Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая культура: понятие, сущность, типология





Термин «политическая культура» ввел в научный обиход немецкий философ- просветитель И. Гердер. В политическую же науку он был введен американским политологом Г. Алмондом.
Разрабатывая модель политической системы, Алмонд выделил не только ее формальную структуру, но и субъективную ориентацию на политическую систе му. Последняя и была названа политической культурой. Ее классическое опре деление, сформулированное Г. Алмондом и Г. Пауэллом, звучит следующим об разом: «Политическая культура есть совокупность индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы. Это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение». Ука занные индивидуальные ориентации, по мнению американских ученых, включа ют в себя несколько элементов: а) познавательную ориентацию — истинное или ложное знание о политических объектах и идеях; б) аффективную ориентацию - чувство связи, ангажированности, противодействия и т. д. в отношении политиче ских объектов; в) оценочную ориентацию — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно предполагают использование в отношении к политиче ским объектам и событиям оценочных критериев.
Наряду с ориентациями на политическую систему в целом американский по-литолог также выделил ориентации на структуры «входа» в политическую систе му и «выхода» из нее, а также ориентации индивида относительно своего места в политическом процессе и возможностях политического участия.
В приведенной дефиниции можно выделить две характерные особенности. Во- первых, политическая культура предстает как совокупность ориентаций на поли тическую деятельность, это еще не сама деятельность, а лишь субъективная уста новка на нее, она не задает индивиду определенный тип поведения, необходимый для достижения поставленных целей, но предопределяет выбор направленности деятельности. Во-вторых, политическая культура предстает как структура ориен- таций, в которую включены: знания о политической системе, ее ролях, функциях, решениях и действиях, возможностях и способах влияния на принятие политиче ских решений (когнитивные ориентации); чувства относительно политической системы, ее структур, ролей, функций и политических деятелей, их исполняющих (эмоциональные ориентации); суждения, мнения и представления о политиче ской системе, ее ролях, функциях, состоящие из комбинации ценностных стан-дартов и критериев, информации и эмоций (оценочные ориентации). Как признавался сам Алмонд, введенное им понятие представляло попытку классифицировать с помощью одного термина то, что «раньше представало как

отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный харак тер, культурная среда и т. д.». Оно позволяло выделить качественную сторону политической системы, объяснить различия в функционировании и результатах деятельности внешне схожих политических систем, соединить исследование их формальных и неформальных компонентов с анализом национальной политиче ской психологии, политической идеологии, фундаментальных ценностей обще ства. По отношению к политическим структурам политическая культура рас сматривалась и как зависимая и как независимая переменная, т. е. и как причина и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает существенное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны полити ческих структур.
Таблица 14.1
Содержание и структура политических ориентации Ориентация Операциональное определение Политическая идентифика ция Нация граждан; политические образования и группы, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; политические образования и группы, в которые индивид вовлечен наиболее глубоко Политическая вера Готовность сотрудничать с различными группами в различных соци альных акциях; членство в группах; оценка деятельности групп с точ ки зрения того, заслуживает ли она доверия, каковы ее мотивы и т. п. Ориентации
относительно
режима Вера в легитимность режима; чувства и оценка основных политиче ских учреждений и символов режима; включенность в политическую деятельность по поддержке или противостоянию режиму «Правила игры» Как индивид относится к высказываемым политическим мнениям; концепции политических обязательств для самого себя и для других; концепции принятия политических решений властями; отношение к политическим девиантам и диссидентам Политическая действенность Вера в то, что власть ответственна за свои действия; вера в важность гражданской активности и участия в политической жизни; вера в воз можность политических изменений Политическая компетент ность Частота голосований и других типов политической активности; зна ние о политических событиях и их влиянии на человека; интерес к по литике Input-Output- ориентаиия Удовлетворенность политикой власти; знание о том, как политические требования достигают центров принятия решений; вера в эффектив ность «входов» и «выходов» политической системы Источник: Пивоваров Ю. С. Концепция политической культуры в современной науке // Политиче ская наука. Теоретико-методологические и историко- культурные исследования. М., 1996. С. 13. Исследование структуры политических ориентаций было продолжено У. Ро- зенбаумом, который выделил три типа ориентаций относительно политических обьекгов.



Первый тип составляют ориентации относительно институтов государствен ного управления. К нему принадлежат: а) оценки индивида государственных орга нов власти, их норм, символов и лиц, осуществляющих политические функции, его реакция на них — ориентация относительно режима; б) оценки различных требований к политической системе и реакции на них — ориентация относитель но «входа»; в) оценки решений, принимаемых политической властью, и реакции на них — ориентации относительно «выхода».
Второй тип включает ориентации относительно «других» в политической сис теме: а) политическую идентификацию — ощущения принадлежности индивида к определенной социальной группе, партии, чувства сопричастности и лояльности к ним; б) политические верования (убеждения), отражающие отношение к другим политическим группам в интервале «хорошее — плохое»; в) представления об ос новных правилах и нормах, которые должны регулировать деятельность полити ческой системы, — представления о «правилах игры».
В третий тип входят ориентации относительно своей собственной деятельно сти, включающие: а) политическую компетентность — оценки индивидом собст венных политических «ресурсов», позволяющих ему участвовать в политической жизни, и представления о влиянии политики на человека; б) политическую дейст венность — представления о влиянии политических действий индивида на выра батываемую политику и о возможностях такого влияния через гражданские акции. В обобщенном виде содержание и структура политических ориентаций представ-лены в табл. 14.1.

 

В политической науке существуют многочисленные типологизации политиче ской культуры. Первое глубокое исследование типов политической культуры бы ло осуществлено Г. Алмондом и С. Вербой.
С 1958 по 1962 г. они предприняли широкомасштабное сравнительное исследо вание политических культур Великобритании, Западной Германии, Италии, Мек сики и США. В ходе этого исследования их интересовали «модели политических ориентаций относительно политических объектов среди членов наций». Получен ные в ходе исследования результаты и сформулированная на их основе концеп ция были представлены в работе «Гражданская культура». В ней выделялись три типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.
Для патриархального типа («приходская», «общинная», «провинциальная», «парохиальная» культуры) характерны ориентации граждан на местные ценно сти — общину, род, клан, деревню, племя и т. п. Таким образом, индивид с патри архальной культурой ориентирован на конкретные личности — вождей, шаманов. Знания о политической системе у членов сообщества полностью отсутствуют, по литические ориентации не отделены от экономических и религиозных. Поэтому у личностей с патриархальной культурой нет никаких ожиданий, связанных с са мой политической системой.
Подданнический тип культуры характеризуется пассивным отношением граж-дан к политической системе. Здесь личность уже ориентирована на политическую систему, связывает с ней свои ожидания, но в то же самое время опасается санк ций с ее стороны. Представления о возможностях влияния на процесс выработки
решений отсутствуют, личность не рассматривает себя как творца политического процесса.
Активистский тип, или политическая культура участия, отличается активным включением индивидов в политическую жизнь. Граждане умело артикулируют свои интересы и через выборы, группы интересов, партии оказывают влияние на процесс выработки политики. В то же самое время они демонстрируют лояльность к политической системе, законопослушность и уважение к принятым решениям.
Различия между обозначенными типами политических культур хорошо видны из табл. 14.2.
Таблица 14.2
Типы политических культур как комбинаций ориентаций на объекты Наименование типа Объект ориентации «Система» «Вход» «Выход» Актор («Я») Патриархальный 0 0 0 0 Подданнический 1 0 1 0 Активистский 1 1 1 1 Источник: Almond G., Verba 5. The Civic culture. Political attitudes and democracy in five nations. Prin-ceton, 1963. P. 17. Однако в реальной политической жизни, замечает Алмонд, политическая куль тура любого общества представляет собой комбинацию, «смесь» из нескольких типов политических культур. Особое внимание он уделил трем типам таких ком бинаций. Для демократической индустриальной политической системы характер но следующее сочетание: 60% представителей активистской культуры, 30% — под даннической, 10% — патриархальной; для авторитарной индустриальной — 5% — активистской, 85% — подданнической и 10% — патриархальной; для авторитарной переходной системы соответственно — 10,60 и 30%; для демократической доинду- стриальной — 5,40 и 55%. Указанные пропорции, конечно же, достаточно условны и могут варьировать, но они выражают характер соотношения различных типов политических культур в разнообразных обществах.
Демократической индустриальной политической системе, по Алмонду, соот ветствует гражданская политическая культура, которая имеет смешанный харак тер. Автор концепции гражданской культуры утверждает, что она опирается на античную традицию «смешанного правления», представителями которой явля лись Аристотель, Полибий, Цицерон. Этот тип культуры предполагает, во-пер вых, наличие трех фрагментов политической культуры в обществе (патриархаль ный, подданнический и активистский), во-вторых, наличие качеств подданных и «прихожан» даже у активных участников. Алмонд и Верба подчеркивали, что пат риархальные и подданнические ориентации уравновешивают активность и поли тическое участие индивида, обеспечивая тем самым устойчивость и стабильность демократической политической системы. Таким образом, «идеальный гражда нин» должен одновременно: стремиться оказать влияние на власть и в то же самое время сохранять к ней лояльность; быть потенциально активным, но не проявлять активность постоянно.




Основными чертами гражданской политической культуры выступают: консен сус относительно легитимности политических институтов; терпимость по отно шению к другим ценностям и интересам; компетентность. Безусловно, это черты нормативной модели политической культуры. Наряду с ними Алмонд предлагает более подробный перечень черт гражданской политической культуры:
знание о политической системе, о том, что собой представляет демократия и как она функционирует в конкретной стране;
ощущение индивидом своей политической значимости и возможности оказы вать своим участием влияние на политику государства;
признание обязательности участия в общественных делах;
ощущение политической свободы, выражающееся в свободном обсуждении лю бых политических вопросов;
готовность к кооперации с другими в политических акциях;
гордость за демократическое устройство своей страны;
доверие общественным и государственным институтам;
интерес к политике, понимание ее содержания и целей.
Несмотря на некоторую идеализированность концепции гражданской куль туры, многие политологи признают, что именно гражданская культура является прочным фундаментом демократических политических режимов. Исторический опыт свидетельствует, что «трансплантация» демократических моделей в страны незападной цивилизации чаще всего заканчивается неудачей: либо прямым воз вратом к авторитаризму, либо постепенной «гибридизацией» режима. Именно по этому одним из важнейших условий успешного перехода к демократии является формирование гражданской политической культуры. Естественно, что прямое ко-пирование политической культуры западных стран невозможно. В каждой стране формирующаяся гражданская политическая культура будет дополняться своими специфическими национальными чертами, в которых воплощается исторический и политический опыт предыдущих поколений.
Типология политической культуры, предложенная Г. Алмондом, неоднократ но подвергалась критике. Ее критиковали, во-первых, за чрезвычайно абстракт ный характер; во-вторых, за америкацентризм, так как за термином «гражданская культура» просматривалась вполне конкретная культуракультура американ ская; в-третьих, за то, что вся западная культура в предлагаемой концепции вы глядела весьма однообразно, в то время как существовали серьезные различия между политическими культурами западных стран, в-четвертых, за «статичный» характер политических ориентаций.
Более модифицированную типологию политической культуры предложили голландские исследователи Ф. Хьюнкс и Ф. Хикспурс в середине 1990-х гг. (см. табл. 14.3)Они исходили из того, что при типологизации политической культу ры необходимо учитывать такие индикаторы, как: интерес индивидов к полити ке (или политический интерес); установки в отношении политической системы (про- или антисистемные ориентации); политическое доверие к государственным институтам и чиновникам; ориентации относительно «выхода» системы; оценки возможностей личного участия в политической жизни и воздействия на полити ку, т. е. политическая активность.
Таблица 14.3
Типы политической культуры по Хьюнксу и Хикспурсу Наименование типа Ориентации на объекты «Система» «Вход» Актор («Я», ори-ентация на себя) Эмпирические индикаторы ориентаций «Субъективный политиче-ский интерес» «Политическое
доверие» «Участие в поли-тических акциях» Высо кий Средний Низкий Высо кое Низкое Высо кое Низкое Пассивные культуры Приходская - - + - + - + Подчинения - - + + - - + Наблюдательный (4) - + - - + - + Наблюдательный (3) - + - + - - + Наблюдательный (2) + - - - + - + Наблюдательный (1) + - - + - - + Активные культуры Протестная - - + - + + - Клиентелистская - - + + - + - Автономная - + - - + + - Гражданская - + - + - + - Партисипаторная (участия) + - - - + + - Гражданская парти-сипаторная + - - + - + - Источник: Рукавишников В., Халман А., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / Пер. с англ. М., 1998. С. 191. Значительную совокупность типов политической культур они подразделили на две основные группы: пассивные и активные культуры.

Сравнительные исследования, проведенные в США, Великобритании, Запад ной Германии, Италии, Мексике (1990) и России (1996), позволили выявить долю каждого типа в структуре политической культуры каждой страны (см. табл. 14.4).
Любая политическая культура состоит из суб культур (от англ. sub — под). В политической науке выделяются их различные типы: религиозные, этнолинг вистические, региональные, демографические. Алмонд разделил суб культуры на
вертикальные и горизонтальные. Первые из них отличаются разделением на суб культуры масс и элит. Вторые — на региональные, религиозные и этнические. В зависимости от характера взаимоотношений суб культур, У. Розенбаум выделяет интегрированные и фрагментированные типы политических культур. Интегриро ванный тип предполагает согласие большинства по базовым ценностям (относи тельно основных целей развития общества, функций политической системы и по литических норм). Фрагментированные же политические культуры отличаются острой конфликтностью суб культур; преобладанием патриархальных и поддан нических ориентаций над общенациональными; глубокой подозрительностью но сителей различных суб культур друг к другу. В конечном итоге фрагментарная культура обусловливает нестабильность политической системы и неустойчивость ее политических институтов. Подобный тип политической культуры характерен для развивающихся стран, а также для Канады, Северной Ирландии, современной России.
Таблица 14.4
Распространенность политических типов культур в России и некоторых странах мира в 1990-х гг. Тип политической культуры Страна (1990 г.) США Велико-британия Западная Германия Италия Мексика Россия Приходская 3 3 4 9 12 9 Подчиненная 4 2 3 6 5 5 Наблюдателей 3 2 5 1 3 56 Гражданская 26 16 16 5 8 2 Гражданская пар- тисипаторная 8 5 9 1 1 1 Участия 7 7 14 5 6 5 Клиентелистская 17 20 8 15 13 0 Автономная 16 19 24 16 19 22 Протестная 16 26 17 42 33 0 Итого 100 100 100 100 100 100 Источник: Рукавишников В., ХалманЛ., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения... С. 194. Более подробную типологизацию политических культур предложил англий ский исследователь Д. Каванах. Он выделяет гомогенную, фрагментарную, сме шанную и искусственно гомогенную политические культуры. Гомогенная поли тическая культура характеризуется единством общества по основополагающим ценностям и толерантностью. Фрагментарная — конфликтной оппозиционностью различных суб культур. Смешанная политическая культура — наличием ценност ных ориентаций, отличающихся от норм и ценностей существующего режима.

Искусственно гомогенная — апатичностью (подданническим характером), соеди няемой с мобилизованным участием.

 

Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Вот почему на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости.

Характерные черты политической культуры:

1) является продуктом естественно-исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;

2) фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;

3) имеет всеобъемлющий характер, пронизывая собой политическую жизнь конкретной страны;

4) обеспечивает целостность и интегрированность политической сферы;

5) координирует политическими методами жизнедеятельность общества в целом, сочетает интересы различных социальных групп, классов, государства и личности;

6) предлагает определенные образцы поведения, нормы взаимоотношений власти и граждан;

7) характеризует политическое сознание и политическое поведение массы населения.

Элементы структуры политической культуры:

– политическое сознание, включающее в себя как идеологические компоненты (политические знания, ценности, убеждения, способы политического мышления), так и психологические (политические чувства, эмоции, переживания, ориентации, настроения);

– политическое поведение (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности);

– политический опыт (политические традиции, обычаи, политическая память общества и т.д.).

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

Политическая культура формируется под воздействием многочисленных факторов, что и предопределяет многообразие ее видов, моделей.

Тип политической культуры определяется по следующим основаниям:

1) в зависимости от уровня общности: общая (наиболее устойчивые, типичные признаки, характеризующие политическое сознание и политическое поведение основной массы населения) и субкультура (совокупность политических ориентаций и моделей политического поведения, присущая определенным социальным группам и регионам);

2) в зависимости от степени согласованности во взаимодействии политических субкультур в той или иной стране: интегрированная (характеризуемая тенденцией к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы, низким уровнем конфликтности и политического насилия, преобладанием юридических процедур в разрешении политических коллизий, высоким уровнем материального благосостояния, развитой системой социальной защиты населения, многочисленным средним классом) и фрагментарная (характеризуемая отсутствием согласия граждан относительно политического устройства общества, расхождениями в вопросах понимания власти, социальной разобщенностью, отсутствием доверия между различными группами, высокой степенью социальной напряженности и конфликтности, нестабильностью правительств, применением насилия как главного метода осуществления государственной власти);

3) в зависимости от отношения к власти: господствующая и контркультура;

4) в зависимости от отношения к прогрессу: замкнутая (нацеленная на восстановление по образцу, установленному традициями) и открытая (ориентированная на изменения, легко усваивающая новые ценности);

5) в зависимости от степени ориентации людей на участие в политической жизни, в обеспечении функционирования политической системы: патриархальная (для которой характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни), подданническая (где сильна ориентация на политические институты и невысок уровень индивидуальной активности граждан) и активистская (свидетельствующая о заинтересованности граждан в политическом участии и о проявлении ими активности в этом);

6) в зависимости от стилей политического поведения: рыночная (где политика понимается как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан) и этатистская (которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида);

7) в зависимости от вида политического режима: демократическая и антидемократическая;

8) в зависимости от классового подхода: аграрная, пролетарская, мелкобуржуазная, буржуазная и т.п.;

9) в зависимости от связи с религией: божественно-традиционная (признающая священную природу власти, неизменность конкретной системы политических отношений власти, неизменность конкретной системы политических отношений и ее политических норм) и светская (характеризуемая прагматизмом, эмпиризмом);

10) в зависимости от базовых ценностей, на которые ориентируется та или иная общность в политической деятельности: общесоциальная (в рамках которой базовой ценностью выступает человек с его потребностями и интересами) и элитарная (главной ценностью здесь выступает сама власть, человек же, общество рассматриваются как средства для достижения данной цели).

Наиболее известная и распространенная классификация типов политической культуры разработана американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой и изложена ими в сочинении "Гражданская культура". Сопоставляя политические системы Великобритании, США, Италии, ФРГ и Мексики они выделили три основных типа политической культуры:

1) патриархальный, для которого характерны отсутствие интереса граждан к политической жизни страны и общества, озабоченность только местными проблемами, низкий уровень активности и участия в жизни общества (является преобладающей для слаборазвитых – африканских и части азиатских – стран с сильными пережитками родоплеменных и земляческих отношений, а в развитых странах – для части жителей сельских местностей);

2) подданнический, при преобладании которого люди имеют общие представления о политической системе и ее институтах, но не стремятся активно участвовать в политике, воспринимают государство, власть и политику как нечто "вышестоящее" по отношению к их частной жизни и ожидают от властей наказания за непокорность и поощрения за подчинение и дисциплинированность (чаще всего встречается в "переходных" и переживающих трансформацию обществах, где только еще формируются новые принципы и формы политических отношений);

3) активистский – при нем граждане политически грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, воздействуя на государственную власть с целью удовлетворения собственных интересов (развитые демократические государства).

В реальной политической жизни все эти типы политической культуры существуют не в "чистом", а в "смешанном" виде. Соединяясь в определенной комбинации и пропорции, они формируют гражданскую культуру общества.







Date: 2015-09-22; view: 665; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию