Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. Песня пастуха ТаулуВ долине Басхана в густом чинаре и орешнике лежал аул Карчи Эль-Джурт. В знойный полдень, когда Карча со всеми мужчинами жал далеко за рекой ячмень, ворвались с боевым кличем в аул незнакомые всадники, опустошили дома и увязали всех красивых девушек поперек седла. Четырех грабителей пронзил четырьмя стрелами молодой пастух Таулу, единственный из мужчин, кто им встретился. До самого вечера вели на аркане пастуха, а когда пришла пора отдыху и загорелись костры, Абдулла, предводитель отряда, сильным взмахом ножа разрубил его путы и сказал гневно: - Четырех орлов погубил молодой волк, но волк не умрет. Он будет стеречь лошадей и готовить нам пищу, пока не высохнет в нем кровь от жажды и голода, Сейчас он нам сварит своих лучших овец, а мы позабавим своих пленниц. Связал десять любимых овец Таулу, поднял брошенный ему нож и нагнулся красить овечьи шеи. И когда запах крови пропитал его яростью, он, птицей перемахнув через костер, вырос из пламени перед Абдуллой, схватил его за длинный ус, запрокинул голову и молча воткнул в горло нож. Потом, крутясь вихрем среди набежчиков, Таулу стал делать то, что делает волк в отаре без пастуха. Долго он показывал гостям, как пляшет у вечерних костров смерть, а когда его снова связали и понесли к огню, он запел: «Эх, как мучила жажда сегодня меня, Эх, как вражеской кровью я жажду унял! О-рай-да, рий-да-ра, О-рий-да, рий-да! Десять бедных онец я послал на тот свет, Вдвое больше врагов им отправил вослед! Так учил меня Он — так и сделал я! Эх, мне тоже пора,— орай-да,— умирать, Эх, на вражьих телах так удобно лежать. Так учил пеня Он,— так и бился я! Поднят я над огнем многим множеством рук, На моем лице смех, а на вражьих — испуг! Так учил меня Он — пусть он здравствует! Я недолго пожил, но пожил, как хотел, Перед смертью теперь одного б я хотел, Чтобы Он на коне показался вдруг. Чтоб за склоном вдали Его шлем засверкал, Чтоб Он видел конец мой и гордо сказал: «Так учил я его — так и умер он!»
- Одинаковой дорогой приходят все в мир — все с плачем, а уходят по-разному,— так сказали чужеземцы, изумленно внимая гортанным ритмам пастуха, висевшего уже под пламенным зевом смерти.— Невиданной доблестью нас ослепивший пастух, чем защитил ты сердце от страха?! И какими сумел поразить стрелами паши ничем не смягченные души?! Скажи — о ком твоя последняя песня и допой ее до конца — смерть тебя подождет. - Надо сердце заполнить любовью, чтобы не осталось в нем места страху,— так ответил Тауду, когда его развязали.— Песня моя о тех, кого я люблю; она очень длинна, но я ее допою, и пусть доживут свои дни те, о ком я пою. Вырезал Таулу сыбызгы(прим. род свирели) из бересты, наполнил грудь воздухом, и крутая, как подъем в горы, клокочущая, как река, густая и сильная песня понеслась далеко сквозь сердца суровых пришельцев, сквозь горы и туман на горах... «Лес, не шуми — я пастух из Эль-Джурта, сейчас буду петь о народе своем и о Карче, Батырбиевом сыне, свободу нам давшем. В далеком Крыму жил Карча беззаботно, но стала язвить ему душу тоска по отчизне; томить стали ветры и запахи трав синих гор, будить стали ночью его стоны отчих полей, одичавших без добрых семян и заботливых рук. Созвал он однажды товарищей верных, которыми были и Трам меткоглазый, и сильный, как дев, Адурхай, и быстрый, как рысь, Будиян с Наурузом бесстрашным. Раскрыл свое сердце Карча перед ними и эти слова им сказал: — Без родины мы мертвецы все и между живыми, на родине мы и среди мертвецов все живые. Потерявший глаза может песню услышать, Потерявший уши может радугу видеть, Потерявший руки может на свадьбе плясать, Потерявший ноги может друзей обнимать, Потерявший все может в родной земле лежать. Потерявший Родину совсем ничего не сможет. Готовясь к побегу, собрали друзья всех аланов и лунною ночью, когда в тихом море стоял их корабль, напали они и разбили отряд безбородых крымчаков, которые посланы были Аслан-Герий-ханом с таким повеленьем: сначала дорогу отрезать аланам, потом за их головы взяться... - Вах, чудо какое-то мчится в степи,— удивился Герий, на рассвете разбуженный гулом — синий туман перед чудом клубится, и светлые звезды и черные галки летят из тумана; слепящее солнце горит перед чудом, а позади серебрится луна. - Ох, то не чудо,— сказали Герию его сыновья,— то несется к нам конь богатырский, туман из ноздрей выпускает; земля от копыт его стаями птиц отлетает, и искры из кремня подковы его высекают. Ох, мчится на нем стальнорукий Карча, рассекая поднятым мечом небеса; на груди его латы сверкают, как солнце, а щит за спиной, как луна... Беспощаден, как смерть, был Карча злом карающий зло: юрт хищных Гериев, себя называвших Асланами-львами, вогнал он в могилы, как в норы шакалов, и со своими людьми уплыл в море. Был долог на родину путь — три дня и три ночи туда, где дневное светило восходит, несли паруса, как орлиные крылья, аланов свободных, их жен и сестер их, от счастья поющих. Наутро четвертого дня на беду им внезапно разгневалось небо: щитом своим синим оно загремело, и тучами черными солнце закрыло, и принялось огненно-желтые копья метать. Спокойное море, пронзенное болью, взбурлило, восстала вода, разбуянились волны, и крепкий корабль аланов разбили как щепку, на скалы прибрежные бросив. Судьба, что беду посылает, и помощь пошлет, когда нужно: надежную руку сбою протянул потерпевшим крушенье народ той земли — Апсуа (прим. так называют себя абхазцы). В краю их цветущем, в горах Джеметея, прожили аланы, пока не окрепли, и через шесть лет по крутым перевалам, идя снова к солнцу, спустились в Архыз, что лежал за снегами и льдами большого хребта. Был чист небосвод над долиной Архыза, богат был Архыз и зверями и птицей, и туры и овцы там быстро плодились, но не росла там трава Кара-чай... В поисках этой травы исходили мы много земель и, наконец, до Басхана дошли, чтобы здесь отдохнуть, а потом ее снова искать...» Так закончил свою песнь Таулу и спросил: — А что ищете в этой земле вы, рожденные далеко от нее? Что пожать вы хотите осенью, посеяв весну своей жизни страхом и смертью? И так ответили ему помрачневшие воины: — С несчетными войсками идет по горам и равнинам сын Тарагай-амира Темир-Асхак, железный Хромой, родившийся от матери с зажатым в кулаке сгустком крови. Под его знаменем за одно это лето мы прошли, покрыв пеплом, и страну картвелей Гюрджю-стан (прим. Грузия, картвели – так называют себя грузины), и страну Огня — Азербайджан, и страну Гор — Даг-и-стан. У подножья снежного Минги-Тау, что белеет сейчас перед нами, Темир-Асхак разбил возомнившего себя тоже железным Тохтамыша, великого хана Золотой Орды, и, не дав нам вытереть со лба пот этого боя, разослал нас по горам, чтобы и здесь, как и всюду, не оставалось племен, не склонивших перед ним головы. Из другого конца света идем мы, земля наша далеко, мы забыли ее лицо, покоряя чужие земли, а Темир-Асхак ведет нас все дальше, и там. где ступает его пята, надолго умирает трава и перестают смеяться дети. Истерлись наши ноги в походах, истерлись наши сердца, устали мы от огня и крови, жаждем мы сеять и жать, как твои соплеменники, ячмень и, как они, возвращаться по вечерам под мирные кровли а качать на коленях сыновей. Поэтому вчерашней мочью мы отстали от своего отряда — эти дремучие горы могут нас скрыть от Темир-Асхака. Поэтому сегодня в полдень мы взяли себе в твоем ауле хлеба и жен. И сказал тогда им Таулу, что не может награбленный хлеб дать телу соков, а похищенная жена стать матерью верных сынов. И еще сказал: просторна земля, щедры поли, добры люди в ауле Эль-Джурт — кров и тепло, мужскую дружбу и женскую любовь мог бы всякий найти в нем, открыв людям сердце, а меч оставив спящим в ножнах. — И рады бы мы пристать к стае,— ответили ему,— да перья у нас не те. Красны наши руки от крови. Научатся ли они держать кетмень и пастушью ярлыгу вместо меча? Отмоют ли их пот и дожди? Отвагой блистающий юноша.! Будь для нас, своих врагов, братом, усни мирно с нами, а утром помоги решить нашу судьбу... Но неожиданное для них настало утро. Когда ушли последние звезды и разгорелась пламенная заря, из-за синих холмов вылетел на легконогом коне Карча, в светлых латах и сияющем шлеме. А слева от Карчи и справа, вонзая копья во встречный ветер, выскочили все его воины. Двое из них, Будиям и Боташ, вздыбили своих коней в самой середине похитителей и засверкали мечами над их головой. Не дал Таулу пролиться крови; схватив и удерживая скакунов за уздцы, он начал свой рассказ о том, что в душах чужеземцев уже высыхают травы зла, и вырастают цветы раскаяния и мира. Слушал Карча пастуха, пронизывал долгими взглядами неподвижных воинов Железного Хромца, а потом сказал им, что они, сохранив честь похищенных ими девушек и жизнь смелого пастуха, сохранили свое право — жить, а всякий живущий должен быть свободен: незнакомцы могут направить своих коней в любую сторону, а если решат войти друзьями в аул Эль-Джурт, никто никогда не напомнит, как они вошли в него однажды врагами. — Посмотрите на нас,— сказал им Карча,—из разных земель, из разных племен и в разное время пришли мы в Эль-Джурт, но кровь у нас стала одной. Пусть скажут, что это правда, и кипчаки из желтых степей, и болгары с реки Итиль, и крымчаки из Карасу-Базара, и беслеаеевцы и абазинцы с соседних долин. И горе и радость, как воздух, как землю и воду, мы делим поровну, кто бы нас ни родил. Пусть скажут, что это правда, и знатный сван Отар и кабардинцы Тохчук с Тамбием, и малгарский пастух Хубия, и армянский охотник АЙбаз, и княжич из Крыма Шаухал, и все аланы, с которыми пришел я сюда из-за широких морей и через высокие горы... Когда взошло солнце, элъджуртцы, обнявшись с пришельцами, сидели вокруг утренних костров, костров дружбы, жарили овец, принесенных в жертву счастливому дню, и слушали новую песню пастуха Таулу.
|