Сюжетно-композиционное построение комедии
Комедия сочетала банальный сюжет (любовный треугольник) и неординарную композицию, вызвала полемику среди критиков (сценичность - несценичность). И. Гончаров подводит итог полемике, выделяя два конфликта: любовный и социальный, и две сюжетные линии.
Грибоедов нарушает правило единства действия: первоначальный любовный конфликт осложняется социальным, две сюжетные линии развиваются независимо друг от друга, достигая кульминации в 4-м акте. Первая получает развязку в пространстве пьесы, развязка второй вынесена за рамки произведения. Т.е. в развязке нет наказания порока и торжества добродетели, как в традиционной комедии.
Экспозиция и завязка: утро в доме Фамусова. Появление Чацкого инициирует движение сюжета, он восстанавливает против себя Софью.
Развитие действия: 2-й акт, Фамусов и Чацкий – столкновение двух мировоззрений. Софья признается Чацкому в любви к Молчалину, он ей не верит. Софья случайно, а потом намеренно пускает слух о сумасшествии Чацкого.
Кульминация: Сплетня распространяется, общество не прощает обличений.
Развязка: 4-й акт. Сцена между Молчалиным, Софьей и Лизой. Чацкий все понимает. Крушение любви и разрыв с обществом. Порок не наказан, добродетель не торжествует.
5-го акта со счастливым финалом (по традициям классицизма) нет.
В комедии по-новому разрешается любовная интрига. Традиционные амплуа сохраняются, но интерпретированы по-иному, выполняют иные функции.
В основе сюжета – любовный треугольник: героиня и два ее поклонника. Отец не догадывается об интриге дочери, а горничная устраивает свиданья влюбленных. Главное отличие в том, что неудачливым является именно герой-любовник.
Молчалин не подходит на роль второго любовника, так как удачлив в любви, а на роль первого – так как показан негативно.
Служанка, как и главный герой, выступает в нетрадиционной роли резонера (дает характеристики героям и комментирует события).
Образ Фамусова шире образа «благородного обманутого отца», он еще и идеолог «века минувшего».
Композиция построена по принципу антитезы: противопоставляются герои, ситуации и идеологии (реакционная и прогрессивная). Чацкий – носитель прогрессивных идей, апеллирует к сознанию обывателей. отсюда – его большие монологи:
- в первом: картина московских нравов. Конфликт героя и общества только намечается: «Ну что ваш батюшка? Все Английского клоба / Старинный, верный член до гроба?»
- во втором: завязка конфликта, противопоставление «века нынешнего» «веку минувшему»: «И точно, начал свет глупеть, / Сказать вы можете вздохнувши…»
- в третьем: конфликт обостряется. Программный монолог: «А судьи кто?». Выражает идеалы прогрессивного дворянства.
- в четвертом: кульминация: «Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, / В чьей по несчастью голове / Пять, шесть найдется мыслей здравых, / И он осмелится их гласно объявлять…». Монолог Чацкого никто не слышит, все разошлись.
- в пятом: развязка сюжета. Оценка Чацким «века минувшего»: «Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом…»
Date: 2015-09-26; view: 960; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|