Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четыре блока школьного самоуправления





Водный курс по теории школьного самоуправления

Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе. Эти изменения необходимо учитывать при построении образовательной политики. Именно участие педагогов, обучающихся и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления.

Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти - административная власть, которую в образовательном учреждении возглавляет директор. Эти две ветви власти не подчиняются друг другу. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Самоуправление - это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя. Органы самоуправления и школьная администрация влияют на работу друг друга, взаимодействуют.

В "Педагогической энциклопедии" самоуправление рассматривается, как возможность обучающихся реализовать свое право на активное участие в управлении и руководстве делами своего коллектива, делами образовательного учреждения.

Поиски смысла и места самоуправления в детско - взрослом школьном сообществе продолжаются. Иногда заводят в тупик, иногда продвигают вперед. Каким же быть школьному самоуправлению? Ведь сколько школ, столько и самоуправлений…

 

Четыре блока школьного самоуправления

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. К ученическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками. Это означает, что такие органы формируют ученики из числа учеников. Ученическое самоуправление выражает интересы учеников.

Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приёмная и многие другие.

2. К родительскому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные родителям и такие, как родительские комитеты. Но в школе могут работать и иные формы родительского самоуправления.

3. К педагогическому самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. К общешкольному самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы или Управляющий Совет. Также в школе могут существовать формы самоуправления, созданные совместно не тремя, а двумя сторонами: например, учениками и родителями.

В каждом образовательном учреждении самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одном может работать только ученическое самоуправление, а в другом – формы самоуправления всех четырех групп.

Самоуправление – это не соподчинённая структура: у каждой формы самоуправления – свои полномочия.

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Управляющий Совет не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга.

Вместе с тем, органы школьного самоуправления могут взаимодействовать. Так, на наш взгляд, при формировании Совета школы (Управляющего Совета), представителей учеников, родителей и педагогов должны направлять органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. Это позволит педагогам, ученикам и родителям вносить на рассмотрение Совета школы вопросы, в решении которых они заинтересованы, а представители в Совете школы будут более эффективно отстаивать интересы своих избирателей.

 

Самоуправлению присущи определенные функции:

1. адаптационная (обеспечение личности некоторой гармонией взаимоотношений в коллективе);


2. интегративная (сочетание коллективных и индивидуальных видов деятельности);

3. рефлексия и прогнозирование (определение перспектив на основе диагностики);

4. ввод в управленческую культуру (учить жить в будущем).

 

Органы самоуправления делятся: на представительные и на исполнительные.

 

Представительные органы самоуправления – это органы, которые имеют полномочия представлять интересы тех, кто их избрал (обучающихся, педагогов, родителей). Эти органы могут быть только выборными. Они имеют право от имени своих избирателей влиять на принятие тех или иных решений.

Исполнительные органы самоуправления не имеют права представлять интересы участников школьной жизни. Они, следовательно, могут не избираться, а комплектоваться по добровольческому принципу. В них приходят люди, заинтересованные в решении той или иной школьной проблемы. Эти органы самоуправления не могут участвовать в принятии решений. Но они могут оказывать существенное влияние на школьную жизнь: управлять школьными процессами не за счет полномочий, а за счет своих возможностей. Например, школьная правозащитная приёмная может защищать права учеников, и тем самым влиять на ситуацию с соблюдением прав ребенка в образовательном учреждении.

 

Цель ученического самоуправления – создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого обучающегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование обучающихся к социальной активности и творчеству, воспитание организаторов, граждан с высокой демократичной культурой.

 

Задачи органа ученического самоуправления:

 

- создание системы ученического самоуправления как среды, обеспечивающей позитивную социализацию каждого обучающегося;

- выявление и развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося с учетом его возможностей;

- предоставление обучающимся реальной возможности вместе с педагогами участвовать в управлении образовательным учреждением (прогнозировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс);

- развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности;

- развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;

- обучение органов ученического самоуправления активным формам работы с обучающимися.

 

 

Направления деятельности органов ученического самоуправления:

· представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;

· разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе);

· информационное направление – информирование обучающихся о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета;

· шефское направление – организация шефства старших над младшими;


· внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и образовательного учреждения в целом;

· организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;

· правозащитное направление – защита прав учеников в школе.

Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам в «старых добрых» учкомах. Возможно, ученическое самоуправление в данном конкретном образовательном учреждении будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом, делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.







Date: 2015-09-27; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию