Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прогресс науки и техники и задачи охраны труда (ОТ)
Лекция № 1 ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РБ ОБ ХРАНЕ ТРУДА
Прогресс науки и техники и задачи охраны труда (ОТ) Создание безопасных и безвредных условий труда на производстве является общегосударственной задачей и предметом постоянного внимания управленческих и профсоюзных органов Республики Беларусь. Концепция государственного управления охраной труда, утвержденная Советом Министров Республики Беларусь в 2005 г., нацеливает нанимателя на профилактику травматизма и обеспечение безопасных и здоровых условий труда для всех трудящихся. Решение поставленной задачи в значительной степени зависит от подготовленности руководящих кадров и в том числе специалистов среднего звена по вопросам охраны труда. Будущим работникам необходимо овладеть научными основами безопасности и гигиены труда, а также способами их практического применения для устранения опасных и вредных производственных факторов, предупреждения травматизма и профессиональных заболеваний. При переходе к рыночной экономике роль и значение охраны труда на производстве будут многократно возрастать. В современном мире ежегодно более 160 млн рабочих получают травмы и заболевают в связи с неблагоприятными условиями труда, из них свыше 1,2 млн человек погибают вследствие несчастных случаев и заболеваний, связанных с условиями труда. По экспертным оценкам, потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом оцениваются суммой, эквивалентной около 75 тыс. дол. США. Во многих развивающихся странах смертность работников от несчастных случаев на производстве в 5-6 раз превышает аналогичные показатели промышленно развитых стран. Известно, что в нашей республике около 30% от общей численности работающих вынуждены трудиться в неблагоприятных условиях, в том числе на предприятиях: химической и нефтехимической промышленности - 53%, черной металлургии - 51%, электроэнергетики - 49%, лесозаготовительной - 47%, текстильной - 43%. Ежегодно в связи с нарушением требований безопасности труда на предприятиях республики травмируется более 5 тыс. работников. Из них около 200 человек погибают, а свыше 800 получают тяжелые травмы. Причинами аварий и несчастных случаев нередко служат технические факторы - конструктивные недостатки - или неисправность машин и механизмов, несовершенство технологических процессов, отсутствие либо выход из j строя защитных средств и т.п. Однако, как показывает, опыт, во многих случаях виновником травматизма является сам работник, который по тем или иным причинам пренебрег требованиями безопасности. Зачастую это объясняется недостаточным уровнем подготовки в области охраны труда, а также неумением принять оптимальное решение в условиях дефицита времени и психофизиологических перегрузок. Современный этап развития науки и техники характеризуется комплексной автоматизацией и механизацией трудовых процессов, широким внедрением систем управления. В результате автоматизации функции человека претерпевают существенное изменение, перемещаясь на более высокий уровень, и становятся функциями контроля и управления. При внедрении на производстве средств автоматизации и механизации условия труда претерпевают существенные изменения. Изменяются функции работников и требования по технике безопасности, которые следует соблюдать при обслуживании машин и механизмов и управлении. Несмотря на то, что снижается доля физического труда, повышается ответственность работников, предъявляются высокие требования к их вниманию. Важнейшей целью этого процесса является формирование у специалистов мышления, основанного на глубоком осознании основного принципа - безусловности приоритетов бесценности и безопасности человеческой жизни при решении любых производственных задач. Предмет, задачи и содержание дисциплины Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (по ТК РБ). Следует отметить, что в охране труда, в отличие от многих других дисциплин, все термины строго стандартизированы, что имеет большое значение при рассмотрении социально-трудовых конфликтов. Поэтому ниже и в дальнейшем по тексту будут приводиться определения основных терминов со ссылками на соответствующие документы. Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 19605). Безопасные условия труда (безопасность труда) - состояние условий труда, при которых воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышает предельно допустимых значений (ГОСТ 12.0.002). Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме, острому отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья или смерти (ГОСТ 12.0.002). Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства (ГОСТ 12.0.002). Курс «Охрана труда» состоит из следующих разделов: 1. организационно-правовые основы; 2. производственная санитария и гигиена труда; 3. техника безопасности; 4. пожарная безопасность. Цель курса - вооружить будущих специалистов как теоретическими, так и практическими знаниями, необходимыми для творческого решения вопросов, связанных с эксплуатацией и созданием новых технологий и техники, исключающих производственный травматизм и профессиональную заболеваемость, без чего невозможна реализация направления, провозглашенного в качестве основополагающего для этой области науки - «от техники безопасности к безопасной технике». Задачи изучения дисциплины - дать будущему специалисту знания научных основ охраны труда, привить интерес к рационализации производства, творческому решению проблем улучшения условий и безопасности труда на объектах хозяйственной деятельности. Методологической основой дисциплины является научный анализ технологического процесса, аппаратурного оформления, условий труда, используемых и получаемых продуктов с точки зрения возможности возникновения в процессе эксплуатации производства опасных и вредных производственных факторов. На основе такого анализа определяются потенциально опасные участки производства, возможные аварийные ситуации и разрабатываются мероприятия по их предупреждению и ликвидации. В результате изучения предмета учащиеся должны знать: 1. Концепцию государственного управления охраной труда в Республике Беларусь, основные законодательные и правовые нормативно-технические документы по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности; 2. организацию государственного надзора и общественного контроля за охраной труда; 3. организацию работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке; 4. опасные и вредные производственные факторы, характерные для конкретного производства; 5. основные требования к производственным помещениям и рабочим местам; 6. способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов; 7. основные мероприятия по пожарной профилактике и технические средства пожаротушения. Изучение предмета основывается на знаниях, полученных учащимися по специальным предметам, физике, химии, технической механике, электротехнике, электронике и т.д.
Date: 2015-09-27; view: 448; Нарушение авторских прав |