Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в РБ





Общий надзор и контроль за соблюдением законода­тельства Республики Беларусь, в том числе и законода­тельства по охране труда, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.

Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляются Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда и социальной защи­ты, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.

Кроме того, в соответствии со ст. 462 ТК государствен­ный надзор и контроль за исполнением нормативных пра­вовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

Департамент государственной инспекции труда (да­лее - Департамент) является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Де­партамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.

Основными задачами Департамента являются:

1. осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде;

2. координация деятельности органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;

3. выявление и пресечение нарушений законодательства о труде;

4. обобщение практики применения законодательства о труде и обеспечение единообразного его применения;

5. содействие овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде и др.

Государственным инспекторам труда предоставлено право беспрепятственно посещать предприятия в любое время, знакомиться с технической документацией, полу­чать от должностных лиц объяснения, изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления наруше­ний государственные инспектора имеют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; приостанавливать или запрещать работу цехов, участков, оборудования; привлекать должностных лиц и нанимате­лей к административной ответственности и др. Например, за нарушение правил по охране труда, повлекшее причи­нение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом нанима­тель может привлекаться к уголовной ответственности или штрафу в размерах до 300 базовых величин в зависи­мости от степени виновности.

Специализированные органы государственного надзо­ра и контроля проводят специальный надзор по опреде­ленному кругу вопросов, а также за эксплуатацией от­дельных наиболее опасных объектов и устройств.

В частности, Проматомнадзор ведет надзор и контроль за безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности. Основными задачами Проматомнадзора являются:

1. осуществление специальных регулирующих, конт­рольных, надзорных, исполнительных и других функций в области промышленной, технологической, ядерной и ра­диационной безопасности, безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;

2. предупреждение техногенных аварий и травматизма на опасных производственных и других объектах повышенной опасности;

3. регулирование деятельности организаций по обеспечению безопасного ведения работ, противоаварийной устойчивости производств и объектов.

Госэнергонадзор является республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения и государственного надзора за рациональным использова­нием топлива, электрической и тепловой энергии. Кроме того, он проводит надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Госстройнадзор осуществляет надзор за соблюдением строительных норм и правил, строительных норм Белару­си, методических пособий и указаний, руководящих до­кументов и других нормативных технических правовых актов, как на стадии проектирования, так и при строительстве объектов хозяйственной деятельности. Госстройнадзор контролирует соблюдение установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, со­оружений, а также участвует в работе комиссий по рассле­дованию причин этих происшествий.

Саннадзор осуществляет государственный надзор за со­блюдением нанимателями, должностными лицами и гражда­нами санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологи­ческих правил и норм в соответствии с Законом Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии насе­ления». Систему органов и учреждений, выполняющих эти функции, возглавляет заместитель Министра здравоохране­ния - Главный государственный санитарный врач Респуб­лики Беларусь. На местах надзор проводится врачами-гиги­енистами соответствующих территориальных центров ги­гиены и эпидемиологии и другими службами.


Надзор за обеспечением пожарной безопасности — Государст­венный пожарный надзор (Госпожнадзор). В его функции входит кон­троль за противопожарным режимом на предприятиях, в организациях и учреждениях отделами Государственного пожарного надзора системы органов и подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ.

Ведомственный контроль за безопасностью производ­ства проводится соответствующими министерствами, ве­домствами, концернами, в которых предусмотрены штат­ным расписанием службы (отделы) охраны труда.

Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах является важным эле­ментом функционирования государственного механизма контроля за соблюдением норм охраны труда, повышения трудовой и технологической дисциплины.

В соответствии со ст. 463 ТК и ст. 16 Закона Республи­ки Беларусь «Опрофессиональных союзах» обществен­ный контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на профсоюзы.

На предприятиях, в учреждениях и организациях, где отсутствуют профсоюзные организации, собранием трудо­вого коллектива могут избираться уполномоченные по вопросам охраны труда.

Представители профсоюзов при осуществлении общест­венного контроля за соблюдением нанимателем законода­тельства Республики Беларусь по охране труда имеют право:

1. посещать организации, в которых работают члены этого профсоюза, для проведения проверок;

2. осматривать рабочие места, проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

3. принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4. подавать в суд по просьбе своих членов исковые заявления в защиту их трудовых и социально-экономических прав и т.д.

Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правила­ми, инструкциями, другими нормативными и справочны­ми материалами по охране труда за счет средств предпри­ятия. Уполномоченным выдается соответствующее удос­товерение и для выполнения возложенных на них функ­ций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллек­тивным договором или совместным решением работодате­ля и представительных органов работников.







Date: 2015-09-27; view: 763; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию