Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные источники финансирования. Целевые фонды охраны природы
Финансир. природоохр. меропр. – целевое распредел. фин-ых средств, кот. наход-ся в распоряжении гос-ва, предприятий и организаций, аккумулированы в соотв. фондах и предназначены для покрытия затрат, связанных с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий наруш. окр. среды. Финансир-ие природоохр. программ и мероприятий произв. за счет: 1) средств республиканских и местных бюджетов 2) средств гос. целевых бюдж. фондов охраны природы 3) средств юридич. лиц и индивид. предприним-ей 4) кредитов банков 5) иностранных инвестиций 6) средств граждан, в т. ч. иностранных 7) иных внебюдж. источников, не запрещенных законодат-вом РБ В эколог. финан-ии усиливается принцип «загрязнитель платит». На практике это означает, что именно предприятия несут финансовую ответственность за выполнение эколог. требований (обычно из прибыли и кредитов банков). Поскольку принцип «загрязнитель платит» исключ. фин. помощь его также тназывают принципом несубсидирования. Источники формирования цел. бюдж. фонда: 1) платежи за выбросы, сбросы 2) платежи за размещение отходов 3) платежи за переработку пластмасс 1), 2), 3) – платежи из эколог. налога. Новые подходы к финансированию природоохр. деят-ности. Под эффективным поним-ся такое исп-ие фин. рес-сов, кот. приводит к достижению оптимального уровня качества окр. среды и рациональному использ-ю прир. рес-сов. Новые подходы: 1) создание экологич. банков. Экол. банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкр. природохр. программы, организовывать рыночную продажу акций, обслуживать рынок квот на загрязнение, оценивать имущество и потенциал предприятия. 2) введение рейтинга банковского процента в зависимости от эколог. надежности природопользователей. Повышенный % за кредитование экологически опасных предприятий должен компен-ся льготным кредитованием экологически безопасных. 3) эколог. облигации как гос. ценные бумаги. Льготы при покупке эколог. облиг.: • исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юрид. и физ. лицами на покупку эколог. облигаций • льготные цены и условия поставки природоохр. техники, эколог. чистых технологий и продуктов • приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона и т. п. 4) эколог. страхование – это страхование гражданской ответственности предприятий-источников повышенного риска за причинение ущерба окр. среде и третьим лицам в связи с внезапным аварийным загрязнением окр. среды. Экономич. сущность эколог. стран состоит в аккумулировании ден. ср-в в фондах страх. орг-ий и в перераспредел. их м/д третьими лицами для компенсации причиненных убытков при наступлении страх. случая. Причем часть страх. фонда страх. организация обязана направить на проведение предупредительных мероприятий. 5) привлечение средств М/нар-го банка реконструкции и развития, Евр. банка реконструкции и развития, а также иностранных фондов. организаций. Глобальный эколог. фонд (ГЭФ). В деят-ности ГЭФ учавствуют 3 м/днар. структуры: 1) программа ООН по развитию 2) программа ООН по окр. среде 3) Всемирный банк В кач-ве осн. направл. для финансир. выдел.: 1) глоб. потепление климата 2) загрязнение м/днар. вод 3) уменьшение биоразнообразия 4) истощение озонового слоя. Значимость фондов состоит в том, что их средства являются тем необходимым минимумом, который гарантирован экологической сфере и не может быть использован ни на какие иные нужды
В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов-источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в «осуществившуюся» позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов, компенсировать «реализованную» опасность, т. е. ущерб. Экономическому подсчету поддается ущерб, нанесенный населению (расходы на восстановление здоровья и материального положения); окружающей среде (на ее очистку от загрязняющих веществ, поступивших вследствие аварии); хозяйственной сфере региона (на возмещение убытков производственным объектам). Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий. Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования. Обязательным является страхование, осуществляемое в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов. Однако вопросы экологического страхования пока не нашли всеобъемлющего развития в законодательстве. Возможно, первоначально целесообразно ставить вопрос о введении добровольного экологического страхования и провести соответствующие эксперименты на отдельных территориях, для чего необходимо составить банк данных всех производственных объектов с ранжированием их по степени экологической опасности. На основе величины экономического ущерба от аварийного загрязнения среды предприятия разделяют на три группы: особо опасные – группа «А» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,09) должны подлежать обязательному страхованию; опасные – группа «Б» (предприятия с вероятностью аварий на уровне 0,085) – решение по обязательному страхованию принимают региональные природоохранные органы; малоопасные – группа «В» (вероятность аварий 0,059) – предприятия страхуют риск экологических аварий на добровольной основе. Далее необходима разработка и принятие закона об обязательном экологическом страховании, содержащего положения о порядке, размерах и способах гарантирования возмещения ущерба от производственных аварий, сбоев технологического режима и других антропогенных нарушений окружающей среды. Закон должен установить единые условия и порядок проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Обязательное экологическое страхование будет способствовать гарантированному возмещению вреда третьим лицам и экономически стимулировать предотвращение аварийного загрязнения окружающей среды и деятельность по его нейтрализации без привлечения для этого бюджетных средств. Естественно, создание системы страховых природоохранных фондов должно быть многоэтапным, ориентированным на их реальные экономические возможности. Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд (выступающий в роли страховщика). Весьма важно для экологического страхования также конкретизировать виды и размеры ущерба, возмещаемого третьим лицам.
Экономический ущерб от загрязнения и истощения природной среды. Выделяют 3 вида ущерба: 1) эколог. ущерб хар-ся разрушениями, возник-ими в прир. экосистемах 2) эконом. ущерб – выраж. в денежной форме фактический или возможные потери народного хоз-ва, обуслов-ые ухудшением экол. ситуации в рез-те антропогенной деят-ности 3) соц. – наносится здоровью людей загрязн. воздухом, загрязн. продуктами питания, низким качеством питьевой воды, шумом и т. д. Эк. ущерб можно схематически представить в виде 2 составляющих: 1) натур. потерь в ден. выражении (прямой ущерб) 2) затрат на ликвидацию отриц. последствий или замену деградир. рес-сов (косвенный ущерб). К числу натур. потерь принадлежит прямое разрушение прир. рес-са и прямой ущерб, кот. несет эк-ка вследствие такого разруш. К косв. ущербу в промышл. отн-ся затарты на возмещение недополуч. продукции, дополнит. расходы на ремонт и содержание осн. фондов и т. д.; в с/х – снижение урожайности с/х культур и продуктивности животноводства вызывает дополнит. затраты на закупку этой продукции; в ЖКХ – дополнит. затраты на уборку улиц, более частая покраска зданий и т. д. Т. о. экон. ущерб явл-ся комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязн. разл. прир. сред. Реципиент – объект, кот. несет ущерб от загрязн. окр. среды.
Социальный и совокупный ущербы от загрязнения и истощения природной среды. Соц. ущерб можно условно подразд. на восполнимый и невосполнимый. Соц. восполн. ущерб выраж. в стоимостных показателях и включает: 1) потери произ-ва от невыходов на работу (недополуч. продукция) 2) прямые расходы в соц. обеспечении на оплату больничных листов 3) прямые расходы в здравоохр.:затраты на лечение 4) сниж. произ-сти труда Невосполнимый соц. ущерб невозм. оценить стоим. показателями. Н-р: 1) потеря здоровья 2) сниж. творч. актив. 3) досрочный уход на пенсию 4) псих. дискомфорт. Сов. эк. ущерб от загрязн. окр. среды=эк. ущерб+соц. восполнимый ущерб. Сов. эк ущерб отражает потери эк-ки и общ-ва при отсутствии прир.-охр. мероприятий. Его можно определить как сумму след. локальных ущербов: 1) ущерб промышл. 2) ущерб с/х и лесному хоз-ву 3) ущерб ЖКХ 4) ущерб от повышения заболеваемости населения 5) прямой эконом. ущерб населению 6) ущерб от повышения текучести кадров. 3 методических подхода к экон. оценке ущерба: 1) метод прямого счета, базируется на сопоставлении затрат на лечение населения, урож. с/х культур, продуктивности скота, сроков службы и т. д. в загрязненном и контрольном районах. 2) аналитический метод основан на использовании матем. зависимостей м/д показателями состояния реципиентов и уровнем загрязнения окр. среды 3) эмпирический (укрупненный) метод основан на принципе перенесения на частный исследуемый объект общих закономерностей воздействия ущербообразующих факторов. Эмпирическая (укрупненная) методика оценки экон. ущерба от загрязнения. Упрощенно экон. ущерб от загрязн. окр. среды можно представить как сумму ущерба от загрязнения атм. воздуха Уа, от загрязнения водных рес-сов Ув, от загрязн. почвы Уп, от загрязн. недр Ун: У= Уа+Ув+Уп+Ун Уа=g · f · s · m В качестве осн. реципиентов(Реципиент – объект, кот. несет ущерб от загрязн. окр. среды) рассматр-ся: 1) население 2) объекты ЖКХ 3) с/х угодия, животные и растения 4) лесные рес-сы 5) элементы осн. фондов промышл. и транспорта 6) рыбные рес-сы 7) рекреационные и лечебно-курортные рес-сы Наиб. экон. ущерб наносится от загрязн. возд. среды (60 %), водн. рес. (30 %), ущерб от отх. (10 %) Осн. фун-ции показателей сов. эк. ущерба: 1) учетная: показатели служат измерителем отрицательных последствий хоз. деят-ности 2) стратегическая: показатели служат для выбора природо-охр. стратегии, обосновании экол. политики, обоснов. развития и размещения производ. сил 3) ограничительная: показатели способствуют ограничению размещения новых объектов в экологически неблагополучных регионах 4) инвестиционная: эти показатели необходимы для уточнения размеров и структуры природоохр. инвестиций 5) стимулирующая: показатели служат базой для определения размеров штрафных санкций, для установления платежей за загрязнение.
Экономическим результатом издержек предотвращения загрязнения можно считать снижение ущерба. Считается, что природоохранные затраты в 1–2% от ВНП предотвращают ущерб в 3–5% объема ВНП. Однако они вызывают и отрицательные экономические последствия, поскольку отвлекают значительную часть трудовых и финансовых ресурсов, влияют на рост себестоимости продукции. Одной из актуальных проблем является установление экономически обоснованного уровня издержек предотвращения загрязнения. Производитель может выбирать: либо экономию на природоохранных затратах, но тогда создается высокий уровень выбросов и наносится значительный ущерб окружающей среде, либо сокращение ущерба путем увеличения природоохранных издержек. Существует некая оптимальная ситуация, когда экологические издержки достигают минимума. Это и есть экономический оптимум загрязнения окружающей среды. Экономия на экологических затратах сейчас, по прогнозам ученых, может обернуться необходимостью расходовать до 40-50% ВНП на оздоровление природной среды в будущем. Другая инвестиционная проблема состоит в рациональном распределении средств между двумя направлениями экологических мероприятий, указанными выше, и совершенствованием структуры расходов внутри каждого из них. Следует отметить также, что функционально предназначение природоохранных затрат значительно шире, чем только предотвращение негативных экологических последствий, поскольку они служат удовлетворению и социально-экономических потребностей общества (расширение сферы образования, совершенствование технологий, внедрение достижений НТП, модернизация производства, улучшение условий жизнедеятельности людей и т. п.). Другая составляющая экологических издержек общества определяется величиной экономического ущерба от негативных воздействий антропогенной деятельности на природную среду и затратами на его компенсацию (постзатратами) (рис. 11.1). По времени реализации различаются две категории природоохранных затрат: капитальные и текущие, или в современной «рыночной» терминологии - инвестиции в основной капитал и эксплуатационные издержки. К капитальным вложениям на охрану окружающей среды относятся единовременные затраты на создание, обновление, реконструкцию, замену и расширение основных фондов природоохранного назначения, совершенствование технологии производства с целью сокращения его воздействия на природную среду. Капитальные вложения представляют собой материальные затраты общества, которые в течение нескольких лет (как правило, больше года) находятся в сфере производства, не давая полезного эффекта. Продолжительность этого периода зависит от срока освоения капиталовложений, превращения их в действующие основные производственные природоохранные фонды (ОППФ). ОППФ — это здания, сооружения, оборудование, используемое для целей охраны окружающей среды как на отдельных предприятиях, так и в государственном масштабе. Государственные капитальные вложения, направляемые на охрану природы и рациональное использование природных ресурсов, и соответственно ОППФ анализируются по основным компонентам природы. Они включают водо- и пылегазоочистные установки, объекты оборотного водоснабжения, оборудование и сооружения по сбору, обезвреживанию, складированию и захоронению твердых (полужидких) отходов производства и потребления, а также затраты на проведение капитальных работ по рекультивации земель, созданию защитных лесных насаждений, организации заповедников и других природоохранных территорий. Капитальные вложения природоохранного назначения включают как прямые, так и сопряженные капитальные затраты. В результате освоения капитальных вложений происходит создание фондов природоохранного назначения, процесс эксплуатации которых влечет за собой возникновение природоохранных текущих затрат. К текущим затратам относятся расходы на содержание и обслуживание основных фондов природоохранного назначения, а также на оплату услуг, связанных с охраной окружающей среды. В состав текущих затрат на содержание и обслуживание основных фондов входят ежегодные затраты на зарплату обслуживающего персонала, текущий и капитальный ремонты, амортизационные отчисления, энергетически расходы, затраты на реагенты. В соответствии с методологией статистики затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения учитываются отдельно и включают осуществляемые за счет различных источников финансирования расходы по капитальному ремонту сооружений, установок, оборудования и технических средств, относимых на предприятиях к основным фондам. Эти затраты должны быть учтены при определении валового накопления основных фондов природоохранного назначения.
Date: 2015-09-22; view: 555; Нарушение авторских прав |