Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аномалии рефракции





Аномалии рефракции являются клинико-анатомическим признаком, наиболее часто встречающимся у слабовидящих детей. Среди аномалий рефракции у слабовидящих наиболь­ший удельный вес составляет близорукость.

Близорукость—одна из частых причин понижения зрения у детей. В настоящее время близорукость имеет довольно ши­рокое распространение. Особенно это выражено в развитых странах. Так, например, в Японии число близоруких среди студентов доходит до 70%. В нашей стране этот дефект зре­ния наблюдается примерно у 20% выпускников школ.

Установлено, что количество близоруких школьников уве­личивается по мере перехода с юга на север. Например, в Норильске их значительно больше, чем в Ставрополе, что, в частности, связано с особенностями светового режима. Среди учащихся сельских школ близорукость встречается реже, чем среди учащихся городских школ. Это объясняет­ся тем, что сельские дети чаще бывают на воздухе и больше занимаются физическим трудом. Имеются данные, согласно которым в специализированных школах число близоруких детей больше, чем в массовых школах.

Как указывалось выше, близорукость представляет такую аномалию рефракции, при которой человек видит неясно, расплывчато далеко расположенные предметы. Близко рас­положенные предметы он видит при этом отчетливо. Поэтому такие глаза и называются близорукими, т. е. приспособлен­ными отчетливо видеть только вблизи. Чтобы яснее рас­смотреть далеко расположенные предметы, близорукие вы­нуждены прищуриваться. Такая особенность послужила ос­нованием называть близорукость миопией (от греч. «мио»— щурить).

В подавляющем большинстве случаев близорукость является приобретенной. Врожденная близорукость встречается сравнительно редко.

Приобретенная близорукость чаще всего возникает в школьные годы (к IV—V классу). При этом отмечено, что по мере перехода из класса в класс количество детей с близо­рукостью возрастает. С возрастом отмечается также и уве­личение степени близорукости. Примерно к двадцати — двад­цати пяти годам прогрессирование миопии обычно прекра­щается.

В последние годы отмечены случаи близорукости и у до­школьников. В связи с этим с огорчением говорят о том, что близорукость «помолодела». Причем близорукость чаще наблюдается среди тех детей, которые рано пристрастились к чтению.

В механизме развития близорукости выделяются три ос­новных звена (Э. С. Аветисов): 1) зрительная работа на близком расстоянии—ослабленная аккомодация; 2) наслед­ственная обусловленность; 3) ослабленная склера—внутри­глазное давление.

Развитию близорукости способствуют все те моменты, ко­торые затрудняют зрительную работу на близком рас­стоянии: недостаточность освещения на рабочем месте, мел­кий нечеткий шрифт, длительное чтение, зрительная работа на очень близком расстоянии (ближе 30 см от глаз) и т. д.

Немаловажная роль в появлении миопии принадлежит наследственности. Установлено, что по наследству обычно передается не сама близорукость, а предрасположение к ее появлению. При этом, как показывают наблюдения, близо­рукость возникает позже, протекает более благоприятно и не достигает высоких степеней в том случае, если миопией стра­дает только один из родителей. Если близорукость отмечает­ся у обоих родителей, миопия появляется у ребенка раньше и больше прогрессирует.

В прогрессировании близорукости большое значение име­ет состояние наружной оболочки (склера). Эта оболочка может по той или иной причине (врожденная ослабленность, общие заболевания, эндокринные расстройства и пр.) ста­новиться тонкой и легко растяжимой. В результате под влия­нием внутриглазного давления глазное яблоко растягивается в переднезаднем направлении. Степень близорукости увели­чивается. Чрезмерное удлинение оси глаза неблагоприятно сказывается на его внутренних оболочках. При этом нару­шается питание сетчатки. На глазном дне появляются атро-фические очаги. В таких случаях острота зрения оказывается значительно сниженной. При этом очки ее зачастую не ис­правляют.

Появившаяся в школьные годы близорукость хотя и про­грессирует, но обычно не приводит к инвалидности. Такие де­ти обучаются в массовой школе.

Появлению приобретенной близорукости способствуют не­которые заболевания: хронические тонзилиты, ревматизм, а также общее ослабление организма ребенка. Отсюда сле­дует, что все мероприятия, направленные на оздоровление детского организма, оказывают благотворное влияние и на состояние зрительной системы ребенка. Поэтому в целях предупреждения развития близорукости необходимо уделять большое внимание укреплению здоровья ребенка. Укреплению здоровья способствуют соблюдение режима занятий и режи­ма дня в целом, наличие оптимальных гигиенических ус­ловий, физическое воспитание и закаливание детского орга­низма.

В целях компенсации близорукости назначают очки. При слабых степенях близорукости (до 3,0 дптр) очки обычно назначают только для дали. В этих случаях очками поль­зуются при посещении кино, театра и т. д. При выраженной близорукости, сопровождающейся более резким снижением зрения, очками обычно пользуются постоянно. Иногда на­значаются бифокальные очки: верхняя зона предназначается для дали, а нижняя половина (более слабая)—для чтения.

В целях профилактики прогрессирования близорукости рекомендуют упражнения, направленные на тренировку ос­лабленной аккомодационной мышцы (комплекс упражнений разработан сотрудниками Научно-исследовательского ин­ститута глазных болезней им. Гельмгольца под руководством проф. Э. С. Аветисова).

В целях профилактики и лечения миопии широко исполь­зуются медикаментозные средства (витаминные препараты, тканевые препараты и т. д.). Их действие направлено на улучшение аккомодации, гемодинамики глаза, на усиление обменных процессов и т. д.

При лечении близорукости находят применение и хирур­гические методы. Одни из них направлены на укрепление заднего полюса глазного яблока. Другие производятся на ро­говице с целью изменить ее преломляющую силу.

Выбор методов и средств лечения близорукости в каждом отдельном случае решается индивидуально, в зависимости от ее степени, имеющихся осложнений, состояния здоровья больного, его возраста, профессиональных показаний.

К выраженному понижению зрения у детей обычно при­водит не приобретенная, а врожденная миопия. При этом виде миопии отмечается значительное снижение зрительной работоспособности. Такие дети вынуждены обучаться в спе­циальных школах для слабовидящих, а в отдельных слу­чаях — в школах для слепых.

В происхождении врожденной близорукости может иметь значение ряд факторов: наследственное предрасположение, патология беременности и родов, внутриутробные заболева­ния. Одним из факторов, предрасполагающих к появлению врожденной близорукости, является недоношенность детей.

В некоторых случаях причиной врожденной близорукости может явиться перенесенный внутриутробно менингит.

Врожденная миопия различается не только по своему генезу, она разнообразна по клиническому проявлению и состо­янию зрительных функций.

Очень часто врожденная близорукость бывает высокой степени (более 10,0 дптр) и сопровождается выраженными патологическими изменениями на глазном дне; эти измене­ния возникают вследствие дегенеративных атрофических про­цессов.

Наибольшую опасность для зрения представляют те слу­чаи, когда атрофические изменения локализуются в области желтого пятна.

Имеющиеся изменения глазного дна могут осложняться кровоизлияниями, отслойкой сетчатки. Последняя является наиболее грозным осложнением, которое может привести к очень резкому понижению зрения и даже к полной слепоте. Предрасполагающими моментами к появлению этих ос­ложнений, прежде всего отслойки сетчатки, являются резкие и длительные наклоны головы, подъем тяжестей, сотрясение тела. Поэтому детям с высокой близорукостью противопока­заны те физические упражнения и тот физический труд, ко­торые связаны с необходимостью выполнения указанных дви­жений.

Врожденная близорукость различается по своему течению и прогрессированию. У одних больных близорукость имеет стационарный, не прогрессирующий характер; у других она прогрессирует.

Часто врожденная близорукость сочетается с астигматиз­мом и требует соответствующей коррекции сложными сфероцилиндрическими отрицательными линзами.

В большинстве случаев одним из проявлений врожденной близорукости является низкая острота зрения, которая плохо поддается коррекции очками. Это объясняется прежде всего имеющимися на глазном дне органическими изменениями. Однако состояние остроты зрения у детей с врожденной ми- опией не всегда соответствует степени их близорукости и со- Л стоянию глазного дна. Определенное значение в этом имеет г наличие так называемой амблиопии (от греч., амблюс— тупой, опсис— зрение), развивающейся в связи с тем, что дети с врожденной близорукостью поздно надевают очки (в лучшем случае в два-три года). До этого времени их гла за воспринимают нечеткие изображения, что и приводит к развитию амблиопии. В связи с этим многим детям с врож­денной близорукостью показаны специальные тренировочные упражнения, направленные на лечение амблиопии (плеоптическое лечение).

Состояние остальных зрительных функций у слабовидящих с близорукостью различно и в основном обусловливается изменениями на глазном дне.

Зрительные возможности слабовидящих с миопией при работе вблизи относительно высоки. Однако непрерывная продолжительная зрительная работа вблизи не должна пре­вышать 15 мин.

Таким образом, слабовидящие дети, страдающие врожден­ной близорукостью, нуждаются в постоянном ношении очков, в щадящем режиме в отношении физических и зрительных нагрузок, систематическом лечении (медикаментозное, плеоптическое и пр.).

Дальнозоркость—одна из частых причин понижения зре­ния в детском возрасте. При незначительном понижении ост­роты зрения дети с дальнозоркостью обучаются в массовых школах. При значительном понижении остроты зрения дети зачастую вынуждены обучаться в специальной школе для слабовидящих. Снижение остроты зрения при высокой даль­нозоркости часто обусловлено рефракционной амблиопией.

В целях профилактики амблиопии детям, у которых вы­явлена аномалия рефракции, в частности дальнозоркость, возможно раньше назначают очки. Если по прошествии неко­торого времени после ношения очков окажется, что острота зрения плохо поддается исправлению, назначают специаль­ные упражнения, направленные на развитие зрения, т. е. про­водят плеоптическое лечение.

Слабовидящие школьники с дальнозоркостью, осложнен­ной амблиопией, имеют относительно высокую остроту зрения.

Состояние остальных зрительных функций у большинства из них оказывается в пределах нормы.

Функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи у детей с дальнозоркостью хуже, чем у близо­руких слабовидящих. Это объясняется тем, что при зритель­ной работе вблизи им приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат. Поэтому напряженная длительная работа вблизи у таких детей часто вызывает зрительное г утомление (астенопию). Это утомление проявляется в виде тяжести в глазах и в области лба, а иногда в головокру­жении. С течением времени у многих из этих детей отмечает­ся некоторое повышение остроты зрения.

Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими изменениями глазного дна, слабовидящие дети с этой патологией, в отличие от детей с высокой близору­костью, не имеют противопоказаний к физическим нагруз­кам.

Итак, слабовидящим школьникам с дальнозоркостью, ос­ложненной амблиопией, показаны постоянное пользование очками, тренировочные плеоптические упражнения.

 


 

Date: 2015-09-27; view: 303; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию