Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Брак и семья по данным этнологии
Несмотря на то, что первичная семья не имела экономичской базы и была довольно слаба и аморфна, уже на ранних этапах ее существования прослеживается разделение труда. Муж охотник и его жена собирательница. Воспитание детей – также общее дело. Но все же муж и жена скорее поделятся едой со своими предками и сородичами, чем друг с другом. Наследование – также сородичам, а не второй половине. Постепенно парная семья стала противопоставлять себя родовой общине, в результате чего победила и превратилась в семью моногамную. Брак – это явление, санкционирующее обществом социальные и экономические взаимоотношения между полами. Неженатая молодежь в первобытном обществе не имеет общественного статуса и важнейших социальных прав. И только вступление в брак делает юношу полноправным членом общины, имеющим право голоса. Брак – обряд инициации. Определенные права получала и девушка, вышедшая замуж. Однако, полноценным членом общества она становилась только после рождения у неё детей.
Одной из главных функций семьи являлось разделение труда между её членами. В ходе антропогенеза и развития человеческого общества, разделение труда углублялось и совершенствовалось. И если изначально разделение труда было в рамках общины, то постепенно оно стало всё более ограничиваться семейными рамками. Семья выполняла и другие задачи. Прежде всего, биологическую – по воспроизводству потомства. Следующая функция семьи – экономическая: добывание пищи и её потребление.
С возникновением института частной собственности семья стала основной ячейкой общества в целом. Она владела землёй и иным имуществом. И последняя функция – социальная. Она заключается в том, что в семье ребенок учится языку, получает воспитание, формируется его мировоззрение.
Брак. Институт, регулирующий отношения между полами. Возник в связи с дуальной экзогамией (браки между членами двух родов), характерной для рода. Для предотвращения половых связей людей, не принадлежащих к кругу потенциальных мужей и жен – обычай избегания.
3 основы для семьи: 1) биологическая (размножение вида социально упорядоченно) 2) экономическая (пока ещё не «ячейка») 3) социальная (социализация совместных детей). Брак – юридическая санкция общества на создание семьи. На протяжении ранне- и позднепервобытной общин господствует парная семья.
В раннепервобытной общине брачное поселение сначала было матрилокальным, затем – патрилокальным (в условиях бродячего мезолитического хоз-ва увеличилась роль мужчины-охотника, отсюда и патрилокальность). Иногда оно могло быть дуолокальным. В позднепервобытной общине чаще встречалась матрилокальность. Матрилокальные общества более стабильны и имеют традиционную экономику, патрилокальные – престижную. Противоборство парной семьи и родовой общины. В эпоху классообразования стал превалировать патриархат и, соотв., патрилокальность. Всяческое угнетение женщины. Покупной брак. Брак похищением. Ортокузенный брак. Ортокузенный брак – брак с двоюродной сестрой (брата отца) c. Системы брака: i. дуально-родовая (фратриальная) экзогамия. Фратрия – объединение неск.родов ii. кросскузенный брак (с двоюрод. сестрой) – брата матери!!; в позднепервобытной общине исчез и был заменен брачным выкупом, в связи с чем началось развтие свадебной обрядности. iii. полигиния – многоженство У некоторых племен ЮВ Австралии родственница жениха обязательно должна была выйти за родственника невесты. У племени аранда зять должен был всю свою жизнь (и до и после брака) отдавать своему тестю часть добычи, а сверх того все свои отрезанные волосы (материал ценный =) Одно из папуасских племен - папуас, желающий жениться, скручивает толстую сигару, положив между листьями табака прядь своих волос. Выкурив ее до половины, он передает сигару своей матери, а та несет ее будущей невестке. Если девушка принимает сигару и выкуривает ее до конца, предложение считается принятым. На Самоа перед бабой танцует мужик в облачении, на следующий вечер собираются семьями, если да – то выкуп, если нет – убегают. Родители в бешенстве. Знак прощения – белая циновка.
Date: 2015-09-27; view: 722; Нарушение авторских прав |