Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Политика как социальное явление





1. Разнообразные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики. Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, социальные, правовые, этические (нормативные) и т.д. Экономические определения политики характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических субъектов. Важной составной частью социологических определений политики являются ее стратификационные дефиниции. Они трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или заинтересованных групп — за реализацию своих интересов с помощью власти. В истории политической мысли достаточно широко представлены правовые концепции политики. Они считают политику, государство производными от права и прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Нормативная трактовка политики возникла в глубокой древности и имеет как сильные, так и слабые стороны. Достоинство состоит в том, что в ней выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Слабость данного подхода проявляется также в большом расхождении понимания политики как деятельности по достижению общего блага и реальности, которая свидетельствует о широком распространении в политике эгоистической мотивации. Кроме того, не все действия по обеспечению общего блага являются политическими. Вторая наиболее распространенная группа дефиниций политики — субстанциальные определения. Они ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики. Самая распространенная из них — это трактовка политики как действий, направленных на власть: ее обретение, удержание и использование.

 

2. «Основные компоненты государственной политики»

Вид компонентов Пример компонентов
Политическое сознание Познавательные ориентации, формирующиеся на основе знаний, информированности, убеждений; оценочные ориентации, которые базируются на чувстве привязанности по отношению к политическим объектам, так и на противоположных чувствах: неприязни, ненависти и т.п.
Политические интересы Согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов). Например, на защиту интересов рабочего класса претендуют социалистические и коммунистические партии.
Политические институты Это более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство.
Политические отношения Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д.

 

3. Основные функции политики:

Выражение властно-значимых интересов Политика призвана создавать членам общества возможности для выражения и удовлетворения их общественно значимых интересов и потребностей. Политика координирует социальные интересы и потребности, подчиняет частичные интересы общим. Она может выражать в первую очередь интересы лишь части общества, подчиняя ей другие интересы. Государство согласовывает эти интересы и выражает общий интерес всех граждан – сохранение социальной стабильности и на этой основе проведение политического курса, отражающего коллективную волю большинства граждан.


Управление Представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений. Политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их. Данная функция основывается на использовании власти.

Рационализация возникающих конфликтов Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.

Политическая социализация Это процесс включения личности в политику. Политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения. В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. При этом понятие «политической социализации» включает в себя не только целенаправленное воздействие на личность господствующей идеологии и политических институтов, но и стихийное влияние и собственную активность индивида. Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций такие, которые отвечают ее внутренним представлениям и убеждениям, причем не только рациональным, но и бессознательным.

 

4. Соотношение понятия власть и политика.

Власть – есть социальное отношение, при котором один субъект подчиняет своей воле деятельность другого субъекта с помощью какого-либо средства; власть есть средство регулирования социальных отношений, с ее помощью обеспечивается согласованный и упорядоченный характер совместной жизнедеятельности людей.

Политика – сфера деятельности, связанная с регулированием реализации индивидуальных, групповых и общих потребностей и интересов людей, ядром которой являются завоевание, удержание и использование средств государственного подчинения.

Власть объединяет все наши обязательства и действия, которые могут и должны помочь нам достичь взаимосогласованных целей. Тем самым ее роль — это организующее первоначало политики и/ или посредник, обеспечивающий в современном мире согласованность действий людей. Политика — совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее... Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание — проблема политическая, независимо от того, решается она путём выборов, назначений, захвата. Как правило, власть не самоцель для социальных сил, стремящихся реализовать свои цели. Однако, придя к власти, эти силы начинают формировать конкретные структуры власти самых разных масштабов — от правительства, президента, парламента до региональных и местных структур. Новые правители, осуществляют свои интересы и цели, сами вырабатывают и проводят в жизнь собственную политику, которая становится средством этой власти. Иными словами, политика оказывается причиной власти, а власть — причиной политики. Можно сказать, что политика и власть связаны круговой причинно-следственной зависимостью.


 

5. Принципы, которыми руководствуются политики на современном этапе:

· соблюдение законодательства;

· прозрачность и доступность;

· демократизм;

· гуманизм;

· ориентация на лучший международный опыт;

· взаимовыгодное сотрудничество и партнерство, уважение интересов и ценностей каждой из сторон.

 

6. Виды государственной политики.

Вид государственной политики Формы деятельности государства
Экономическая Совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей, создание экономических программ с целью экономического роста государства. Экономическая политика делится на промышленную, налоговую, тарифную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, инвестиционную.
Социальная Мероприятия для поддержания отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий. В рамках общей социальной политики планируются мероприятия в таких областях, как занятость населения, пенсионное обеспечение, охрана здоровья, образование.
Регулятивная Включает в себя действия органов государственного управления по регулированию различных видов деятельности: экономическое регулирование, защита потребительского рынка.
Культурная (символическая) Совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

 

7. Примеры взаимосвязи внутренней и внешней политики.

· Внутренне слабеющий режим ищет укрепления собственных позиций за счет участия в международных конфликтах и войнах. Например, Иран в начале 1980-х годов, когда пришедший к власти фундаменталистский режим аятоллы Р. Хомейни вместо продолжения начатой шахом модернизации и в целях отвлечения общества от стоящих перед ним социально-экономических проблем начал длительную и кровопролитную войну с более сильным режимом С. Хуссейна. Результаты - разрушение экономики Ирана, многочисленная потеря людских и материальных ресурсов и необходимость в первой половине 1990-х гг. решать все те же проблемы, но в гораздо более тяжелых условиях.

· Перед лицом утраты легитимности правительств и малопривлекательного характера моральных и идеологических аргументов, которые они берут на вооружение для оправдания своих действий, политические лидеры все больше стремятся придать данным действиям не только национальное, но и международное значение. Например, Б. Ельцин и политические силы, выступавшие на его стороне во время октябрьских событий 1993 года, стремились привлечь на свою сторону общественное мнение граждан не только своей страны, но и всего международного сообщества, и прежде всего - ведущих Западных держав, используя существующие в них демократические традиции, а также опасения глобальных последствий призывов российской оппозиции к вооруженному противостоянию режиму. При этом, оппозиция, независимо от провозглашаемых ею лозунгов, также стремилась создать о себе определенный имидж не только внутри страны, но и за рубежом.


· Существует ряд вариантов внешнеполитического поведения внутренне стабильного режима: экспансия, умеренная международная активность, изоляционизм. Например, развитие Соединенных Штатов, знавших периоды и изоляции, и глубокой вовлеченности в международные конфликты, и грубого вмешательства во внутренние дела других государств.

 







Date: 2015-09-22; view: 397; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию