Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические элиты: сущность, функции, основные политологические концепции





Политическую элита - группа лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений.

К основным функциям и задачам политической элиты относятся:

 


  • принятие и контроль за реализацией решений;

  • формирование и репрезентация групповых интересов;

  • продуцирование политических ценностей;

  • способность к манипулированию общественным мнением.

 

Современные элитистские теории. В трудах Моски, Парето, Михельса были намечены параметры, позволяющие разграничить и оценивать различные элитарные теории современности: а) особые свойства, присущие представителям элиты; б) степень сплоченности, интегрированности элитарных слоев; в) отношения элиты с массами; г) рекрутирование элиты, то есть как и из кого она образуется; д) роль элиты в обществе, ее функции и влияние. На их основе можно выделить:

- концепции макиавеллистской школы, не утратившие своего значения до настоящего времени. Их объединяют следующие идеи:

1) особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть;

2) групповая сплоченность элиты, возникающая не только в результате возникновения единых интересов, но и складывания элитарного самосознания;

3) признание элитарности любого общества закономерно вытекающей из естественной природы человека;

4) смена элиты в ходе борьбы за власть;

5) в общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе.

- ценностные теории. Их исходят из ряда общих установок:

элита – наиболее ценный элемент социальной системы, на протяжении истории менявший функции и ценностные ориентации – аристократия менялась предпринимателями, предприниматели – менеджерами и интеллектуалами;

элита относительно сплочена на основе выполняемых ею руководящих функций ее объединение представляет собой сотрудничество лиц, заботящихся прежде всего об общем благе;

отношения между элитой и массами носит характер не столько господства, сколько руководства, предполагающего прежде всего управленческое воздействие, принимаемое на добровольной основе. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших младшими;

формирование элиты – не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей;

элитарность – условие функционирования любого общества. Она основана на разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии;

- теории демократического элитизма. Сторонники элитарной демократии исходят из предложенного Йозефом Шумпатаром понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, “демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты”;

- концепции плюрализма элит. В их основе лежат следующие постулаты:

трактовка политических элит как элит функциональных. ^ Функциональные элиты - это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них”;

отрицание элиты как единой привилегированной, относительно сплоченной группы;

деление общества на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между ними существуют скорее отношения представительства, чем господства или постоянного руководства;

в современных демократиях элиты формируются из наиболее компетентных и заинтересованных граждан. Главный субъект политической жизни – не элиты, а группы интересов;

- леволиберальные концепции элит. Леволиберальный элитизм имеет ряд специфических черт:

главный элитообразующий признак – не выдающиеся индивидуальные качества, а обладание командными позициями, руководящими должностями;

групповая сплоченность и разнообразие состава властвующей элиты, которая не ограничивается элитой политической, непосредственно принимающей государственные решения, а включает и руководителей корпораций, высших государственных служащих и офицеров армии. Внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения;


глубокое различие между элитой и массой. Выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Возможности влияния масс на элиту посредством выборов и других демократических процедур весьма ограничены. Властвующая элита, используя все ресурсы, управляет массами фактически бесконтрольно;

рекрутирование элиты осуществляется преимущественно из своей собственной среды на основе принятия ее социально-политических ценностей. Важнейшими критериями отбора является обладание ресурсами влияния;

первейшая функция правящей элиты в обществе – обеспечение своего собственного господства. Именно этой функции подчинено решение управленческих задач.
^ Системы рекрутирования элит.

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее отбора или рекрутирования. Наиболее известные и распространенные две – гильдийная и антрепренерская. В чистом виде они встречаются довольно редко. Каждая имеет свои специфические черты, причем для системы гильдий характерны следующие из них:

закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх.;

высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров – формальных требований для занятия должности: партийность. Возраст, стаж работы, образование, рекомендация руководства и т.д.;

небольшой, относительно закрытый круг селектората, в который входят лишь члены вышестоящего органа или один первый руководитель;

подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

тенденции к воспроизводству существующего типа элиты.

^ Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

- открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

- небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

- широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

- высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих должностей;

- изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умение найти поддержку широкой аудитории и т.д. Обе системы рекрутирования элит имеют свои плюсы и минусы.

Политическая элита в России. До 1917 г. политическая элита страны формировалась по сословно-бюрократическому принципу, допускавшему возможность существования контрэлиты, в годы советской власти – по бессословно-номенклатурному, исключавшему даже гипотетическую возможность появления какой-нибудь оппозиции. Номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на сколько-нибудь социально-значимые руководящие должности лишь в соответствии и по рекомендации соответствующих партийных органов КПСС, в подборе элиты сверху. Негативные социальные последствия этой системы усиливались ее всеохватывающим характером, полным устранением конкурентных механизмов в экономике и политике, идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев отбора. Такими критериями фактически стали полнейший идеологический и политический конформизм, называвшийся “политической зрелостью”, преданность делу партии, что на самом деле означало преданность начальству, вышестоящему руководству, угодничество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Эти и другие подобные нормы-фильтры отсеивали наиболее профессионально подготовленные и способные, честные кадры, порождали массовый тип серого, идеологически закомплексованного, не способного на подлинную инициативу работника, видящего в занятии руководящих постов лишь личную выгоду. Долголетнее разрушительное воздействие именно номенклатурной системы рекрутирования не могло не привести к вырождения советской политической элиты.


Начиная с 1990 г., перед стремящимися к властным высотам России людьми открылся весь набор средств, имевшихся для этого как в странах Запада, так и Востока. В политическую элиту стало возможно войти как через “номенклатурную дверь”, то есть через аппарат исполнительной власти, так и через парламент, то есть, опираясь на поддержку партий. Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистической российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные качества во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распространение коррупции и безответственности. Она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, в руководстве остались в основном кадры, которые начали свой политический путь в советское время и выдвинулись на сколько-нибудь значимые посты в годы перестройки, что позволило ядру номенклатурной элиты сохранить свои позиции и в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, часть – в государственные институты, в том числе в администрацию президента и правительство.

Вместе с тем в 90-е годы начала формироваться так называемая “новая элита ”, которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно занимавшиеся бизнесом. Они сегодня выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, другие остались в бизнесе, активно пользуясь в своей деятельности поддержкой политико-административных структур и органов. Важной тенденцией политических процессов в России является выдвижение в республиках, регионах влиятельного слоя этнократии (интеллектуальных, политических, культурных лидеров, носителей местного или национального сознания), ставшего важной, ведущей частью региональной политической элиты. Следует также отметить, что с изменением политической системы источники элитообразовательного процесса (власть, собственность, деньги, сила) сконцентрировались в руках исполнительных органов – президента, его администрации, правительства. Это позволило им контролировать деятельность законодательных институтов власти. В настоящее время политическая элита России все больше превращается в замкнутое образование: стихийное рекрутирование по существу завершено, подбор на руководящие должности опять все больше напоминает черты номенклатурного подхода. Утверждается “табель о рангах”, то есть система рангов и тарифных ставок для государственных чиновников, выделился узкий круг лиц, сменяющих друг друга на командных позициях в государстве и т.д.


Из опыта развития современных демократических государств между тем явствует, что успешное социально-экономическое и политическое реформирование возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, основанной на конкурентных началах и институциализации требований к деловым и нравственным качествам политических и административных руководителей. Весьма слабая политическая активность граждан, низкая результативность деятельности современной российской элиты, незавершенность рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны – все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества именно на современном этапе его развития.







Date: 2015-09-22; view: 1143; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию