Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире
Основные свойства восприятия: Выделяют следующие свойства восприятия: - избирательность, - константность, - апперцепция (осмысленность), - целостность (предметность), 1. избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон. В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов. При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, которая и определяет избирательность восприятия. 2. константность, т.е. относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромное практическое значение. Например: - Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким. Если бы человек не владел этим качеством, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкивались с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее и наша ориентировка в пространстве была бы невозможна. 3. апперцепция (осмысленность) - зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей. Например, Люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: - лесовод - как предмет заботы и охраны, - охотник - как место для охоты, - туристы - как место отдыха, - работник лесной промышленности - как объект для производства. Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее, заданным образом. В жизни человека роль установок очень существенна. 4. целостность (предметность)- целостный образ предмета. Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, Например: - из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д. Факторы, влияющие на восприятие: - Это ограничения, связанные с органами чувств; - состояния сознания; - предшествующий опыт; - менталитет. Нарушения восприятия. Восприятие предметов может быть и ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии бывают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожидания, при утомлении. Иллюзии - это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего. Например: весло, погруженное в воду, кажется преломленным. Много иллюзий связано с восприятием пространства: - находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, - параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п. Распространены также иллюзии контраста: - белое на черном кажется еще белее; - человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот; - звезды кaжyтся более яркими в безлунную ночь. При некоторых патологических состояниях, особенно при психических и нервных болезнях, восприятие может нарушаться. Например, - нарушение восприятия времени - невозможность ориентироваться в коротких (секунды, минуты, часы) и длинных (дни, месяцы, годы) промежутках времени. - нарушения восприятия пространства - трудности ориентировки во внешнем (зрительном, слуховом) и внутреннем (кожно-кинестетическом) пространстве. Агнозия - нарушение различных видов восприятия. Возникает при определенных поражениях мозга. Различают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 2) тактильные агнозии, проявляются в виде расстройств опознания предметов наощупь - астереогнозия, а также в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела - соматоагнозия; 3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности различать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха. Агнозии могут возникать при локальных поражениях коры головного мозга в результате сосудистых заболеваний, травм, опухолевого процесса и других патологических состояниях. Например, Ø больные с предметной агнозией (нарушение узнавания предметов) не могут нарисовать на бумаге кувшин, говорят, что это треугольник или какой-нибудь другой предмет. Ø большие трудности представляют для больных с агнозией узнавание предметов с недостающими деталями. Ø при оптико-пространственной агнозии нарушается восприятие пространственного расположения отдельных предметов - расположение улиц в городе. Больные не могут найти дверь в палату, в свое отделение, койку в палате и т.д.
Галлюцинации - восприятие без объекта, ложные восприятия. Они различаются, как и иллюзии, по органам чувств. Больные видят образы, которых нет, слышат речь, слова, чувствуют запахи, которых не существует. Среди нарушений восприятия выделяют псевдогаллюцинации. Они проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голосах, но не идентифицируют их с реальными предметами и звуками. Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий Особенности ухода среднего медицинского работника за больными с различными нарушениями восприятий, заключаются во внимательном выслушивании их жалоб. Никогда не следует разубеждать больных и спорить с ними. Если эти нарушения впервые выявлены сестрой, об этом необходимо доложить лечащему врачу; если же они наблюдались и раньше, необходимо действовать в соответствии с предписаниями врача. Появление галлюцинаций может быть связано и с развитием психического заболевания. Ритмы в деятельности медсестры. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Люди по-разному приспосабливаются к подобной работе. Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда. Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие: - неадекватного (как количественно, так и качественно) сна, - неудовлетворительного питания (по составу и времени приема пиши), - а также отрыва от семьи. Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено: - количество ошибок, - несчастных случаев, - снижена работоспособность, - происходят различные нарушения сна. Сменная работа у медсестёр приводит к - неудовлетворенностью своей работой, - стрессами, - синдромом «психического выгорания». Для снижения выраженности этих реакций предложено: 1. пересмотреть графики работы; 2. стремиться как можно реже вносить изменения в график работы; 3. сохранять график постоянным, насколько это возможно; 4. обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами; 5. выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные 6. смены; 7. привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены; 8. побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнениями для снижения негативных последствий при сменой работе; 9. увеличивать искусственное освещение; 10. увеличивать естественное освещение в помещениях как для пациентов, так и для персонала; 11. обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечернее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, заниматься самообразованием и развитием личности; 12. поддерживать все усилия персонала, направленные на адаптацию к сменной работе.
Сенсорный голод. Сенсорная адаптация. Вся информация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать. Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или отсутствие внешних раздражителей. Он особенно опасен в детском возрасте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.
Сенсорный голод испытывают и животные. Широко известен опыт с 3 группами крысят: Все они содержались в одинаковых условиях, но крысят 1. l-й группы ежедневно поглаживали, 2. крысят 2-й группы не поглаживали, 3. а крысят З-й группы ежедневно подвергали болезненному удару электрическим током. К концу эксперимента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными. Сенсорная адаптация -это приспособления органа чувств к внешнему раздражителю. Напимер: - Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, - так и неприятные запахи урологического отделения. - Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот. Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью. В последние годы заговорили и о социально-психологической адаптации. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся межличностные взаимоотношения.
Представления
Представление (вторичный образ) - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств. По сравнению с тем, что происходит при непосредственном восприятии, представление бывшего восприятия - это не его копия. Сущность представления состоит в том, что это обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Различают - представления памяти - и представления воображения.
1. Представления являются образами памяти, если: · в образе воспроизводится прежде воспринятое · и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого. 2. Если представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, то представление является образом воображения. Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности: - ее установок, - прошлого опыта, - степени развития интеллектуальных способностей. И поэтому - с одной стороны представления - это итог познания человеком окружающего мира, - а с другой - это исходная точка развития и развертывания психической жизни личности. Способность действовать по представлениям, т.е. свободно оперировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями. Например: - сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии - осознавать особенности своего обобщенного представления о пациентах, - а также достаточно легко оперировать единичными представлениями о том, как конкретный пациент воспринимает себя и свое заболевание, медицинских работников, назначенное лечение, прогноз. ВЫВОДЫ 1. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. 2. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Свойства восприятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность, илюзии. 3. На восприятие влиияют развитие органов чувств, состояние сознания, предшествующий опыт, менталитет. 4. На восприятие влияет цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Сменная работа связана с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить негативные последствия сменной работы. 5. Как недостаток, так и избыток сенсорных раздражителей может быть опасен. 6. Представления - это воспроизведенный субъектом образ предета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий без воздействия предмета на органы чувств. Представление - обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями. 7. Представления, сложившиеся у пациента о своей болезни, являются составной частью ВКБ. Неадекватно сформированная ВКБ может косвенно отрицательно влиять на течение и исход заболевания, создавать серьезные трудности в семейной и общественной жизни. 8. К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипостезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд. 9. Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль - это неприятное сенсорное и эмоциональное цереживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, а также состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существует лекарственные и нелекарственные методы лечения боли. 10. К нарушениям восприятия относятся галлюцинации.
Внимание Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как: - процесс или сторону процесса - сенсорное, интеллектуальное внимание, - как состояние - состояние сосредоточенности, - как свойство личности - внимательность. Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Виды внимания Одна из классификаций внимания основана на зависимости внимания от уровней психической регуляции. Выделяют: 1. непроизвольное ( пассивное), 2. произвольное (активное) 3. и послепроизвольное внимание. 1. При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Основная функция непроизвольного внимания заключается: - в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, - в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов: - внешние факторы сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями. Например: Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем. Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама. - внутренние факторы - постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизвольного внимания человека связано с общей направленностью личности. Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями. Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Пример: Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате. 2. Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение малоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует: - направленность интересов человека, - его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольноro внимания является сам человек: - «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что». Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Пример: - Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Лучше работается там, где - есть четкий режим, - рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), - устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Но решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.
3. Послепроизвольное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего интереса. Свойства внимания Основные свойства внимания человека - это Date: 2015-09-27; view: 712; Нарушение авторских прав |