Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическое лидерство: понятие, сущность, типология





Лидерство как социальное и политическое явление универсально. Можно смело утверждать, что там, где сложилась та или иная человеческая общность, должны появиться политические лидеры, а в наиболее крупных социальных общностях — и общественно- политическое лидерство.
Политическими лидерами являются наиболее влиятельные лица, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения социально значимых целей. Политическое лидерство — это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество. Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей.
Между общенациональным лидером и обществом, как правило, не существует прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, средствами массовой информации.
Оно имеет многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование раз личных социальных интересов, вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности.
Политическое лидерство корпоративно, за решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера.
Политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т. е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отноше ниями, нормами, процедурами принятия решений.
Политическое лидерство выполняет ряд важнейших функций. К ним относятся:
Определение и формулирование интересов социальных групп, целей социаль ной и политической деятельности, выявление способов и методов реализации интересов и достижения целей (программная функция).
Процесс выработки и принятия политических решений (управленческая функция).
Распределение социальных ролей и функций в обществе, инициирование об новлений и социальных инноваций (мобилизационная функция).
Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать нацио нальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом (интегративная функция).
Коммуникация власти и масс, т. е. организация связи между обществом и вла стью. Убеждение общества в целесообразности и правильности принимаемых властных решений.
Легитимация власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авто ритета и влияния на массы (функция легитимации).
Политическая наука, анализируя феномен политического лидерства, опирает ся на результаты исследований и достижения в области социологии, политиче ской психологии, истории. Причины возникновения лидерства как политическо го явления исследуются многими учеными. В результате появилось несколько теорий политического лидерства.
Одной из наиболее распространенных является теория «личностных черт», согласно которой лидерами становятся лица с определенными доминирующими чертами характера. Некоторые ученые попытались определить перечень качеств, присущих лидеру. Согласно Р. Каттелу и Г. Стайсу, к ним относятся: нравствен ная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, соци альная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от силь ных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний. Р. Манн в список необходимых свойств лидеров включил интеллект, приспосабливаемость, способность влиять на людей, экстравертность, восприимчивость и умение пони-мать других.

Приверженцы ситуативной теории характеризуют лидерство как производное определенной ситуации. Это означает, что каждая конкретная ситуация требует лидера с определенным набором черт и качеств личности, причем качества, при годные для решения проблем в одной ситуации, в другой могут оказаться неакту альными, в третьей — препятствующими достижению целей. Возникающие новые проблемы требуют изменения подходов к их разрешению, новых стилей и мето дов лидерства. Таким образом, лидерство оказывается ситуативным. В зависимо сти от изменения социальной среды на роль лидера могут выдвигаться различные индивиды.
Значительным вкладом в изучение лидерства стала разработанная теория кон- ституентов (решающей роли последователей лидера). В рамках этой теории бы ли высказаны предположения о влиянии ожиданий последователей по реали зации их интересов и определенных действий со стороны лидера. Некоторые ученые сфокусировали свое внимание на особенностях восприятия лидера в со знании масс. Соотнесение представлений об «идеальном» лидере и лидере реаль ном определяет отношение последователей к лидеру (поддержка, требования изменения поведения, протест). Таким образом, степень свободы лидера, направ ленность его действий, методы руководства определяются нормами допустимого в сознании тех групп, на которые он опирается.
Приверженцы инвайроменталистских теорий лидерства объединяют личност ные свойства и позиционный контекст лидерства. К формирующим лидерство факторам были отнесены: личностные черты лидера, его образы в сознании после дователей, ролевые характеристики лидера, социальная и политическая ситуация, в которой развивается лидерство.
Так, А. Коул предлагает сосредоточить внимание на нескольких факторах, определяющих политическое лидерство. Результаты его исследований приведе ны в табл. 17.1.
Таблица 17.1
Факторы, определяющие качества политического лидера Внутренние ограничения Внутренние возможности (резервы) Факторы давления Социально-экономический ба ланс страны; культурные тради ции; общественные параметры (общественное мнение, сочета ние интересов социальных групп и т. д.); динамика переизбрания на тот или иной политический пост; законодательные рамки Источник силы лидера, связанный с пе-ременными позиционного контекста (ниже); способность к рассмотрению внутренних ограничений в качестве возможностей Внешние ограничения Внешние резервы Престиж нации в системе меж-дународных отношений; роль страны в международных орга нах и институтах (ЕС, НАТО и др.); взаимоотношения страны в системе международных свя зей Персонализация тенденций, связанных с принятием внешне политических ре шений; отношения с международной политической элитой; кризис прежнего внешне политического курса; способ ность рассматривать внешние ограни чения как собственный политический резерв ЛИДЕР Источники Личностные характеристики Позиционный контекст лидерства Политическое мастерство; яс ность целей; способность к мо билизации; коммуникативные способности; политический ум (интеллект); личностные качест ва: (например: смелость, жесто кость, стойкость и т. д.); поли тический стиль (например: реактивность, уверенность, прагматичность и т. д.); компе-тентность и способность играть многообразные роли на полити ческой сцене Политическое долголетие; конституци онные рамки; взаимодействие в систе ме исполнительной власти (министра ми, другими претендентами на лидер ство, персоналом); взаимодействие с другими политическими институтами; государственной бюрократией (аппара том), парламентом, партиями, группа ми); лидер как принимающий политиче ские решения (или политический коор динатор) или агент-посредник по пере распределению власти; назначения и отставки; тип партийной системы; про ведение политики и политический про цесс; вид избирательной системы Источник: Лукин В. Н., Мусиенко Т. В. Качества политического лидера: концептуальные подходы и классификации // Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием. СПб., 2000. С. 115. Интересный подход к исследованию лидерства предложил французский поли толог Ж. Блондель. Он провел сравнительное изучение лидерства на основе двух переменных. Первая переменная связана с измерением силы лидера (его влияния на перемены в обществе), вторая — с характером инициированных лидером изме-

нений (прогрессивные, регрессивные или комбинированные). Результаты, к кото рым пришел французский исследователь, представлены в табл. 17.2.
Таблица 17.2
Типология потенциального влияния лидеров Характер изменений Степень и характер влияния на общество Сохранение сущест-вующего положения Умеренные изменения Широкомасштабные изменения Широкая сфера деятельности «Спасатели» (Черчилль, де Голль) Патерналисты, попу листы (Бисмарк, Сталин) Идеологи (Мао, Гитлер) Умеренная сфе ра деятельности «Успокоители» (Эйзенхауэр) «Пересмотрщики» (Рейган, Тэтчер) Реформаторы (Рузвельт) Узкая сфера деятельности Менеджеры (минист ры, которые занима ются повседневными проблемами) Улучшатели (минист ры, которые модифи цируют какой-то аспект политики) Новаторы (кладут начало политике, например земельным реформам) Источник: Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. М., 1992. С. 58-59.

Понятие стиля лидерства было введено в научный оборот в середине 20-х гг. XX в. австрийским психологом А. Адлером. В 1930-е гг. внимание к стилю управлен ческой деятельности было привлечено представителями школы К. Левина. Под стилем они понимали характер разделения функций между лидером и группой, а также совокупность методов, посредством которых лидер организует взаимодей ствие внутри группы для достижения целей. Ими были выделены три стиля ли дерства: демократический, авторитарный и нейтральный (невмешивающийся). Стиль лидерства — это совокупность приемов и методов деятельности полити ческого лидера, характер взаимодействия с членами групп и последователями. Согласно классическим канонам, выделяются три стиля лидерства: авторитар ный, демократический и невмешивающийся. Для авторитарного характерен упор на жесткие распоряжения, угрозы, декреты. Лидер четко обозначает цель, намеча ет комплекс мер по ее достижению, распределяет и требует безусловного повино вения и исполнения поставленной цели. Позиция члена группы, его мнения и инициативы, в случае расхождения с установками лидера жестко подавляются. Основной метод воздействия на подчиненных — санкции или угроза их примене ния, поощрения и вознаграждения — крайне редки. Оценки результатов крайне субъективны. С точки зрения социального пространства лидер находится как бы над группой. Демократическому стилю соответствует иной подход лидера к орга низации взаимодействия внутри группы. Для успешного достижения целей по ощряются активность и инициативность членов группы. Усилия лидеров сосре доточиваются на координации ролевого поведения, а также межгруппового взаи модействия. В арсенале методов доминируют поощрения, вознаграждения, похва-
ла, поддержка. Лидер с демократическим стилем охотнее использует методы ма нипулирования, нежели методы прямого насилия и давления. При принятии ре шений он стремится взвесить и учесть все точки зрения, в том числе и те, которые противоречат его собственным установкам.
Если авторитарный стиль, следуя макиавеллиевской традиции, характерен, скорее для лидеров-«львов», то демократический — для лидеров-«лис».
Выделяется также отстраненный или невмешивающийся стиль лидерства. Ли ца, придерживающиеся третьего стиля, редко проявляют стремление к какой-ли бо деятельности. Их позиция — положение стороннего наблюдателя, внимательно следящего за происходящим, но не выражающего своего отношения к событиям или мнениям. «Невмешивающиеся» лидеры стараются всячески избегать роли арбитра, судьи, некого посредника в урегулировании конфликтов. При малейшей возможности они охотно уступают или передают функции по разрешению кон фликтов своим заместителям.
Схожие стили выделяет и Г. Лассуэлл: компульсивный, драматизирующий и беспристрастный. Лидер, придерживающийся компульсивного стиля деятель-ности, характеризуется жестким поведением, стремлением к четкой и строгой организации своих действий. Драматизирующий стиль отличается высокой эмо циональной связью с массами, ориентацией на массовые настроения. Для беспри страстного лидера свойственны низкая степень эмоциональности, внешняя от-страненность и холодность, ориентация на рациональность и достижения.

Интересный подход к изучению стилей лидерства предложил американский политолог Д. Барбер. Под политическим стилем он понимает «набор образцов привычных действий личности в ответ на ролевые требования». Типологизацию стилей лидерства Барбер основывает на измерении степени активности личности в исполнении президентской роли и ее отношения к выполняемым обязанностям. Измерение производится при помощи шкал: активность — пассивность (в выпол нении своих обязанностей) и позитивное — негативное отношение к своей роли. Совмещая различным образом эти шкалы, Барбер получил четыре типа стилей: 1) активно-позитивный стиль, ориентирующийся на достижения; 2) активно-не гативный стиль, направленный на удовлетворение личного самолюбия; 3) пассив но-позитивный, характеризующийся как привязанность к занимаемой должно сти; 4) пассивно-негативный, отличающийся минимальным исполнением долга (табл. 17.3).
Таблица 17.3
Классификация личностных качеств президента по Д. Барберу Позитивный Негативный Активный Ф. Д. Рузвельт, Г. Трумен, Дж. Кен неди, Дж. Картер В. Вильсон, А. Джонсон, Р. Никсон Получают истинное удовольствие от работы
Относятся к власти как к средству служения интересам людей А
Много работают, но не находят истинного удовольствия в работе
Приходят в политику с целью реализовать личные интересы

Окончание табл. 17.3
Позитивный Негативный Уверены в своей личной способно сти реализовать политические цели В Считают, что политика фатально детермини рована и роль личности в ней минимальна Независимы и самостоятельны, от крыты политическому эксперименту С Склонны к манипулированию властью и людьми Пассивный Дж. Мэдисон, У. Хардинг, Р. Рейган Дж. Вашингтон, Д. Эйзенхауэр Реализуют президентские функции через свое ближайшее окружение С Стремятся создать личный имидж информированного и решительного президента. В действительности нерешительные, не владеют полити ческой ситуацией
Ориентированы на передачу ини циативы своему ближайшему окру жению В Чрезвычайно довольны своей ролью по исполнению президентских обя занностей A А - отношение к политической власти и президентским обязанностям; В - оценка роли личности в политике; С - способы реализации роли политического лидера (стиль) Источник: Лукин В. Н., Мусиенко Т. В. Качества политического лидера: концептуальные подходы и классификации // Политический имидж: «секреты» манипуляции массовым сознанием. СПб., 2000. С. 115. • Активно-негативный тип политического лидерства характеризуется следую щими чертами:
лидер много и долго работает, но не получает истинного удовольствия от своей деятельности;
стремится реализовать в политической деятельности собственные интересы;
стремление к личному успеху является следствием ориентации на сохранение высокой самооценки;

взгляды лидера этого типа отличаются фатализмом, для него характерно убеж дение, что политика в большей степени связана с необходимостью, нежели с целями и активностью личности;
политика рассматривается как арена реализации личных интересов, а не как сфера достижения коллективных целей. В качестве образца активно-негативного стиля лидерства Барбер приводит стиль американского президента Гувера. Гувер много и неплодотворно работал, он изнурял себя кропотливым изучением деталей и многочасовыми совещаниями
с экспертами. Его межличностные отношения носили отпечаток едва сдерживае мой агрессии. Выступать перед аудиторией не любил и всегда испытывал трудно сти и дискомфорт при общении с публикой.
Лидерство активно-позитивного типа характеризуются следующими чертами:
лидеры получают полное удовлетворение от собственной работы и исполняе мой ими роли;
рассматривают политическую власть как способ служения обществу и вопло щения определенных социальных идеалов, а не реализации потребностей са-мовыражения;
верят в возможность достижения поставленных целей;
демонстрируют независимость, самостоятельность и спонтанность в межлич ностных отношениях.
Лидерство пассивно-позитивного типа отличают следующие характерные осо бенности:
положительное отношение к исполняемой лидером роли;
стремление возлагать инициативу и ответственность на других;
стремление к формированию собственного имиджа как решительного и ин формированного президента;
готовность переложить основную работу (определение политических целей способов их достижения) на окружение.
Пассивно-негативный стиль лидерства отличается минимальным исполнени ем долга. Примером пассивно-негативного стиля был американский президент Кулидж. Барбер замечает, что президент искренне верил, что на его долю выпал тяжелый труд. Однако его деятельность не отличалась продуктивностью, он мно го спал, за работой часто скучал и смотрел в окно своего кабинета. Любимый вид политической деятельности — риторика. Пожалуй, трудно найти в истории Аме рики еще одного президента, который столько времени уделял бы пресс-конфе ренциям, интервью и общению с журналистами. В межличностных отношениях чувствовал дискомфорт и выглядел уверенно только в общении с друзьями и зна комыми людьми. В общении же с лицами, не входящими в ближайшее окружение, чувствовались скованность, холодность, отстраненность.

Многие исследования лидерства опираются на типологию легитимного господ ства, разработанную М. Вебером. Выделяют:
Традиционное лидерство, основанное на традициях, обычаях и привычке по-следователей к подчинению.
Харизматическое лидерство, основывающееся на вере в необыкновенные, вы дающиеся качества вождя.
Рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осуществляющееся на основе законов и в рамках законов.
Наибольший интерес у политологов вызывает харизматическое лидерство. Внимание исследователей концентрируется на характерных чертах этого типа и механизмах его осуществления.
Ф. Кастро
А. М. Гантер выделяет ряд базовых качеств, присущих харизматическим лидерам.
«Обмен энергией» или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих.
«Завораживающая внешность» или образ, вы зывающий симпатии у массы:
«хорошие риторические способности и не который артистизм», или выдающиеся ком муникативные способности, дар и искусст во увлекать своими выступлениями боль шую аудиторию;
«положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологи ческого комфорта при повышенном внима нии и восхищении со стороны общества; «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильных людей, способных до-биваться любых целей.

Рассматривая свойства и механизм формиро вания харизматического лидерства, И. Шиффер от мечает особенности данного феномена:
харизматиками чаще всего становятся люди «со стороны»; трудно обрести харизму в среде, где рос и длительное время пребывал индивид, где его хорошо знают и помнят его достоинства и недостатки;
харизма должна быть связана с каким-либо фи зическим свойством (стигмой) (эпилепсия, низ кий рост и т. п.), которое заметно отличает пре тендента на харизму от других;
и сам лидер, и его последователи должны свя то верить в «избранность» первого лица и его миссии;
лидер-харизматик должен демонстрировать «экс тремальный максимализм» — готовность «идти до конца», любые колебания, компромиссы и уступки недопустимы (либо должны воспри ниматься как хитрый и далеко идущий «ход» великого человека);
деяния вождя должны восприниматься «паст вой» как истинно великие и чудесные;
инновационный стиль лидерства харизматика.
Механизм деятельности харизматического ли-дерства описывается во многих научных работах. В них подчеркивается способность воздействовать на коллективное бессознатель ное с помощью массовых символических акций, ритуальных действий, кампаний, характер которых соответствует социокультурной среде. Харизматическое лидер-ство воспроизводится в условиях мифологизации массового сознания. Деятель ность вождя должна быть проста и понятна массам. Как правило, лидер-харизма- тик демонстрирует свою эффективность через борьбу с «врагами». Он вынужден постоянно подтверждать свою харизму «великими», «эпохальными» свершения ми, «судьбоносными» решениями.

М. Херманн подразделяет лидеров по имиджу на «знаменосцев», «служите лей», «торговцев» и «пожарных». Лидеры-«знаменосцы» стремятся к воплоще нию «великой мечты», изменению политической системы. Имидж «служителя» формируется у политика, который стремится выступить в роли выразителя инте ресов своих приверженцев. «Торговец» отличается способностью убеждать лю дей, «продавать» им свои идеи. И наконец, лидер-«пожарник» откликается на по-рожденные ситуацией экстремальные события и проблемы, насущные требования момента. Для проявления качеств этого типа лидера необходимы экстремальные ситуации. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различных комбинациях и сочетаниях.
На основе эмоционального отношения к лидеру его последователей С. Джибб выделяет три типа лидеров: 1) лидер-«патриарх», члены общества испытывают к нему одновременно чувство любви и страха; 2) лидер-«тиран», здесь доминирует чувство страха; 3) «идеальный» лидер характеризуется чувством симпатии к нему со стороны большинства социальных групп.

Date: 2015-09-22; view: 760; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию