Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационно - методический раздел
Отечественная история
Специализированная программа подготовки магистра по направлению 050100 Педагогическое образование профиль Историческое образование
Нижний Тагил, 2012 г.
Программа государственного экзамена «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль Историческое образование) и с программой кандидатского экзамена по отечественной истории.
Программа обсуждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения и утверждена на заседании Ученого совета Социально-гуманитарного института НТГСПА (протокол № от 2012 г.)
Зав. кафедрой: В.М. Кириллов
Председатель Ученого совета: С.А. Устинова
Составители: Булавин М.В., канд. истор. наук, доцент Ганиев А.М., канд. истор. наук, доцент Организационно - методический раздел
История России изучалась студентами на протяжении обоих уровней профессиональной подготовки, при этом основу ее изучения составляли специальные исторические курсы: в рамках бакалавриата, рассматривающие историю России с древнейших времен до наших дней, в магистратуре – «Современные проблемы отечественной истории». Изучение истории России имеет важнейшее значение в процессе становления историка-профессионала, позволяя ему получить кругозор и эрудицию, достаточные для выполнения магистерской диссертации и других исследований. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что изучение соответствующих дисциплин дает возможность магистранту подготовиться к поступлению в аспирантуру и быть готовым к выполнению кандидатской диссертации Задачи государственного экзамена: экзамен позволяет выявить уровень теоретического освоения отечественной истории, умений в практическом применении этих знаний в подготовке конкретного вида исследования (диссертации) В процессе подготовки к экзамену решаются несколько задач: • актуализируется и расширяется представление об основных проблемах изучения отечественной истории; • происходит ознакомление с основным массивом отечественной историографии; • происходит дальнейшее формирование представления о творческом и дискуссионном характере исследовательского процесса в области исторической науки; • создаются предпосылки для востребования накопленного в исторической науке опыта исследовательской работы В ходе экзамена устанавливается овладение выпускником следующими профессиональными компетенциями (ПК): общепрофессиональными (ОПК): • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1); • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2); в области педагогической деятельности: • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1); • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2); • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3); • способностью руководить исследовательской работой обучающихся в области научно-исследовательской деятельности: • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5); • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6); • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); в области методической деятельности: • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8); • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9); в области управленческой деятельности: • готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); • готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); в области проектной деятельности: • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14); • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15); • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16); в области культурно-просветительской деятельности: • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17); • готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18); • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19); • готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20); • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21). Содержание государственного экзамена по дисциплине Спорные вопросы происхождения общественного устройства Киевской Руси «Повесть временных лет» о призвании варягов. Зарождение и развитие в академической и университетской исторической науке спора норманистов и антинорманистов. Связь полемики с политической конъюнктурой. Русско-варяжский вопрос в новейшей историографии. Эволюция в историографии XIX — XX вв. взглядов на общественно-политическое устройство Киевской Руси. Изучение этносоциального состава, развития городов и торговли, вечевого и общинного строя, места и роли князей и их дружин, организации сбора дани, управления, судоустройства, дипломатии, проявления форм социального протеста и т.д. Особенности государственно-политического развития Руси в XII - XIII вв. (политическая дезинтеграция и ее последствия в оценках историков)
Эволюция представлений о политической раздробленности на Руси. Дореволюционные и советские историки о факторах территориального раздробления государства. Современная отечественная историография о периодизации, предпосылках причинах и исторических последствиях раздробленности, об основных типах социально-политического и экономического развития государственных образований, появившихся после распада Киевской Руси.
Процесс складывания Русского централизованного государства в историографических оценках
Осмысление места и роли Московского государства в творчестве русских книжников XV — XVII вв. (провиденциальная идея о последовательной смене трех мировых и трех русских политических центров). Влияние на воззрения историков XVIII — начала XIX в. по поводу процесса централизации идей эпохи Просвещения. В.О. Ключевский о причинах политического возвышения Москвы. Дискуссии о предпосылках русской централизации в советской историографии. Альтернативы и реалии развития россии в XVI в. Дискуссии об опричнине и ее воздействии на политическую и социально-экономическую жизнь страны
Общая характеристика развития России в XVI в. в дореволюционной исторической науке. Обсуждение в советской историографии вопросов эволюции феодального землевладения и социальной структуры русского общества Опричнина Ивана Грозного в оценках историков XVIII — начала XX в. Мнения советских историков о социально-политической и культурной природе опричнины. Итоги изучения России XVI в. в новейшей отечественной историографии.
Россия в XVII в.: поиск путей модернизации и социально-идеологические конфликты. историографический аспект Проблема соотношения институтов сословно-представительной монархии и самодержавной власти. Процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Новые явления в социально-политической и экономической жизни страны. Дискуссия о переходе от феодализма к капитализму в России: взгляд на процессы, происходившие в XVII в. Социальные конфликты "бунташного века" в отечественной историографии. Исследование крестьянских и городских восстаний. Эволюция взглядов историков на проблему крестьянских войн Оценки в историографии раскола Русской православной церкви и возникновения старообрядческого движения.
Русская культура периода средневековья Характер и основные типологические черты русской средневековой культуры. Проблема влияния христианства на развитие культуры Руси в трудах отечественных историков. Эпохи и стили развития отечественной средневековой культуры. Оценки достижений деятелей русской средневековой культуры на мировом фоне.
Историки о предпосылках, сущности и результатах реформ в России XVIII в. споры о русском абсолютизме
Вопрос о предпосылках реформ XVIII в., их связи с развитием страны в предшествующем столетии и внешнем влиянии. Проблема планомерности преобразований. Историческая сущность, соотношение цели и методов в осуществлении, результативность и цена реформ в оценках историков. Вопрос о степени личного влияния реформаторов на процессы преобразований. Дискуссия о российском абсолютизме. Взгляды на сущность, признаки и атрибуты абсолютной монархии. Спорные вопросы периодизации истории российского абсолютизма. Различие точек зрения о социальной базе, роли и историческом значении абсолютизма в России. Проблема дворцовых переворотов и ее связь с генезисом абсолютизма. «Просвещенный абсолютизм»: причины, цели и сущность политики в трактовке исследователей. Историографические оценки причин возникновения и краха монархического деспотизма Павла I. Основные направления внешнеполитического курса России в XVIII - первой половине XIX в. в. историографических оценках
Приоритеты и направления внешней политики России в конце XVII в. и их связь с первыми внешнеполитическими шагами Петра I. Изменение внешнеполитического курса. Северная война: вопрос о причинах, целях и результатах. Направления внешней политики России в послепетровский период. Россия в системе европейских государств и политических союзов. Внешняя политика России в екатерининскую эпоху: основные направления, цели и результаты. Причины и цели участия России в антифранцузских коалициях. Проблемы истории Отечественной войны 1812 г. в отечественной историографии. Проблемы послевоенного устройства Европы и роль России в этом процессе в оценках историков. Россия и европейское революционное и национально-освободительное движение. Россия и Восточный вопрос. Отечественная историография Крымской войны.
Проблемы социально-экономического развития России во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в.
Дискуссия о переходе от феодализма к капитализму в отечественной историографии. Спорные вопросы формирования всероссийского рынка. Проблема тормозящего влияния крепостничества на социально-экономическое развитие страны и попытки ее решения. Дискуссия о промышленном перевороте.
Основные направления общественно-политического движения в России в конце XVIII- первой половине XIX в. в историографии
Формирование антикрепостнической идеологии и русское просветительство. Либеральные устремления Александра I и его окружения в первые годы царствования в оценках историков. Декабристские проекты преобразования России. Вопрос о причинах поражения и историческом значении декабризма. Охранительный политический курс и его влияние на развитие общественно-политической мысли. П.Я. Чаадаев и оценка его наследия. Проблема зарождения русского либерализма, характеристика его течений. Размежевание либерального и радикально-демократического направлений общественного движения конца 40-х гг. XIX в. в историографических оценках.
Реформы 60-90-х гг. XIX в. в процессе модернизации: историографический аспект
Причины и оценки реформ 60 — 70-х гг. XIX в. в дореволюционной и советской историографии. «Революция сверху» или «нереализованная реформаторская альтернатива»? Новейшие исследования по теме. Оценка историками внутренней политики Александра III..Проблема цикличности развития России в новейшей исследовательской литературе.
Ппроблемы социально-экономического развития пореформенной России историографии
Спор о судьбе капитализма в России в историографии конца XIX — начала XX в. Либерально-народническая концепция типологических особенностей российского капитализма. Облик российского капитализма в трудах оппонентов народников. В.И. Ленин, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский. Изучение социально-экономической истории второй половины XIX в. в 1920 — начале 1930-х г. Социально-экономическая история второй половины XIX в. в работах историков «нового направления». Особенности промышленного переворота, роль государства в утверждении капиталистических отношений, уровень развития аграрного капитализма к началу XX в. Модернизационные теории. Город и деревня второй половины XIX в. в процессе модернизации. Внешняя политика России второй половины XIX-начала XX в. в оценках историков
Публикация секретных дипломатических документов царского правительства в 1920-е гг. Трактовка внешней политики царского правительства в трудах историков «школы М.Н. Покровского" и их оппонентов». Пересмотр концепции М.Н. Покровского в 1930-е гг. Проблемы истории внешней политики России в 1950 — 1980-е гг. в трудах ведущих историков: периодизация, основные направления внешней политики, взаимоотношения с европейскими государствами. Исследования о позиции России в создании франко-русского союза. Историки о политике России на Балканах. Среднеазиатское направление в российской внешней политике. Вопрос о типе, предпосылках, мотивах, значении присоединения Средней Азии. Русско-японская война и ее изучение.
Проблемы общественно-политического движения в России во второй половине XIX -начале XX в.: историографический аспект Складывание различных историографических направлений в изучении общественного движения. Либеральная, консервативная и социалистическая мысль России и ее изучение отечественными исследователями. Организационные формы общественного движения в России. Влияние общественного движения на внутреннюю и внешнюю политику страны. Русская культура периода империи. Воздействие петровских реформ на культурные процессы в стране. Проблема социокультурного раскола в историографии. Развитие системы образования и научных учреждений в России XVIII-XIX вв. русская литература периода: место в системе культуры и влияние на общественной развитие. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Оценки русской культуры петербургского периода историками и художественными критиками. Модернизация России в конце XIX -начале XX в.: историографический аспект
Теоретические и историко-экономические исследования особенностей русского капитализма начала ХХ в. Проблемы политического строя начала XX в. в дискуссии об абсолютизме. Споры вокруг оценки политического строя после реформ 1905 — 1907 гг. Политическая модернизация начала XX в. в новейших исследованиях: применение цивилизационных и модернизационных теорий к истории России конца XIX — начала XX в. Историографические проблемы участия России в первой мировой воине.
Отечественные историки о причинах и характере Первой Мировой войны. Начало и ход военных действий на русско-германском фронте. Николай II, А.А. Брусилов. Централизация экономики. Транспортный кризис. Экономическое и политическое усиление буржуазии. Союз земств и городов. Военно-промышленные комитеты. А.И. Гучков. Прогрессивный блок. П.Н. Милюков. Влияние военных действий на остроту политической борьбы в марте -октябре 1917 г. Разложение армии. Брестский мирный договор, его характер и последствия в оценках историков. Россия в 1917 г. проблемы историографии
Историография деятельности Временного правительства. Перегруппировка классовых и политических сил в стране. Буржуазно-либеральные партии. Рост влияния социалистических партий и течений. Советы и политика соглашения либеральных и умеренных социалистических партии. Апрельский и июньский политические кризисы в России, их сущность, характер и последствия. Леворадикальные партии и группы в России в советской и современной литературе. В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Принятие большевиками курса на социалистическую революцию. Меры по дестабилизации политического положения в стране. Июньская демонстрация. Попытка вооруженного выступления большевиков в начале июля. Июльский политический и правительственный кризисы. Курс большевиков на вооруженное восстание. Рост активности праворадикальных сил. Государственное совещание в Москве и его значение. Выступление генерала Л.Г. Корнилов, причины его краха и последствия. Разложение армии. Временное правительство и политические партии осенью 1917г. Поиски выхода из политического и правительственного кризиса. Директория. Провозглашение России республикой. Демократическое совещание. Предпарламент. Активизация усилий по созыву Учредительного собрания. Радикализация масс. Рост влияния леворадикальных масс. Рост влияния леворадикальных партий. Позиции руководителей большевиков по вопросу о захвате власти. Октябрьский вооруженный переворот. Проблема его исторической неизбежности или случайности в отечественной и зарубежной литературе. Троцкистская и сталинская интерпретация Октябрьского переворота. Гражданская война в России в историографических оценках
Историки о причинах, характере и периодизации Гражданской войны. Преследование большевиками демократических сил. Открытие Учредительного собрания и его разгон. Установление большевиками однопартийной системы. Начало крупномасштабных боевых действий. Характеристика красного и белого лагерей: социальный состав, руководящие органы, вооруженные силы, политические программы. Ход военного противоборства. Политика «военного коммунизма» в исторической литературе. Характеристика внутриполитического курса большевистского режима, его этапы. Историография причин победы большевиков в Гражданской войне, ее итогов, уроков и последствий. Новая экономическая политика советского руководства в исторической литературе
Историки о причинах перехода к новой экономической политике советского руководства, ее содержании и этапах осуществления. Отказ от продразверстки, восстановление товарно-денежных отношений, изменение системы управления производством. Влияние реформ на развитие народного хозяйства. Оппозиция НЭПу в советском обществе. Отечественная и зарубежная литература об итогах НЭПа к концу 1920-х гг. Причины и результаты экономических кризисов 1923 — 1928 гг. Свертывание НЭПа. . Экономическое развитие СССР конца 20-30-х гг. ХХ в. в современной исторической литературе
Историография форсированной индустриализации СССР. Политика социалистического протекционизма. Средства достижения высоких темпов экономического роста. Стройки-гиганты. Трудности в освоении новой техники. Источники финансирования советской индустрии. Введение планового обучения и распределения рабочей силы. Использование принудительного труд. Социально-психологические основы трудового энтузиазма советских людей. Отечественные и зарубежные историки о коллективизации как методе ликвидации мелких собственников: этапы, мероприятия, результаты и последствия. Итоги и цена форсированного развития экономики СССР: историографический аспект. Тоталитарный режим в СССР и его сущность в историографических оценках Историческая литература о советском тоталитаризме как особой социальной системе. Особая роль чрезвычайных органов. Ликвидация самостоятельных общественных организаций. Политические процессы, их значение в укреплении личной власти И. Сталина. Атрибуты тоталитарной демократии. Конституция СССР 1936 г.: декларации и реальность. Попытки противодействия сталинскому режиму. Официальная советская идеология и практика духовного террора. Идеи коллективизма и социального равенства - основа новой системы ценностей. Идейно-политическая и идеологическая подготовка населения к войне. Противоречия в военном руководстве страны. Массовые репрессии в армии и их последствия. Историки о противоречиях развития в СССР науки и народного образования. Государственное регламентирование культуры. СССР во Второй мировой войне: историографические проблемы
Историки о внешней политике СССР накануне Великой Отечественной войны, о расширении экономического и военно-политического сотрудничества СССР с Германией. Вопрос о степени готовности СССР к военному столкновению с гитлеровской Германией в исторической литературе. Состояние советского общества накануне нападения Германии. Историки о причинах нападения фашистской Германии на СССР. Периодизация Великой Отечественной войны. Поражение Красной Армии в 1941 г.: причины и масштабы. Тотальная мобилизация ресурсов страны на отпор врагу. Историография внешней политики СССР в период войны. Антигитлеровская коалиция. Роль ленд-лиза в достижении победы над врагом. Роспуск Коминтерна. Боевые действия на советско-германском фронте в отечественной и зарубежной литературе. Причины краха фашистского блицкрига. Подполье и партизанское движение на оккупированной территории СССР. Коренной перелом в Великой Отечественной войне Окончательный разгром гитлеризма. Консолидация Объединенных наций. СССР в войне с Японией. Наука, литература, искусство в период войны. Качественные изменения в мировоззрении советских людей. Преобразования в СССР 1953-1964 гг. в исторической литературе
Историки о восстановлении экономики СССР и ее переориентации на производство мирной продукции. Особенности советской конверсии. Возвращение к довоенной, модели экономического развития. Экономические трудности и достижения. Ограничения в развитии подсобных крестьянских хозяйств. Усиление налогового пресса. Продовольственные проблемы. Денежная реформа 1947 г. Ухудшение финансового и экономического положения колхозов. Советизация восточноевропейских государств. Дискуссия в отечественной и зарубежной литературе о причинах и виновниках холодной войны. Биполяризация мира. Борьба за власть после кончины Сталина. «Оттепель» в духовной жизни общества. Либерализация политической жизни страны. Послесталинская переориентация экономики. Реформа управления промышленностью 1957 г. Прорыв в жилищном строительстве. Достижения в области науки и техники. Поворот к освоению целинных и залежных земель. Организационно-хозяйственные перестройки управления аграрным сектором. Продовольственный кризис начала 1960-х гг. Новые подходы советского руководства к внешнеполитическим вопросам после смерти Сталина. Смягчение напряженности в отношениях с капиталистическим странами. Отказ от некоторых идеологических догм во внешней политике. Карибский кризис. СССР в во второй половине 60-х-середине 80-х гг. ХХ в.: историографический аспект
Историки об усилении консервативных тенденций в политической жизни страны. Концепция «развитого социализма». Изменения в структурах власти. Формирование правозащитного движения в СССР. Историческая литература о реформах хозяйственного управления 1965 г. Причины их свертывания. Динамика снижения темпов экономического развития страны. Оценка преобразовании Ю.В. Андропова Ученые-историки о новых тенденциях во внешней политике в послехрущевский период. Интервенция в Чехословакию. Поворот в.сторону реальной разрядки напряженности. Заключение серии соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Глобализация внешней политики СССР. Усиление противостояния двух сверхдержав.
Кризис и распад СССР: проблемы историографии. Россия в постсоветском этапе истории. Отечественные и зарубежные ученые о причинах и начале изменений в политической жизни СССР с 1985 г. М.С. Горбачев. Политика «перестройки», ее внутренняя противоречивость. Кризис советской государственности во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Историки о повороте советской дипломатии в сторону уменьшения международной напряженности. Экономическое положение в стране в конце 1980— начале 1990-х гг. Проблемы рыночного реформирования советской экономики. Начало радикальной экономической реформы. Крах политики «перестройки». Августовский путч 1991 г. и распад СССР в исторической литературе. Страна в постсоветском этапе своей истории: радикальные экономические реформы и их социально-политические последствия. Процессы регионального развития и проблема сепаратизма в РФ. Военные действия на Северном Кавказе. особенности экономического и общественно-политического развития России в начале XXI в. основные направления внешней политики постсоветской России.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Date: 2015-09-26; view: 768; Нарушение авторских прав |