Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Углубление в изучаемый предмет
Материал запоминается очень хорошо, если студент: - самостоятельно работает над предметом, - пытается установить межпредметные и внутрипредметные связи - и привести примеры из повседневной жизни. Хочется еще раз напомнить, что зубрежка перед самым экзаменом - вещь сравнительно бесполезная с точки зрения приобретения знаний. Очень многие студенты садятся за учебники только в сессию и исключительно для того, чтобы получить хорошую отметку. II. Классификация памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности. Выделяют: - образную, - двигательную, - эмоциональную - и словесно-логическую память. 1. Образная память - запоминание и воспроизведение чувственных образов предметов и явлений. Образная память действует в зависимости от ведущего анализатора и бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. 2. Двигательная память - запоминание и воспроизведение движений, двигательных умений и навыков. 3. Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: - то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный срок. 4. Словесно-логическая память - это память на смысл изложения, на его логику. Человек, обладающий словесно-логической памятью, - быстро и точно запоминает смысл событий, читаемого текста, - логику рассуждений, - какое-либо доказательство. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. III. Классификация памяти по целям деятельности. Выделяют память - непроизвольную - и произвольную. 1. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение происходят автоматически, без особых усилий со стороны человека, без специальной мнемической задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение. 2. произвольнуая память - запоминание и воспроизведение происходят с помощью особых волевых усилий со стороны человека, ставяться задачи на запоминание, сохранение или воспроизведение.
Забывание Память - это способность не только к запоминанию, но и к забыванию информации. На забывание влияют следующие факторы: 1. Возраст. Пожилые люди склонны забывать недавние события или то, что им предстоит сделать. Они могут поражать способностью вспоминать прошлое. На самом деле они рассказывают, как правило, о достопримечательных событиях. Такие события столько раз пересказываются самим человеком или его близкими, что навсегда остаются в памяти. Когда пожилые люди сталкиваются с новыми обстоятельствами, с непривычными действиями, например - в случае госпитализации, им нужно время, чтобы освоить новое. Большую помощь им могут оказать памятки: - «Как и когда принимать лекарство», - «Как пользоваться ингалятором», - «Как измерить артериальное давление» и т.д. 2. И н т е р ф е р е н ц и я. Сохранению информации в памяти могут мешать предшествующи е (проактивная интерференция) или последующие (ретроактивная интерференция) события. Пример: - Если перед тем как студент начинает готовиться к экзамену, он получит дурные вести, то усвоение материала будет ослаблено. Ретроактивная интерференция (последующие события) происходит тогда, когда новые знания блокируют воспроизведение старых. - если после усвоения материала мы сразу приступаем к новой деятельности (изучаем другой предмет, идем на дискотеку и т.д.), то с воспроизведением старого материала могут быть трудности. 3. Вытеснение информации. По мнению Фрейда, вытеснение является способом защиты от тяжелых воспоминаний. Например: - Дети, пострадавшие от сексуального насилия, часто боятся рассказать о случившемся. Воспоминания об этом бывают столь болезненными, что они вытесняются, но обычно всплывают вновь уже у взрослого человека. 4. Подавление. В отличие от вытеснения, подавление - это сознательные усилия, направленные на то, чтобы не думать о каком-либо событии. Например: - Мы можем «забыть» заплатить долг, - «забыть» о неприятном нам свидании, - и несданном экзамене, - глупом поступке. 5. Л е к а р с т в е н н ы е с р е д с т в а. От большинства лекарств память, может ухудшаться. - Сильное отрицательное действие на память оказывают, например, транквилизаторы. Недавние исследования показали, что диазепам (синонимы: реланиум: седуксен, сибазон, валиум) блокирует работу памяти в течение 6 ч после приема. - Способствуют ухудшению памяти препараты, применяемые при лечении паркинсонизма, - антиаритмический препарат мексилетин (синонимы: мекситил, мекситилен, мексилен и др.), - гипотензивное средство метuлдофа (синонимы: допегит, метилдопа и др.) и др.
Медсестре необходимо обратить внимание на пациентов, получаюших эти препараты,и напоминать им о - распорядке дня, - предстоящих процедурах устно или письменно.
Нарушения памяти Наиболее часто встречаемые расстройства: 1. гипомнезия - снижение памяти, Гuпомнезии бывают при: - переутомлении, - возбуждении, - в результате перенесенных тяжелых заболеваний, - в пожилом возрасте. 2. амнезия - выпадение (отсутствие памяти) У человека бывает полная амнезия - выпадение из памяти событии, происходивших в какие-либо отрезки времени: - при старческих психозах, - тяжелых травмах мозга, - отравлении окисью углерода. Различают - ретроградную (лат. retrogradus - идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, предшествовавшие заболеванию, - и антероградную, при которой забывается то, что было после начала заболевания. 3. парамнезия - ошибки памяти. К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии – - конфабуляции - и псевдореминисценции. Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти. При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии может наблюдаться у больных - алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, - а также у больных старческим психозом. Псевдореминисценции - это искаженные воспоминания, или иллюзии памяти. Это ошибочные воспоминания о событиях, действительно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте. Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Они могут обнаруживаться как у здоровых, например, при изменении настроения, так и у психически больных. Выделяют - симптом уже увиденного (deja vu - дежа вю) - и симптом никогда не виденного (jamais уи - жамэ вю). Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жизни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощушения. Например - впервые приехав в город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь. - Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.
Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впервые. В этом случае критика остается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.
ВЫВОДЫ: 1. Память включает в себя процессы - запоминание, сохранение, воспроизведение. 2. По времени сохранения материала выделяют сенсорную, кратковременную и долговременную память. 3. Сенсорная память - это механизм, позволяющий информации сохраняться несколько миллисекунд, чтобы мозг «решил», заслуживает ли она дальнейшего сохранения. 4. Кратковременная память - это механизм, сохраняющий информацию в течение 5. 15-30 с. Объем памяти (формула памяти) (7±2) т.е. 5-9 одновременно сохраняемых элементов. 6. Переходу информации из кратковременной памяти в долговременную способствуют привычность материала, контекст, мотивация, активная работа с материалом. 7. Непроизвольное запоминание не обязательно более слабое, чем произвольное. 8. Опыты Эббингауза показали, что основная часть (до 60%) бессмысленно запоминаемого материала забывается уже в l-й час после заучивания. 9. На забывание информации влияют возраст, неиспользование информации, интерференция, вытеснение информации, подавление, прием лекарственных препаратов. 10. Среди нарушений памяти выделяют амнезию, гипомнезию, парамнезию (конфабуляции и псевдореминисценции), нарушения чувства знакомости. 11. Существуют приемы, помогающие более эффективно организовать запоминание и извлечение информации. Мышление Ощущение и восприятие дают человеку знание об отдельных предметах и явлениях реального мира. Однако такая информация не может рассматриваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально трудится, он должен: - быть способен предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Знание об отдельных предметах и явлениях реального мира не является достаточным основанием для предвидения. Для того, чтобы предвидеть, надо: - обобщать единичные предметы и факты - и делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода. Этот переход от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление – является высшим познавательным процессом, который заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. 1. (признак) обобщенное отражение действительности т.е. мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. 2. опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что человек в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. 3. важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той тли иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. 4. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. 5. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. 6. Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму, даже в тех случаях, когда речь не имеет звуковой формы, например в случае с глухонемыми людьми. Люди всегда думают словами, т.е. они не могут мыслить, не произнося слова. Так, специальные приборы регистрации мышечных сокращений отмечают во время протекания у человека мыслительного процесса наличие незаметных для самого человека движений голосового аппарата.
Речь является орудием мышления: - взрослые и дети гораздо лучше решают задачи, если формулируют их в слух. - И наоборот, когда в эксперименте у школьников фиксировался язык (зажимался зубами), качество и количество решенных задач ухудшалось. Вместе с тем следует иметь в виду, что, несмотря на тесное взаимодействие мышления и речи, эти два феномена – не одно и тоже. Мыслить – это не значить говорить в слух или про себя. Например: - возможность высказывания одной и той же мысли разными словами, - а так же то, что человек не всегда находит нужные слова, чтобы выразить свою мысль. Как и всякий психический процесс, мышление является функцией мозга. Известно: - что лобные доли мозга играют значимую роль в мыслительной деятельности - существуют зоны коры головного мозга, которые обеспечивают гностическое(познавательные) функции мышления - речевые центры коры головного мозга так же участвуют в обеспечении мыслительного процесса. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Мышление – это особая деятельность, имеющая свою структуру и виды Date: 2015-09-27; view: 507; Нарушение авторских прав |