Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнополитика и этнополитические конфликты в современном мире





 

В наст. вре­мя на земном шаре проживает более 2000 наций и народностей. До 90% из них входят в состав многонацион. гос-в (на Пла­нете их более 200). Поэтому нац. - мировой. Нац. отделение в усло­виях цив. дем. об-ва, наряду с положит. явлением, чревато разрывом сложившихся экономи­ч., политич., культурных связей, отриц-но отражаю­щихся на соц. жизни как отдельного народа, так и др. народов бывшего единого гос-ва.

Нац. отношения — это отнош-я м/д субъектами нац.-этнического развития; нациями, народностями, на­ц. группами и их гос. образованиями.

Нация — это общность людей, к-я имеет общий язык, об­щую территорию, общую культуру, единство эк-ких, соц.-пол. и духовных интересов.

К сфере П. отн-ся?? нац. отношений: ■ нац. самоопределение ■ сочетание нац. и интернац. Интересов ■ равно­правие наций ■ создание благоприят. условий для свободного развития нац. языков и культур ■ подготовка и расстанов­ка нац. кадров.

Гл.?? в нац. отношениях: ● равноправие наций ● о неравенстве уровней эк-кого и куль­т. развития ● о нац. противоречиях, распрях, враж­де и подозрениях на нац. почве.

В большинстве стран этн. конфликты разрешают­ся изменением законодательства.

Принципы построе­ния нац. П. в современных условиях:

1 Принцип научного анализа и творч. осмысления соб­ственной и зарубежной нац. П: ► равноправие народов ► взаимовыгодное сотруд-во ► вза­имное уважение интересов и ценностей всех народов ► непримири­мость к национализму ► политич. и моральное осуждение лю­дей ► соц. групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счет ущемления интересов др. народов.

2. Принцип стабильности террит-х границ нац.-гос. образований. Территориальные претензии ста­новятся во многих странах все более взрывоопасным фактором.

3. Учет взаимосвязей и взаимодействия реформ в эк., пол., дух. и нац. сферах.

4. Целостность нац. П., учет всех ее компонен­тов. Стратегия обновления нац. отношений д.б. направлена на уважение чести и достоинства каждого гражданина, на более полное раскрытие потенциала всего об-ва.

5. Оказание помощи малочисленным народам в развитии эк-ки, культуры, в сохранении среды обитания.

6. Формирование этики межнац. отношений путем пол­ного исключения из этой сферы всех форм несправедливости и насилия.

 

43. Мировая политика и международные отношения: тенденции развития в современных условиях.

 

Междун отношения (МО) - совок-ть экономи­ч., политич., правовых, идеологич., дипломатич., военных, культур. и других связей и взаимоотн-ий м/д субъектами, действ. на мировой арене

Уровни МО: ● глобальные (на уровне ООН) межрегиональные ● региональные (Европа, Азия и т.д.) ● локальные (межгосударственные).

Принципы МО:

1. мировое сосуществование;

2. мир. разрешение конфликта;

3. равномерное и суверенное развитие гос-в мира;

4. соблюдение прав и свобод граждан;

5. воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны;

6. Добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

Современ. этап МО характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распред-ия власти. Ушло в прошлое противостояние 2 сверхдержав — СССР и США. Разрушилась старая система МО, к-я получила название биполярной — двухполюсной.

Тенденции развития современных МО:

1. рассредоточение власти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня яв­ляется «эк-кой сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постин­дустр.гос-ва — «Азиатские тигры». В обозримом будущем в мир. П. сильнее всего заявит о себе Китай.

2. глобализация МО: интернационализация эк-ки, развитие единой с-мы мировой связи, изменение и ослабление функций нац. гос-в, активизации д-ти транснац-х НГО.

3. нарастание глоб. проблем -стремле­ние гос-в мира к совместному их решению.

4. усиление разделения мира на 2 полюса: 1. полюс мира, благосостояния и демократии 2. полюс войны, брожения и тирании. Больш-во челов-ва живет на 2, где преобладает бедность, анархия и тирания. На 1 находятся 25 стран: гос-ва Зап. Европы, США, Канада, Япония, Авст­ралия и Новая Зеландия (15 % населения Земли, т.н. «золотой миллиард»). На 2 находятся гос-ва Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище­ты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирали от истощения.


44. Основные теории мировой политики: теории политического реализма, модернистские и геополитическая теории.

 

Суть научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятсятеория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных отношений и геополитическая теория.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бже-зинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: что движет деятельностью государств на международной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом. Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, то в международной политике — преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собой осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержания мирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль или возникающие одновременно.

Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные» интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия. При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут не совпадать.

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты, анализируют политику государства. Если реалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Г. АЛЛИСОН. И Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики. Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики. Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболее эффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор на стимулирование или препятствование развитию процессов взаимной зависимости.


Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846—1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве».

Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер. В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного государства отводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся в выдвижении на передний план пространственного, территориального начала. По мнению Г. Маккиндера: «Тот, кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей) Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии, Африки, а тот кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартленду противостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания, Великобритания), родина либерализма. Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

 

45. Внешняя политика Российской Федерации: эволюция, основные приоритеты.


 

ВП – это деят-ть гос-ва на междун арене, регул-ая взаимоотн-ия с др субъектами внешне-пол-ой д-сти: гос-ми, междун, региональными институтами, орг-ми, пол. партиями, общ-ми орг-ми и церковью.

Внутр. факторы влияющие на ВП: 1)расстановка внутр. сил, внутр. пол-ка гос-ва, 2)эк, научно-технич и военный потенциалы страны, 3) природно-географ., демограф., матер-ые ресурсы гос-ва.

Внеш факторы: 1) расстановка сил на междун арене, проводимая междун. пол-ка РФ, 2) зк-ие военно-технич. и военные потенциалы данной страны, 3)природно-географ., демограф., матер-ые ресурсы гос-ва.

Новая концепция ВП страны изложена Путиным в его указе от 22.06.00.

1) обесп-ие надежной безоп-ти страны, укрепление её суверенитета и целостности, обес-ие прочных позиций в мир сообществе.

2) воздей-ие на общемир процессы в целях формир-ия стабильного, справедливого и демократического миропорядка

3) создание благоприятных условий (прежде всего внешних) для поступательного развития России для подъема её эк-ки, повышения ур-ня жизни, соблюдение прав и свобод, укрепление основ констит-ого строя и др.

4) формирование пояса «добрососедства» по периметру границ

5) поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосуд-ми объед-ми в процессе решения задач, опред-ми нац интересами РФ, т.е. поиск союзнических и партнерских отн-ий, улучшающих усл-ия и параметры междун взаимодей-ия (прежде всего страны ЕС и ближнего зарубежья, так же РФ с Китаем и Индиёй)

6) всесторонняя защита прав и интересов росс гр-н и их соб-ти зарубежном.

7) содействие позитивному восприятию в РФ в мире, популяризации русского языка, культуры народов России в иност-ых гос-ах.

Приоритеты:

1) гл. центром регул-ия междун. отношений в 21 в. должна оставаться ООН, поэтому РФ будет противодействовать любым попыткам понизить роль ООН и её Совбеза в мировых делах.

2) выступает за снижение применения силы в междун отнош. и увелич. регион. и стратегич. стаб-ти (для этого намерена сокращать вооружение, к-е предусмотрено в её договорах, яд потенциала, яд оружия, будет поддерживать идеи информац. безоп-ти, принимать участие в разл. программах ООН: ликвидации ЧС, оказание мат помощи слабым странам, нет – наркотикам, терроризму, преступности.)

3) обеспечение двух- и многостороннего сотрудничества с гос-вами СНГ. Ключевое значение имеют отн-ия с ЕС и странами ближнего зарубежья, развитие отн-ий м/д РФ и Китаем.

 







Date: 2015-09-26; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию