:
1. Перикл утверждал, что лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все. Вебер: Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которое око в себя заключает. Н. Макиавелли: Политика – это совокупность средств, которые необходимы, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее. Хейвуд Э.: Политика, по существу, это власть, способность достичь желаемого результата какими-то ни было средствами. В. И. Пугачев определяет политику как область в основном целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно значимых запросов и потребностей. Белорусский политолог Бобков определяет политику как сферу жизнедеятельности, где концентрируются и обосновываются все важнейшие социальные проблемы, где вырабатываются программа, стратегия, нормы функционирования общества в соответствии с интересами тех или иных классов, наций, социальных групп, где принимаются принципиальные решения о способах распределения ценностей для сохранения консолидации всех слоев населения, где происходит мобилизация сил и средств (включая принуждение) на достижение целей общества. В настоящее время существуют следующие определения власти: - это деятельность власти, органов, объединений граждан в сфере отношений между государствами, социальными группами, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанная с устремлениями к завоеванию, овладению и использованию политической власти; - это участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; - в истории – виды, намерения, цели, образ, действий правителей и их приближенных, нередко скрываемые ими; проявление скрытности, уклончивости, хитрости, осторожности и осмотрительности. Для того чтобы составить более или менее полное представление о политике, надо внимательно разбираться в ее явлениях, видеть многообразие субъектов и объектов. Субъекты политики можно разделить две группы: первичные и вторичные. К первичным субъектам политики относятся большие социальные группы, как организованные целостности, как объединенная совокупность интересов и устремлений. Это народ, классы, социальная группа, нация. Вторую группу субъектов составляют политические институты, т.е. устойчивые, исторически сложившиеся формы политической деятельности людей: государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и.д. Субъекты политики взаимосвязаны между собой, однако, у каждого свои потребности необходимые для существования. Потребности могут быть первичными и второстепенными, долгосрочными и краткосрочными разнообразными по содержанию, но все они формируют интерес группы, народа. Среди них выделим политический интерес, как потребность участвовать в управлении, влиянии на политику, создания политических партий, выбора органов власти и т.д. Разница в политических интересах порождает взаимодействие субъектов политики: конфликт, борьба, столкновение, сотрудничество, согласование, консенсус. Субъекты политики проявляются в ходе политической деятельности, выражающейся в участии, организации и осуществлении власти, разработке и осуществлении средств и методов политики, определении стратегии и тактики, способов ликвидации конфликтов, достижения компромисса или консенсуса. Политическая деятельность проявляется в виде политической активности, т.е. распределении граждан по ролям: активные, неактивные, пассивные, конформисты, вожди. В определенных условиях политическая роль тех или иных областей человеческой жизни может возрастать или падать, но неизменным остается необходимость сознательного политического руководства и управления. С этим тесно связано возрастание роли политики в переходный период что обусловлено следующими факторами: v динамизмом процессов, происходящих перемен в нашем обществе. Рушатся старые общественные отношения на смену им приходят новые, что вызывает нестабильность общества и повышает ответственность политики; v усилившиеся дифференциацией общества, появлением новых социальных интересов, появлением новых политических образований; v необходимостью регулирования новых общественных интересов с помощью политических средств и методов; v развитием и усложнением политического участия масс, становлением политического и идеологического плюрализма; v расширением внешнеполитической деятельности, процессом профессионализации власти и политики и необходимостью контроля за ним со стороны общества. Содержание политики многомерно, оно включает в себя политическую и государственную деятельность, правительственную и неправительственную, проблемы взаимоотношений политических и неполитических организаций, отношения лидеров и масс, роль политической системы, политической культуры в осуществлении политической деятельности, всю гамму противоречий в политическом процессе. Политику можно дифференцировать по иным основаниям и в связи с этим можно выделить политику по сферам жизни общества (экономическая, социальная, культурная, национальная, военная и т.д.); по областям (внутренняя, внешняя); по масштабам (международная, мировая, локальная, региональная и т.д.); по носителям и субъекта (государственная, партийная, общественная, личная и т.д.); по срокам действия (долгосрочная, краткосрочная и т.д.) Наличие субъектов политики, структурных элементов, саморазвития и самодвижения позволяет политике выполнять ряд функций. В политологии существует несколько взглядов на функции политики. Парсонс относит к ним определение коллективных целей общественного развития, мобилизацию и принятие решений, сохранение стабильности социума и распределение ресурсов; Р. Дебре - сохранение и стабильности и целостности социума; Д. Истон - в авторитарном приписывании ценностям различным предметам и явлениям; А. Соловьев.- в выражении властно значимых интересов всех групп и слоев общества; в рационализировании возникающих противоречий в цивилизованном диалоге граждан и государства. Политика как искусство жить вместе в функции управления и руководства политическими и социальными процессами, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и общественного порядка; политическая социализация личности, включения ее в сложный мир социальных отношений; обеспечение преемственности и инновации социального развития общества и личности, политика может обладать не только явными функциями, но и латентными (скрытыми), отдельные функции могут носить неразвитый характер. (См: Основы политологии. М. МГУ. 1991. с.50-51.) В белорусских изданиях функции политики сводятся чаще всего к следующим: организация взаимоотношений между социальными группами по поводу власти; защита интересов господствующего слоя, целью удержания господства; формирование политического сознания в соответствии с политической идеологией господствующего слоя; структурирование политической организации общества. По характеру осуществления или неосуществления основных функций можно судить о зрелости и развитости политической жизни в обществе. Политика является общественным явлением, которое постоянно развивается и изменяется, поэтому ее содержание носит исторический характер. Политические факты становятся одновременно социологическими, историческими или экономическими факторами, если не прямо, то опосредованно. С общесоциальной точки зрения взаимоотношения политики с другими областями общественной жизни носят двоякий характер: отношения, раскрывающие причинно-следственные связи, т.е. характеризующие детерминированность политических процессов экономическими социальными, идеологическими, культурными и другими факторами внешней среды, также и обратное влияние политики на другие сферы общества; отношения, отражающие функциональные связи, раскрывающиеся через соотношение политических и неполитических методов регулирования социальных процессов. Отношения между политикой, экономикой, моралью часто показывает какие средства общество выбирает для сохранения своей целостности. Конечно, во взаимоотношениях политики и экономики определяющая роль принадлежит экономике, но с другой стороны это не всегда так. Однако, когда политика начинает преобладать, то это может привести к различным результатам: позитивным, нейтральным, негативным. В конечном итоге, эффективность соотношения экономики и политики отражает зрелость политической власти. Глубоки и многообразны связи политики с моралью. Выбор средств политики зависит от нравственного потенциала властвующих. Мораль, как и политика, может умножить или ослабить сплоченность общества. Она воздействует на человека "сверху" через идеологические ценности государства и "снизу" через моральные ценности, господствующие в массовом сознании. Еще более значима связь политики и права. Право юридически закрепляет основные принципы политического господства. Право определяет границы деятельности власти и оппозиции, обеспечивает легитимность их деятельности. Говоря о взаимосвязях политики и месте политики в обществе можно обозначить следующее поле политики: ü политические явления и процессы являются продуктами существующих структур, обуславливающих предпочитаемые и функционирующие идеологические ценности; ü политические явления и процессы являются концентрированным отражением экономики, которая формирует состояние общественного сознания и общественные критерии ценностей; ü перемены, происходящие в общественных структурах, непосредственно обуславливают перемены в сфере политических процессов и явлений; ü изменения, происходящие в сфере политики, вызывают преобразования в идеологических ценностях и тем самым изменяют иерархию политических целей; ü перемены в экономике модифицируют состояние общественного сознания социальных групп, вызывают изменения групповых интересов и их осознание как собственных;
Политика выступает как единство 3-х взаимосвязанных аспектов: 1) сфера общественной жизни; 2) вид активности субъектов; 3) тип социальных (политических) отношений.
Содержание мира политики: 1. наука; 2. субъекты и объекты политических действий; 3. отношения субъектов; 4. установки, цели, интересы; 5. регулирование, согласование социальных интересов; 6. практическая деятельность; 7. участие в делах государства, влияние на власть; 8. деятельность по управлению. В политике выделяют форму, содержание и процесс, уровни.
Функции политики: 1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. 2. Управленческая и регулятивная. 3. Политическая социализация. 4. Мобилизация и эффективность деятельности. 5. Рационализация.
Date: 2015-09-22; view: 369; Нарушение авторских прав |