Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерватизм и неоконсерватизм: сущность, этапы развития, основные представители и их труды (общая характеристика)





Консерватизм (от лат. conservare — охранять, сохранять) — идейно-политическое течение, выдвигающее в качестве ос новных требований сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм политической и общественной жиз- щ в первую очередь ее правовых и нравственных устоев, ле жащих в основе семьи, религии, собственности.
Зарождение консерватизма обычно связывают с публика ций в 1790 г. работы английского политического мыслителя Э.Берка «Размышления о революции во Франции». Главная проблема его сочинения — вопрос о том, почему английская Э. Берк
Основные компоненты либерализма Абсолютная ценность человеческой лич ности и изначальное (от рождения) равен ство всех людей Признание определенных неотчуждаемых прав человека (право на жизнь, свободу, собственность) Теория и практика правового государства. Главные условия процветания государства: государство частной собственности; невмешательство государства в экономику; про стор для личной инициативы Идея гражданского общества как общест ва экономического, основанного на част ной собственности и рынке, независимо го от государства и политических институтов Идея «естественного неравенства людей». Неравенство - естественный биологиче ский, социальный и исторический факт, обусловленный неравенством способно стей, талантов Концепция социального прогресса Неолиберализм
Целью общества провозглашается про гресс человечества на основе конститу ционного закона и порядка Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу Расширение деятельности государства в социальной сфере Особое внимание уделяется правам и свобо дам человека, а в государственном устройст ве - принципу разделения властей Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через мно-гопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности

революция 1640 г. породила в обществе свободу, а французская — выродилась в неслыханную тиранию. Другими видными представителями консерватизма вы ступают католические богословы Ж. де Местр («Исследование Франции», «Замет ки о суверенитете», «О происхождении политических конституций»), Луи де Бо- нальд («Теория политической и религиозной власти») и швейцарский политиче ский деятель и писатель Э. Галлер.
Общие положения, разделявшиеся представителями этого направления в тече ние XVIII-XIX вв., следующие.
Законы истории и общества предопределены Богом, и человек не может уско рить ход истории и создавать принципиально новые общественные институты, не вызывая при этом хаос (Ж. де Местр: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной»).
Природа человека сложна и противоречива, а общественные отношения слиш ком сложны и запутанны — и поэтому переход к простому общественному уст ройству, а также перестройка его по рациональному плану невозможны и вред ны; совершенствование же человека может постепенно осуществляться за счет правильного воспитания и образования в рамках существующих институтов (Ж. де Местр: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий»).

Не общество является продуктом деятельности человека, но человек — про дуктом жизнедеятельности общества (образования, воспитания), и поэтому его силы недостаточны для коренной общественной перестройки (Л. де Ро нальд: «Человек существует только посредством общества, и общество творит его для себя»).
У консервативных мыслителей так или иначе присутствует идея некого жиз ненного начала всего реального мира. Например, у В. Соловьева в качестве та кого жизненного начала выступала София — Душа мира, Премудрость Божия. Предполагалось, что попытка человека вмешаться в естественный эволюцион ный и органический процесс развития общества может принести только вред (ибо общество — это организм, и его нельзя перестраивать, как машину). По этому любые перемены могут быть только частичными и постепенными.
Предрассудки и традиции («скрытый коллективный разум», «вековая муд рость народа») имеют преимущество перед отвлеченным философскими и политическими теориями и разумом отдельного человека («разумом софистов и экономистов»), поскольку подкрепляются опытом поколений и естественно дополняют законы (Ривароль: «Каковы бы ни были суждения или предрассуд ки, они хороши, поскольку они устойчивы. И поэтому так хорошо дополняют законы»).
Права человека — это абстракция, лишенная исторических корней, в отличие от конкретных прав англичан или французов (т. е. «историческое право»), и от дельный человек не должен противопоставлять себя обществу как целому (ор- ганицизм).
Законы и конституции по-настоящему эффективны, если опираются на мо-ральные и религиозные нормы (Э. Берк: «Мы знаем, что не сделали никаких открытий, и думаем, что нет никакой необходимости в каких-либо открытиях


в морали») и имеют неписаный характер (Ж. де Местр: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать»).
Разум отдельного человека в вопросах политики и общественного устройства обречен на ошибку, поскольку не может охватить всей сложности существую щих в этой сфере проблем — что опять же подчеркивает важность опоры на опыт и традицию (Ж. де Местр указывает, что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям»; Э. Берк признает, что «разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накоплен ным в течение веков общим банком и капиталом народов»).
Революция не освобождает, а разрушает человека; при этом не столько человек управляет революцией, сколько революция — человеком.
Политический консерватизм стал реакцией на чрезмерный радикализм Вели кой французской революции. И если многие его идеи (органицизм, культ неогра ниченной монархической власти и клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий) были отвергнуты последующим развитием политической мысли, то другие (необходимость уважения к государству и нормам традиционной морали, допущение лишь постепенных и эволюционных изменений общества, критика уравнительной психологии и чрезмерного индивидуализма) нашли свое продол жение в идеологии нео консерватизма (или либерального консерватизма), ключе выми разработчиками которой стали А. де Токвиль, Р. Актон, Ф. Хайек, К. Поп- пер, И. Кристол и др.

Сегодня сторонники идеологии консерватизма видят его преимущество в том, что, сохраняя свое идейно-ценностное ядро и принимая различные модификации (либеральный консерватизм, религиозный консерватизм, элитарный консерва тизм), он способен интегрировать в себя новые идеи (социальные, технологиче ские и т. д.) и дать ответы на основные вызовы современности:
ответ на вызов глобального хаоса — через укрепление национальных государств и национально-религиозных традиций, что обеспечит миру подлинную геопо литическую многополярность и межцивилизационный диалог;
ответ на вызов социальной автономии — через укрепление традиционных мо ральных и религиозных ценностей общества;
ответ на проблему социальной атомизации — через консолидацию общества на основе общих духовных и нравственных ценностей;
ответ на проблему политического отчуждения — через создание принципиально новой модели отношений элиты и общества, построенных на принципах слу жения и ответственности;
ответ на проблему глобального дефицита ресурсов — через пропаганду идеи индивидуального самоограничения ради удовлетворения духовных потребно стей, а также создание более экологичной и социально ориентированной моде ли экономики.
И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые круп- ььс политические партии в западных странах (республиканская в США, либе рально-консервативная в Японии, консервативная в Великобритании), круг при верженцев этой идеологии все больше расширяется в современном мире. Причи на здесь в том, что нео консерватизм дал людям ясную формулу взаимоотношений


социально ответственного индивида и политически стабильного государства. Сэ- годня консерватизм сохраняет и приумножает свое влияние уже не как политиче ская доктрина, а как интеллектуальное течение. Принципы и установки консерватизма:
преклонение перед традициями и историческим прошлым;
государство и правящая элита должны не только управлять обществом, но и воплощать мудрость нации;
оправдание решительных мер в защиту консервативных ценностей;
сдержанное отношение к социальным изменениям, позитивное отношение только к тем изменениям, которые согласуются с существующим порядком и развиваются подконтрольно, а не синхронно;
критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования человека и общества с помощью политических средств и методов: только рели гиозная вера может сделать человека лучше, политические законы лишь не по зволяют ему поступать плохо.
Нео консерватизм — политическое течение, в основе которого лежат идеи кон серватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития.

Консерватизм как политическая идео­логия представляет собой не только систему охранительного сознания, предпочи­тающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры и прин­ципы политического участия, отношения к государству, социаль­ному порядку и т.д. Консерватизм возник как реакция на Великую Фран­цузскую революцию 1789—1794 гг. Потрясенные попытками радикально­го политического переустройства духовные отцы этого направ­ления – Ж. де Местор, Л. де Бональд и особенно Э. Берк пытались утвердить мысль о противоестественности сознатель­ного преобразования социальных порядков.

Система воззре­ний консерватизма базировалась на приоритете преемственности перед иннова­циями, на признании незыблемости естественным образом сло­жившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархич­ности человеческого сообщества, а стало быть, и привилегией известных слоев населения, а также соответствующих моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности. По их мнению, сохранение прошлого способно снять все напря­жение настоящего и потому должно рассматриваться как мораль­ный долг по отношению к будущим поколениям. Понятно, что такие принципы отрицали оптимизм либеральной идеологии от­носительно общественного прогресса, тот дух индивидуальной свободы, который, с точки зрения консерваторов, разрушал це­лостность человеческого сообщества.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры:


1) признание существования раз и навсегда установленного универсального морального порядка, санкционированного религией;

2) естественное неравенство людей необходимым образом делит их на управляемых и управляющих, что является основой для правления аристократии;

3) в силу природной «греховности» и «неразумности» людей функции власти должны быть закреплены за государством (предпочтительный политический режим – монархия);

4) неверие в силу прогресса, опора на традиционные, проверенные временем способы власти и управления;

5) отношение к конституции как к про­явлению высших принципов, воплощающих неписаное божественное право, которые не могут поэтому произвольно изме­няться человеком;

6) убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда;

7) понима­ние гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

Эти основополагающие идеи и принципы, однако, заметно модифицировались в процессе общественного прогресса. Так, кризисное развитие индустриальных держав в начале XX в. спро­воцировало появление различного рода реакционных консерва­тивных течений: антисемитизма, расизма, иррационализма, на­ционализма и др., которые выказали полное неприятие демокра­тии и стали проповедовать социальную и национальную дискри­минацию. Здесь проявился в целом нехарактерный для консерва­тизма, уверенного в способности политики смягчать социаль­ную напряженность, радикализм, стремление к силовым спо­собам разрешения конфликтов.

В послевоенный период, когда консерватизм вынужден был обратиться к более тонкой и сложной апологетике капиталисти­ческого образа жизни, возникли новые формы этой идеологии. Так, попытки обосновать «третий» (в отличие от предлагаемых либерализмом и социализмом) путь общественного развития, на­ряду с традиционными течениями, вызвали к жизни разнообраз­ные национальные формы консерватизма, а также технократи­ческий (А. Гелен, X. Шельски, Г. Фрейер), христианско-католический, «реформаторский» консерватизм и другие типы этой идео­логии. Значительно мягче относясь и к государственному регули­рованию производства и к участию населения в управлении, эти идейные течения решительно ставили вопрос об укреплении за­конности, государственной дисциплины и порядка, не признава­ли инициированных реформ. Консерваторы, в стремлении пересмотреть идею демократии с соб­ственных позиций, предлагали даже дополнить выборность народных представителей выдвиже­нием в органы управления наиболее «достойных» (с точки зрения властей) граждан.

Последние десятилетия обозначили явное стремление консер­ватизма, с одной стороны, к иррациональным идеям реакцион­ного толка (например «новые правые» во Франции), а с другой – к большей склонности к либеральным ценностям. Второе направ­ление эволюции консервативных идей наиболее ярко проявилось в неоконсерватизме – идеологическом течении, сформировавшем­ся в качестве своеобразного ответа на экономический кризис 1973—1974 гг., массовые молодежные движения протеста в За­падной Европе и расширение влияния кейнсианских идей.

В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил тради­ционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней зависи­мости человека от технической среды, ускоренный темп жизни и нарушение духовного и экологического равновесия – все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мнении западных стран, поставило под сомнение многие пер­вичные ценности европейской цивилизации. В этих условиях неоконсерватизм предложил обществу духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, уважении права и недоверии к чрезмерной демократизации, крепком государственном порядке и стабиль­ности. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйст­вованию, привилегированности отдельных страт и слоев, эти ори­ентиры были четко направлены на сохранение в обществе и граж­данином чисто человеческих качеств, универсальных нравствен­ных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не заполнит образовавшегося в людских ду­шах духовного вакуума.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях че­ловеческого начала возлагалась на самого индивида, который должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и ло­кальную солидарность сограждан. Такая позиция должна была поддерживать в нем жизнестойкость и инициативу и одновре­менно препятствовать превращению государства в «дойную ко­рову», развращающую человека своей помощью. Эта модель от­личалась от либеральной, сориентированной на предоставленно­го самому себе индивида, которому надлежит самостоятельно отыскивать смысл бытия, «договариваться» с государством и т.д.

Государство неоконсерваторов должно было основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обес­печивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образо­вывать политические ассоциации, развивая институты граждан­ского общества, сохраняя сбалансированность отношений об­щества с природой и т.д.

Наряду с признанием того, что предпочтительным политичес­ким устройством для такой модели взаимоотношений граждани­на и государства является демократия, теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, 3. Бжезинский, Н. Крис­талл и др.) уделяли большое внимание разработке программ, преодолевающих дефицит управляемости обществом (из-за чрезмерного вовлечения в политику населения), защищающих государство от социаль­ных «перегрузок», модернизирующих механизмы защиты элитизма, совершенствующих средства урегулирования конфликтов и проч. При этом в американских версиях неоконсерватизма акценты, как правило, делались на определении путей эволюции государствен­ности и организации власти, в то время как в западноевропейских течениях предпочтение отдавалось сохранению социокультурной среды, усовершенствованию нравственных традиций общества и стимулированию социальной активности индивида.

Предлагаемые неоконсерватизмом программы эко­номического роста и сохранения политической стабильности, предполагавшие разрешение проблем, вызванных ростом благо­состояния, новое понимание роли планирования, регулирования уровня занятости и т.д., не могли решить многие вопросы общест­венного развития государств, втягивавшихся в постиндустриаль­ный период эволюции, таких как инфляция, обнищание населе­ния и т.п. Однако по сравнению с его способностью дать человеку от­носительно целостную картину мира, отвечающую его основным нуждам и запросам, все эти частности отходили на второй план. Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отно­шение к действительности с моральными принципами, дал лю­дям ясную формулу взаимоотношений между социально ответст­венным индивидом и политически стабильным государством.

Неоконсерватизм вобрал в себя те черты консервативной идеоло­гии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и общест­венной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманис­тические представления не только либерализма, но и социализ­ма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идео­логии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либераль­но-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяет­ся во всем мире.







Date: 2015-09-22; view: 1621; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию