Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особо охраняемые природ тер-рии и объекты, их роль в сохран биологич разнообраз РБ
Согласно закону РБ «Об особо охраняемых прир. тер-риях и объектах» (1994), к таковым относятся: гос. заповедники, нац. парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу РБ. Заповедники явл. исключит-но природоохр-ми научно-исследовательскими учреждениями гос. знач-я, в задачи к-рых входит: ● сохранение в натур. состоянии прир. комплекса, входящего в состав заповедника; ● проведение научных исследований; ● организация мониторинга окр. среды; ● содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; ● популяризация природоохр-х взглядов и дела охраны природы. 22 Роль минеральных ресурсов в воспроизводственном процессе Используются в сфере производства товаров, промышленности, являются материальной основой и активным элементом роста производства. Минеральное топливо (уголь, нефть, природный газ) — основной источник энергии и важнейшее промышленное сырье. Переработка минерального топлива является базой формирования промышленных комплексов(нефтехимических, газохимических, углехимических).Развитие тяжелой индустрии, черной и цветной металлургии, хим пром, применяются в виде лекарств и радиоактивных веществ для лечебных целей,развитие строительного комплекса, для производства цемента, кирпича, извести, стекла и керамических изделий. Для минерально-сырьевых ресурсов характерны: 1)резкая неравномерность размещения; 2)невозобновляемость конкретных видов ресурсов; 3)возмож-ть восполн. разведкой, освоения новых объектов; 4)разнообразие горнотехнич. и природно-экономич. условий эксплуатации; 5)ограниченность крупных и благоприятных месторождений, (Среднегод. мировая добыча пол/иск к к. XX в достигла 8-10 млрд т). Общая классификация полезных ископаемых. Пол/иск-природное минеральное образование земной коры неорганич и органич происхождения, кот может быть использовано в нар хоз-ве. Залежи горных пород, которые обогащены одним или несколькими минералами наз. минеральн месторождениями.ол/иск, по колич, кач и усл залегания пригодные для пром и хоз использования, наз. месторождениями пол/иск. Пол/иск, в завис от обл хоз применения, разделяются на группы: 1)топливно-энергетическую (нефть, природный газ, ископаемый уголь, горючие сланцы, торф, урановые руды); 2)рудную (железная и марганцевая руды, хромиты, медные, свинцово-цинковые, никелевые, вольфрамовые, оловянные, руды благородных металлов); 3)горно-химического сырья (фосфориты, апатиты, поваренная, калийные соли, сера, бром и йодсодержащие растворы); 4)природных (минеральных) строительных материалов и нерудных пол/иск, к кот примыкают технические и драгоценные камни (мрамор, гранит, горный хрусталь, алмаз и др.); 5)гидроминеральные (подземные пресные и минерализованные воды). Действует классификация с разделением на четыре категории: А, В, С, и С2. 1)категория. А(наиболее разведанные, точно опред границы залегания и подготовл для добычи) 2)категория. В (предварительно разведанные запасы пол/иск с примерно определ границ залегания. 3)категория С(разведанные в общих чертах месторождения). 4)категории С2 (перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений) А и В использ при разработке текущих планов и прогнозов. С, и С2 при обосновании долгосрочных прогнозов, планировании геологоразведочных работ. Пол/иск по пригодности для использ. 1)балансовые (целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; 2) забалансовые - запасы, кот при имеющейся технике не могут быть эффект использованы. 3)категория прогнозных - оцениваемые в качестве возможных.
Территория Беларуси перспективна на руды черных и цветных металлов, открыты два месторождения железных руд с общими запасами по категориям А + В + С1 – 340 млн. т и прогнозными – 1,5 млрд. т. Выявлено и разведано 5 тыс. месторождений(30 видов мин. сырья). Важнейшими пол/иск явл калийные и каменные соли, нефть, торф, строймат и сырье для их произ-ва, подземные пресные и минеральные воды. 1)Топливные мин ресурсы РБ(нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы).58 месторождений нефти, 30 эксплуатируются, остальн разведываются,рес нефти-338,3млн. т, рес торфа-3 млрд т, бурые угли-Полесье,запасы-1350,8 млн т.Житковичи,Бриневск, Тонежск-150,0 млн т, горючие сланцы(юг РБ бассейн-20 тыс. км2. Любанское и Туровское месторождения, для развития энергетики, хим пром, произв строймат. 2)Горно-химическое сырье(калийные, каменные соли, фосфоритами). Калийные соли (Старобин и Петриков) - 6,9 млрд т, ПО "Беларускалий". Каменная соль(неисчерпаемые), Мозырь, Давыдовск и Старобинском - 22 млрд т. Два фосфоритоносных бассейна: Сожский, Припятский (Мстиславль и Лобковичи - 30 млн т), Брестский фосфоритоносный район - 52,9 млн т). Руды черных и цветных металлов(Околовское и Новоселковское месторожд.- 340 млн.), болотные железные руды повсеместно (300 месторождений) - сырьем для производства минеральных красок. Припятский прогиб - давсанитовые руды (сырье для производства глинозема и кальцинированной соды). Основные пути рационального использования и охраны недр Кодекс РБ о недрах (1997) определяет требования по рациональному использованию и охране недр: 1)соблюдение установл законодат порядка предоставл недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2)полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечивающее достоверную оценку запасов пол/иск; 3)недопущение порчи разрабатываемых месторождений пол/иск в результате пользования недрами; 4)обеспечение полного извлечения из запасов пол/иск и попутных компонентов; 5)рациональное использование вскрышных пород; 6)охрана месторождений пол/иск от затопления, пожаров и др бедствий, снижающих кач и ценность пол/иск. Направления геологоразведочных работ: 1)поиск и разведка месторождений нефти и газа; 2)поиск и подготовка к пром освоению бурых углей; 3)оценка перспектив алмазоносности; 4)разведка запасов железных руд; 5)подготовка к промышленному освоению минерализованых рассолов; 6)поиск и разведка новых месторождений полезных ископаемых.
24 Понятие «хозяйственный механизм» Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспечении ее эффективного функционирования важная роль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официально провозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, где диапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямого административного принуждения до формирования институциональных условий рыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования. Институциональные механизмы регулирования социально-экономических процессов представляют собой совокупность институтов, то есть элементов социальной структуры общества, форм организации и регулирования его жизни посредством закрепления правовых норм и правил, использования системы учреждений, организаций, управленческих структур, разрабатывающих и контролирующих выполнение этих норм и правил. Одним из институциональных механизмов, осуществляющих государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельными структурными звеньями является хозяйственный механизм, который представляет собой систему форм и методов организации и регулирования экономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическая политика, организация прогнозирования, планирования, финансирования хозяйственных процессов, экономическое стимулирование, деятельность управленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции: обеспечивает взаимосвязанность, сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостной системы; согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждого работника, отдельных предпринимателей. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности Важное место в хозяйственном механизме природопользования отводится прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов, или эколого-экономическому прогнозированию и планированию. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает прежде всего определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста. Прогнозы, программы, планы конкретного эколого-экономического прогнозирования по периодам времени на уровне государства и особо важных природных комплексов и экологических систем носят, как правило, межотраслевой и межрегиональный характер Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка и реализация государственных научно-технических программ. Главной целью таких программ является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы. По природным комплексам составляются схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, комплекс мер, необходимых для стабилизации и улучшения природной среды. Прежде всего, необходим долгосрочный прогноз развития и рационального размещения особо охраняемых природных территорий. Взаимосвязанный анализ современного и перспективного состояния природной среды и развития хозяйства как источника антропогенных нагрузок на экологические системы позволяет в названных схемах определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны природы и создания условий для достижения экологической стабильности на территории природного комплекса. Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими исполнительными органами управления в пределах административно-территориальных единиц с участием общественных экологических организаций. Территориальные (региональные) программы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов формируются на уровне республик в составе Российской Федерации, краев, областей и городов. Намечаемые в них мероприятия увязываются с федеральными целевыми экологическими программами. Проектно-планировочные работы, выполняемые для промышленных и сельскохозяйственных территорий, пригородных зон, курортов, районов массового отдыха и туризма, в обязательном порядке включают комплекс природоохранных мероприятий. В целях определения долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды на региональном и муниципальном уровне ведётся разработка территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Цель подобных схем - определить комплекс мероприятий по восстановлению, сохранению и улучшению качества окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и сохранению биологического разнообразия. Территориальные комплексные схемы разрабатываются для конкретных территорий с учётом генеральной схемы расселения, схем развития и размещения производственных сил страны и регионов. Такие схемы составлены в первую очередь для ряда городов и регионов с неблагополучной экологической ситуацией. Отраслевое природоохранное прогнозирование и планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого природоохранного планирования являются программы, отражающие экологические аспекты отдельных народнохозяйственных комплексов и видов деятельности, - «Экология и энергетика», «Экология и транспорт», «Экологизация сельского хозяйства» и др. Система прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов должна способствовать обеспечению технологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реализации каждого из выделенных блоков эколого-экономического прогнозирования.
26. Управление природопользованием: сущность, методы, функции Управление природопользованием– это деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспечению режима законности в эколого-экономических отношениях. Механизм управления природопользованием объединяет методы, функции и организационные структуры (органы управления). Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления: административные (командно-распорядительные)– обеспечиваемые возможностью государственного принуждения; экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необходимых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования; социально-психологические – методы морального стимулирования, которые реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.). В странах с развитой рыночной экономикой и устоявшимися демократическими традициями широкое распространение получили так называемые информационныеметоды управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяйствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой. В условиях рыночной конкуренции открытая информация о хозяйственной деятельности природопользователей и ее экологических последствиях является мощным рычагом воздействия на управляемые объекты. Орхусская конвенция о доступе к экологической информации (1998), которую подписали и ратифицировали многие постсоветские государства, обязывает нас активнее внедрять в экологическую практику информационные методы управления. Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:
27 Особенности административного управления природопользованием Функции административного управления включают виды деятельности: 1)планирование, формирование целей, задач, определение ресурсов для их выполнения (мат, финансовых, кадровых), прогнозирование результатов; 2)выполнением детальной классиф предстоящих работ; 3)подбор кадров; 4)нормирование хоз деятельности, кач выпускаемой продукции и окружающей среды; 5)контрольные и учетные функции, лицензирование, мониторинг окр среды, нормативно-правовые акты.. Экологические стандарты: 1)стандарты качества окружающей среды(допустимое сост воздушного, водного бассейнов, почв и др природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах). 2)стандарты воздействия на окр среду(уровень выбросов (сбросов) из данного точечного источника применения очистного оборудования). 3)технологические стандарты(требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии). 4)стандарты качества продукции(содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде). Помимо экологич стандартов, запреты, ограничения, лицензии и пр. Запреты(на произв продукции, использование первичных рес). Пр: хлорфторуглеродов, разрушающих озоновый слой. Л и м и т ы, квоты(ограничивают использ).Сертификаты(на использ земли, воды и т.п., дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса). Разрешения и лицензии(для желающих легально осуществлять выбросы). Главный принцип администр управления в РБ — разрешительно-запретительный.(устанавливаются лимиты на пользование природными ресурсами, выбросы, размещение отходов и т.д. выдаются разрешения на природопользование).
Date: 2015-09-22; view: 408; Нарушение авторских прав |