Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы власти в первобытном обществе





Члены первобытного общества были равны, они не делились на управляющих и управляемых, поэтому политическая власть как таковая в таком обществе отсутствовала. Однако властные институты всё же существовали: члены первобытного общества подчинялись старейшинам, вождям или предводителям, однако это подчинение было основано на авторитете этих людей, подкреплённом возможностью силового воздействия на отказавшегося подчиниться. Такая власть называется потестарной (лат. potestas — мощь, сила).

Старейшины, военачальники были первыми среди равных, избирались по личным качествам (физическая сила, организаторские способности и т.д.) и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. В любое время старейшина мог быть отстранен от должности родовым собранием и заменен другим. Кроме старейшин на время войны избирался военачальник при необходимости и другие должностные лица: колдуны, шаманы, жрецы и другие. Со временем, вожди родовой общины накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству – талантливым молодым людям из общины.

«Большой человек» в какой-то сфере. Один лучше умеет удить рыбу, другой – запоминает предания и сказки, третий – подкован в лечебной магии.

В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами. Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу - они были единичные, например «не уничтожат близких родственников», «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин - способствовали выживанию родовой общины.

 

29. Проблема социального контроля и регулирования в первобытном обществе - нормы морали и обычного…

Нормы соц. регулирования обеспечивали единство племени, рода. Культовые ритуалы и обряды позволяли избавиться от страха, создавали условия для стабильности.

Мононормы – правила, выражающие устойчивые привычки, соединение религии, морали, права. Стихийно складывающиеся представления о стихийном и вредном для человека. Главный интерес – выжить. Мононормы закрепляли ПЕРВОБЫТНОЕ РАВЕНСТВО. Поглощение человека сообществом, жесточайшая регламентация. НО: прогресс, ибо любая мононорма лучше стадного инстинкта. Из мононорм вырастали обычаи, традиции, ритуалы.

Этинормы существовали в сознании, т.е. не имели письменной формы выражения. Обеспечение выполнения –сила привычки, убеждение (внушение) или принуждение (изгнание из рода). Табу – самый простой прием воздействия.

Виды социальных норм первобытного общества:

· - обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

· - простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

· - религиозные нормы - правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

· - мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;

· - табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

 

 

30. Первобытное племя - основные стадиальные типы по данным этнологии (от аморфной этнокультурной…)

Австралийские аборигены - аморфная этнокультурная общность, ибо объединяются от случая к случаю, для совершения ритуалов.

полинезийское общество - менее аморфное.

Вождество определяется как «промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия. Таким образом, вождества представляют собой политические структуры (политии) средней степени сложности, занимающие промежуточное положение между простыми независимыми общинами и государствами. В качестве альтернатив вождеству среди политических структур средней степени сложности могут выступать племена.

Чаще всего развитие шло на основе браков. Дуальная экзогамия.

Первобытный коллектив. Очень мало данных. От антропогенеза до раннепервобытной общины (поздний палеолит). Небольшой коллектив: достаточно много, чтобы совладать с природой, и достаточно мало, чтобы прокормиться собирательством и загонной охотой. 20-30 чел. Уже оседлая жисть. Естественные жилища. Охота заставляла сплачиваться => образование общины.

Локальная группа – население определённой территории. Не постоянна по составу. Составная часть рода. Если хороши условия – можно объединяться дальше. Например – встреча раз в год в одном месте многих групп. Развлеклись и переженились => род.

Род. Возникает как результат сплочения первобытного коллектива на почве совместной охоты и становится основой ранне- и позднеобщинного строя. Начиная с родов уже есть столкновения (при лок. группах этого не было). Уже есть конкуренция и борьба. Но Маркс и Морган категорически не правы, говоря, что род – первый вид общности. Археологические признаки рода – длинный дом со множеством очагов. Признаки рода: однолинейный отсчет родства, экзогамия.

Племена. Объединение родов. Нечто более прочное. Устойчивая территория обитания, общее управление. Совет из взрослых женатых воинов (иногда + многодетные женщины). Для племени обязательна эндогамия. Запрет на браки за пределами племени. Причина – поддержание стабильности внутреннего состава племени.

Перерастали в союз племён. Добровольное (если выгодно) или принудительное (сильный слабого) объединение. Тогда уже зачатки производящего хозяйства и прямой дорогой к государству.

 

 

Date: 2015-09-27; view: 581; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию