Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно - методический раздел





Отечественная история

 

Специализированная программа подготовки магистра

по направлению 050100 Педагогическое образование

профиль Историческое образование

 

Нижний Тагил, 2012 г.

 

Программа государственного экзамена «Отечественная история» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки магистра государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 Педагогическое образование (профиль Историческое образование) и с программой кандидатского экзамена по отечественной истории.

 

Программа обсуждена на заседании кафедры истории, теории и методики обучения и утверждена на заседании Ученого совета Социально-гуманитарного института НТГСПА (протокол № от 2012 г.)

 

Зав. кафедрой: В.М. Кириллов

 

Председатель Ученого совета: С.А. Устинова

 

Составители: Булавин М.В., канд. истор. наук, доцент

Ганиев А.М., канд. истор. наук, доцент

Организационно - методический раздел

 

История России изучалась студентами на протяжении обоих уровней профессиональной подготовки, при этом основу ее изучения составляли специальные исторические курсы: в рамках бакалавриата, рассматривающие историю России с древнейших времен до наших дней, в магистратуре – «Современные проблемы отечественной истории». Изучение истории России имеет важнейшее значение в процессе становления историка-профессионала, позволяя ему получить кругозор и эрудицию, достаточные для выполнения магистерской диссертации и других исследований. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что изучение соответствующих дисциплин дает возможность магистранту подготовиться к поступлению в аспирантуру и быть готовым к выполнению кандидатской диссертации

Задачи государственного экзамена: экзамен позволяет выявить уровень теоретического освоения отечественной истории, умений в практическом применении этих знаний в подготовке конкретного вида исследования (диссертации) В процессе подготовки к экзамену решаются несколько задач:

• актуализируется и расширяется представление об основных проблемах изучения отечественной истории;

• происходит ознакомление с основным массивом отечественной историографии;

• происходит дальнейшее формирование представления о творческом и дискуссионном характере исследовательского процесса в области исторической науки;

• создаются предпосылки для востребования накопленного в исторической науке опыта исследовательской работы

В ходе экзамена устанавливается овладение выпускником следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

• готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

• способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

• способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

• готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

• способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

• способностью руководить исследовательской работой обучающихся
(ПК-4);

в области научно-исследовательской деятельности:

• способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

• готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

• готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

• готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

• готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

• готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);


• готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

• готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

• готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

• готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

• способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

• готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

• способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

• готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

• способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

• готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

• способностью формировать художественно-культурную среду

(ПК-21).

Содержание государственного экзамена по дисциплине

Спорные вопросы происхождения
древнерусской государственности и

общественного устройства Киевской Руси

«Повесть временных лет» о призвании варягов. Зарождение и развитие в академической и университетской исторической науке спора норманистов и антинорманистов. Связь полемики с политиче­ской конъюнктурой. Русско-варяжский вопрос в новейшей историографии.

Эволюция в историографии XIX — XX вв. взглядов на общественно-политическое устройство Киевской Руси. Изучение этносоциального состава, раз­вития городов и торговли, вечевого и общинного строя, места и роли князей и их дружин, организации сбора дани, управления, судоустройства, дипломатии, про­явления форм социального протеста и т.д.

Особенности государственно-политического

развития Руси в XII - XIII вв. (политическая

дезинтеграция и ее последствия в оценках историков)

 

Эволюция представлений о политической раздробленности на Руси. Дореволюционные и советские историки о факторах территориального раздробления государства.

Современная отечественная историография о периодизации, предпосылках причинах и исторических последствиях раздробленности, об основных типах со­циально-политического и экономического развития государственных образова­ний, появившихся после распада Киевской Руси.


 

Процесс складывания Русского централизованного государства

в историографических оценках

 

Осмысление места и роли Московского государства в творчестве русских книжников XV — XVII вв. (провиденциальная идея о последовательной смене трех мировых и трех русских политических центров). Влияние на воззрения исто­риков XVIII — начала XIX в. по поводу процесса централизации идей эпохи Про­свещения. В.О. Ключевский о причинах политического возвышения Москвы. Дискуссии о предпосылках русской централизации в советской историографии.

Альтернативы и реалии развития россии в XVI в.

Дискуссии об опричнине и ее воздействии на политическую и социально-экономическую жизнь страны

 

Общая характери­стика развития России в XVI в. в дореволюционной исторической науке. Обсуж­дение в советской историографии вопросов эволюции феодального землевладения и социальной структуры русского общества

Опричнина Ивана Грозного в оценках историков XVIII — начала XX в. Мнения советских историков о социально-политической и культурной природе опричнины. Итоги изучения России XVI в. в новейшей отечественной историогра­фии.

 

Россия в XVII в.: поиск путей модернизации и

социально-идеологические конфликты.

историографический аспект

Проблема соотношения институтов сословно-представительной монархии и самодержавной власти. Процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Новые явления в социаль­но-политической и экономической жизни страны. Дискуссия о переходе от фео­дализма к капитализму в России: взгляд на процессы, происходившие в XVII в.

Социальные конфликты "бунташного века" в отечественной историогра­фии. Исследование крестьянских и городских восстаний. Эволюция взглядов ис­ториков на проблему крестьянских войн Оценки в историографии раскола Русской православной церкви и возникновения старообрядческого движения.

 

Русская культура периода средневековья

Характер и основные типологические черты русской средневековой культуры. Проблема влияния христианства на развитие культуры Руси в трудах отечественных историков. Эпохи и стили развития отечественной средневековой культуры. Оценки достижений деятелей русской средневековой культуры на мировом фоне.

 

Историки о предпосылках, сущности и результатах реформ в России XVIII в. споры о русском абсолютизме

 

Вопрос о предпосылках реформ XVIII в., их связи с развитием страны в предшествующем столетии и внешнем влиянии. Проблема планомерности преоб­разований. Историческая сущность, соотношение цели и методов в осуществле­нии, результативность и цена реформ в оценках историков. Вопрос о степени личного влияния реформаторов на процессы преобразований.

Дискуссия о российском абсолютизме. Взгляды на сущность, признаки и атрибуты абсолютной монархии. Спорные вопросы периодизации истории рос­сийского абсолютизма. Различие точек зрения о социальной базе, роли и истори­ческом значении абсолютизма в России. Проблема дворцовых переворотов и ее связь с генезисом абсолютизма. «Просвещенный абсолютизм»: причины, цели и сущность политики в трактовке исследователей. Историографические оценки причин возникновения и краха монархического деспотизма Павла I.


Основные направления внешнеполитического курса России в XVIII - первой половине XIX в. в. историографических оценках

 

Приоритеты и направления внешней политики России в конце XVII в. и их связь с первыми внешнеполитическими шагами Петра I. Изменение внешнеполи­тического курса. Северная война: вопрос о причинах, целях и результатах. Направ­ления внешней политики России в послепетровский период. Россия в системе ев­ропейских государств и политических союзов.

Внешняя политика России в екатерининскую эпоху: основные направления, цели и результаты. Причины и цели участия России в антифранцузских коалици­ях. Проблемы истории Отечественной войны 1812 г. в отечественной историогра­фии. Проблемы послевоенного устройства Европы и роль России в этом процессе в оценках историков. Россия и европейское революционное и национально-освободительное движение. Россия и Восточный вопрос. Отечественная историо­графия Крымской войны.

 

Проблемы социально-экономического развития

России во второй пол. XVIII - первой пол. XIX в.

 

Дискуссия о переходе от феодализма к капитализму в отечественной исто­риографии. Спорные вопросы формирования всероссийского рынка. Проблема тормозящего влияния крепостничества на социально-экономическое развитие страны и попытки ее решения. Дискуссия о промышленном перевороте.

 

Основные направления общественно-политического движения в России в конце XVIII- первой половине XIX в. в историографии

 

Формирование антикрепостнической идеологии и русское просветительство. Ли­беральные устремления Александра I и его окружения в первые годы царствова­ния в оценках историков.

Декабристские проекты преобразования России. Вопрос о причинах пора­жения и историческом значении декабризма. Охранительный политический курс и его влияние на развитие общественно-политической мысли. П.Я. Чаадаев и оценка его насле­дия.

Проблема зарождения русского либерализма, характеристика его течений. Размежевание либерального и радикально-демократического направлений обще­ственного движения конца 40-х гг. XIX в. в историографических оценках.

 

Реформы 60-90-х гг. XIX в. в процессе модернизации:

историографический аспект

 

Причины и оценки реформ 60 — 70-х гг. XIX в. в дореволюционной и советской историогра­фии. «Революция сверху» или «нереализованная реформатор­ская альтернатива»? Новейшие исследования по теме.

Оценка историками внутренней политики Александра III..Проблема цикличности развития России в новейшей исследовательской ли­тературе.

 

Ппроблемы социально-экономического развития

пореформенной России историографии

 

Спор о судьбе капитализма в России в историографии конца XIX — начала XX в.

Либерально-народническая концепция типологических особенностей рос­сийского капитализма. Облик российского капи­тализма в трудах оппонентов народников. В.И. Ленин, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановский.

Изучение социально-экономической истории второй половины XIX в. в 1920 — начале 1930-х г.

Социально-экономическая история второй половины XIX в. в работах исто­риков «нового направления». Особенности промышленного переворота, роль го­сударства в утверждении капиталистических отношений, уровень развития аграр­ного капитализма к началу XX в. Модернизационные теории. Город и деревня второй половины XIX в. в процессе модернизации.

Внешняя политика России

второй половины XIX-начала XX в. в оценках историков

 

Публикация секретных дипломатических документов царского правитель­ства в 1920-е гг. Трактовка внешней политики царского правительства в трудах историков «школы М.Н. Покровского" и их оппонентов». Пересмотр концепции М.Н. Покровского в 1930-е гг. Проблемы истории внешней политики России в 1950 — 1980-е гг. в трудах веду­щих историков: периодизация, основные направления внешней политики, взаи­моотношения с европейскими государствами. Исследования о позиции России в создании франко-русского союза. Историки о политике России на Балканах. Среднеазиатское направление в российской внешней политике. Вопрос о типе, предпосылках, мотивах, значении присоединения Средней Азии. Русско-японская война и ее изучение.

 

Проблемы общественно-политического движения

в России во второй половине XIX -начале XX в.:

историографический аспект

Складывание различных историографических направлений в изучении об­щественного движения. Либеральная, консервативная и социалистическая мысль России и ее изучение отечественными исследователями. Организационные формы общественного движения в России. Влияние общественного движения на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Русская культура периода империи.

Воздействие петровских реформ на культурные процессы в стране. Проблема социокультурного раскола в историографии. Развитие системы образования и научных учреждений в России XVIII-XIX вв. русская литература периода: место в системе культуры и влияние на общественной развитие. Стили в архитектуре и изобразительном искусстве. Оценки русской культуры петербургского периода историками и художественными критиками.

Модернизация России в конце XIX -начале XX в.:

историографический аспект

 

Теоретические и историко-экономические исследования особенностей русского капитализма начала ХХ в.

Проблемы политического строя начала XX в. в дискуссии об абсолютизме. Споры во­круг оценки политического строя после реформ 1905 — 1907 гг. Политическая модернизация начала XX в. в новейших исследованиях: применение цивилизационных и модернизационных теорий к истории Рос­сии конца XIX — начала XX в.

Историографические проблемы участия

России в первой мировой воине.

 

Отечественные историки о причинах и характере Первой Мировой войны. Начало и ход военных действий на русско-германском фронте. Николай II, А.А. Брусилов.

Централизация экономики. Транспортный кризис. Экономическое и поли­тическое усиление буржуазии. Союз земств и городов. Военно-промышленные комитеты. А.И. Гучков. Прогрессивный блок. П.Н. Милюков.

Влияние военных действий на остроту политической борьбы в марте -октябре 1917 г. Разложение армии. Брестский мирный договор, его ха­рактер и последствия в оценках историков.

Россия в 1917 г. проблемы историографии

 

Историография деятельности Временного правительства. Перегруппиров­ка классовых и политических сил в стране. Буржуазно-либеральные партии. Рост влияния социалистических партий и течений. Советы и политика соглашения либеральных и умеренных социалисти­ческих партии. Апрельский и июньский политические кризисы в России, их сущ­ность, характер и последствия.

Леворадикальные партии и группы в России в советской и современной ли­тературе. В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий. Принятие большевиками курса на социали­стическую революцию. Меры по дестабилизации политического положения в стране. Июньская демонстрация. Попытка вооруженного выступления большеви­ков в начале июля. Июльский политический и правительственный кризисы. Курс большевиков на вооруженное восстание.

Рост активности праворадикальных сил. Государственное совещание в Мо­скве и его значение. Выступление генерала Л.Г. Корнилов, причины его краха и последствия. Разложение армии.

Временное правительство и политические партии осенью 1917г. Поиски выхода из политического и правительственного кризиса. Директория. Провозгла­шение России республикой. Демократическое совещание. Предпарламент. Акти­визация усилий по созыву Учредительного собрания.

Радикализация масс. Рост влияния леворадикальных масс. Рост влияния ле­ворадикальных партий. Позиции руководителей большевиков по вопросу о захва­те власти. Октябрьский вооруженный переворот. Проблема его исторической не­избежности или случайности в отечественной и зарубежной литературе. Троцки­стская и сталинская интерпретация Октябрьского переворота.

Гражданская война в России в историографических оценках

 

Историки о причинах, характере и периодизации Гражданской войны. Пре­следование большевиками демократических сил. Открытие Учредительного соб­рания и его разгон. Установление большевиками однопартийной системы. Начало крупномасштабных боевых действий. Характеристика красного и белого ла­герей: социальный состав, руководящие органы, вооруженные силы, политиче­ские программы. Ход военного противоборства.

Политика «военного коммунизма» в исторической литературе. Характери­стика внутриполитического курса большевистского режима, его этапы.

Историография причин победы большевиков в Гражданской войне, ее ито­гов, уроков и последствий.

Новая экономическая политика советского руководства в исторической литературе

 

Историки о причинах перехода к новой экономической политике советского руководства, ее содержании и этапах осуществления. Отказ от продразверстки, восстановление товарно-денежных отношений, измене­ние системы управления производством. Влияние реформ на развитие народного хозяйства. Оппозиция НЭПу в советском обществе.

Отечественная и зарубежная литература об итогах НЭПа к концу 1920-х гг. Причины и результаты экономических кризисов 1923 — 1928 гг. Свертывание НЭПа.

.

Экономическое развитие СССР конца 20-30-х гг. ХХ в. в современной исторической литературе

 

 

Историография форсированной индустриализации СССР. Политика социа­листического протекционизма. Средства достижения высоких темпов экономиче­ского роста. Стройки-гиганты. Трудности в освоении новой техники. Источники финансирования советской индустрии.

Введение планового обучения и распределения рабочей силы. Использова­ние принудительного труд. Социально-психологические основы трудового энту­зиазма советских людей.

Отечественные и зарубежные историки о коллективизации как методе лик­видации мелких собственников: этапы, мероприятия, результаты и последствия.

Итоги и цена форсированного развития экономики СССР: историографиче­ский аспект.

Тоталитарный режим в СССР и его сущность

в историографических оценках

Историческая литература о советском тоталитаризме как особой социаль­ной системе. Особая роль чрезвычайных органов. Ликвидация само­стоятельных общественных организаций. Политические процессы, их значение в укреплении личной власти И. Сталина. Атрибуты тоталитарной демократии. Конституция СССР 1936 г.: декларации и реальность. Попытки противодействия сталинскому режиму.

Официальная советская идеология и практика духовного террора. Идеи коллективизма и социального равенства - основа новой системы ценностей. Идейно-политическая и идеологическая подготовка населения к войне. Противо­речия в военном руководстве страны. Массовые репрессии в армии и их послед­ствия.

Историки о противоречиях развития в СССР науки и народного образова­ния. Государственное регламентирование культуры.

СССР во Второй мировой войне:

историографические проблемы

 

Историки о внешней политике СССР накануне Великой Отечественной войны, о расширении экономического и военно-политического сотрудничества СССР с Германией.

Вопрос о степени готовности СССР к военному столкновению с гитлеров­ской Германией в исторической литературе. Состояние советского общества на­кануне нападения Германии.

Историки о причинах нападения фашистской Германии на СССР. Периоди­зация Великой Отечественной войны. Поражение Красной Армии в 1941 г.: при­чины и масштабы. Тотальная мобилизация ресурсов страны на отпор врагу.

Историография внешней политики СССР в период войны. Антигитлеров­ская коалиция. Роль ленд-лиза в достижении победы над врагом. Роспуск Комин­терна.

Боевые действия на советско-германском фронте в отечественной и зару­бежной литературе. Причины краха фашистского блицкрига. Подполье и парти­занское движение на оккупированной территории СССР. Коренной перелом в Ве­ликой Отечественной войне

Окончательный разгром гитлеризма. Консолидация Объединенных наций. СССР в войне с Японией.

Наука, литература, искусство в период войны. Качественные изменения в мировоззрении советских людей.

Преобразования в СССР 1953-1964 гг.

в исторической литературе

 

Историки о восстановлении экономики СССР и ее переориентации на про­изводство мирной продукции. Особенности советской конверсии. Возвращение к довоенной, модели экономического развития. Экономические трудности и дости­жения.

Ограничения в развитии подсобных крестьянских хозяйств. Усиление нало­гового пресса. Продовольственные проблемы. Денежная реформа 1947 г. Ухуд­шение финансового и экономического положения колхозов.

Советизация вос­точноевропейских государств. Дискуссия в отечественной и зарубежной литера­туре о причинах и виновниках холодной войны. Биполяризация мира.

Борьба за власть после кончины Сталина. «Оттепель» в духовной жизни общества. Либерализация политической жизни страны.

Послесталинская переориентация экономики. Реформа управления про­мышленностью 1957 г. Прорыв в жилищном строительстве. Достижения в облас­ти науки и техники.

Поворот к освоению целинных и залежных земель. Организационно-хозяйственные перестройки управления аграрным сектором. Продовольственный кризис начала 1960-х гг.

Новые подходы советского руководства к внешнеполитическим вопросам после смерти Сталина. Смягчение напряженности в отношениях с капиталисти­ческим странами. Отказ от некоторых идеологических догм во внешней полити­ке. Карибский кри­зис.

СССР в во второй половине 60-х-середине 80-х гг. ХХ в.: историографический аспект

 

Историки об усилении консервативных тенденций в политической жизни страны. Концепция «развитого социализма». Изменения в структурах власти. Формирование правозащитного движения в СССР.

Историческая литература о реформах хозяйственного управления 1965 г. Причины их свертывания. Динамика снижения темпов экономического развития страны. Оценка преобразовании Ю.В. Андропова

Ученые-историки о новых тенденциях во внешней политике в послехрущевский период. Интервен­ция в Чехословакию. Поворот в.сторону реальной разрядки напряженности. За­ключение серии соглашений о сотрудничестве в различных сферах. Глобализация внешней политики СССР. Усиление противостояния двух сверхдержав.

 

Кризис и распад СССР: проблемы историографии. Россия в постсоветском этапе истории.

Отечественные и зарубежные ученые о причинах и начале изменений в по­литической жизни СССР с 1985 г. М.С. Горбачев. Политика «перестройки», ее внутренняя противоречивость. Кризис советской государственности во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

Историки о повороте советской дипломатии в сторону уменьшения между­народной напряженности.

Экономическое положение в стране в конце 1980— начале 1990-х гг. Проблемы рыночного реформирования советской экономики. Начало ради­кальной экономической реформы. Крах политики «перестройки».

Августовский путч 1991 г. и распад СССР в исторической литературе.

Страна в постсоветском этапе своей истории: радикальные экономические реформы и их социально-политические последствия. Процессы регионального развития и проблема сепаратизма в РФ. Военные действия на Северном Кавказе. особенности экономического и общественно-политического развития России в начале XXI в. основные направления внешней политики постсоветской России.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ







Date: 2015-09-26; view: 768; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.04 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию