Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политический плакат. Газетно-журнальная и книжная графика
Воздействие советской идеологии на массовое сознание осуществ- лялось и при помощи плаката, который также включался во внешнюю ок- ружающую среду и был доступен и понятен малограмотному человеку. В эти годы в создании плаката принимали участие широкий круг крупных мастеров своего времени, и разных художественных направле- ний, от авангардистов до реалистов: Родченко, Лебедев, Маяковский, Малевич, Лисицкий, Альтман, Моор и другие. Тематика была разнообразной. Его содержание охватывало многие стороны жизни революци- онной России. Условно можно выделить два основных типа политиче- ского плаката – героический и сатирический. Основой героического плаката являлся позитивный образ нового человека. Сатирический пла- кат создавал отрицательный образ врага Советской власти. Среди большого числа плакатистов характерными художниками, работавшими в героическом и сатирическом плакате, назовем Дмитрия Моора и Виктора Дени. Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов) – является одним из родона- чальников советского политического плаката. С 1919 года сотрудничал в центральных газетах, в журналах «Крокодил», «Безбожник у станка», «Безбожник». За годы гражданской войны Моор выполнил более 50 плакатов. К числу наиболее известных и популярных плакатов Мо- ора можно отнести «Ты записался добровольцем?» (1920), «Помоги» (1922), «Красный подарок белому пану» (1920), «Врангель еще жив, до- бей его без пощады» (1920). Плакаты Моора отличаются точной, острой выразительностью, лаконичностью изобразительного языка. Для произ- ведений Моора характерен выразительный, иногда гротескный контур- ный рисунок, очерчивающий плоскостное цветовое пятно. Классикой советского плаката является популярный плакат «Ты записался добровольцем?» (1920). Емкость содержания достигнута строгим отбором художественных средств. Фигура красноармейца вы- двинута вперед и занимает всю поверхность листа, рисунок точен и обобщен, даны лишь необходимые детали. Найден необходимый жест. Умело использован цвет: красный в сочетании с черным и белым уси- ливает эмоциональную напряженность и символичность образа. Удачно дополняет изображение лаконичный текст. Предельной заостренностью изобразительных приемов отличается плакат Моора «Помоги» (1921–1922), посвященный голодающим в По- волжье. Сначала художник думал решить его в виде многофигурной композиции, но в дальнейшем отказался от развернутого повествования. На черном фоне помещена скелетообразная фигура старика с воздетыми руками, взывающими о помощи. Фигура вытянута в пропорциях, под- черкнут силуэт и контрастное сочетание белого и черного усиливает драматизм образа. Скупая деталь – одинокий колос и лаконичная над- пись – «Помоги» дополняет изображение. Рассмотренные плакаты Моора – пример героического плаката. Развитие же сатирического плаката рассмотрим на произведениях Вик- тора Дени (Виктора Николаевича Денисова). Для политических плака- тов и карикатур Дени характерны сатирически-жанровое решение темы, сочетание контурного рисунка с заливкой локальными цветовыми пят- нами. Главным сатирическим методом Дени была насмешка, шарж. (Определенные приемы шаржирования, созданные Дени, стали для него обязательными, – признаками его манеры, что привело к определенному схематизму и штампу). Выразительный язык Дени менее лаконичен, чем у Моора. В отличие от мооровского обобщенного и лаконичного образа, для Дени характерна повествовательность, вводит много подробностей, деталей, требующих длительного рассмотрения. Большую роль в плака- тах Дени играл текст, с которым изображенный образ составлял нераз- рывное целое. Чаще Дени сотрудничал с поэтом Демьяном Бедным. Примером плакатных образов служат работы: «Капитал» (1919), «На мо- гиле контрреволюции» (1920), «Учредительное собрание» и др. Особое место в развитии плаката тех лет занимала новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства) – разновидность малотиражного плаката, изго- тавливаемого от руки, чаще с помощью трафарета. «Окна сатиры РОСТА» обладали еще большей, чем печатный плакат, оперативностью. Они были молниеносной реакцией на события политической, военной и гражданской жизни. «Это протокольная за- пись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пят- нами красок и звоном лозунгов», – так определил смысл «Окон РОСТА» В. Маяковский в своей работе «Грозный смех». «Окна РОСТА» дополняли газетные сообщения, откликались на события кра- сочным языком. Маяковский писал: «Это телеграфные ленты, момен- тально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушками. Это новая форма, введенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек». [57, 335] В силу своей специфики изобразительная форма «Окон» отлича- лась предельным лаконизмом и условностью рисунка. Его изобрази- тельной основой являлся обобщенный силуэт. Фигуры рабочего, кре- стьянина, красноармейца изображались преимущественно красным цве- том. Враги революции обозначались другим, контрастным цветом. Этот своеобразный «телеграфный язык» был подсказан быстротой исполне- ния и необходимостью размножения плакатов с помощью трафарета. «Окна сатиры РОСТА» представляли собой большие листы, со- державшие серии красочных картинок, под которыми помещались под- писи (4, 8, а иногда и 12 изображений). Чаще всего эти рисунки были связаны общей темой и раскрывали ее последовательно, как кадры ки- но. Рисунки неразрывно сливались со стихотворным текстом, дополняя друг друга. «Окна» получили свое название потому, что они, по замыслу ав- торов, предназначены были для оконных витрин РОСТА – Российского телеграфного агентства. Но их можно было увидеть и в витринах мага- зинов, в клубах, на вокзалах и в других общественных местах Москвы, Петрограда и других городов. Первое «Окно», созданное М. Черемных в сентябре 1919 года, при- влекло внимание Маяковского, который тотчас примкнул к работе над «Окнами», взяв в свои руки руководство ею на все время существования «Окон» (выпуск «Окон» прекратился в марте 1922 года). Постепенно во- круг «Окон» вырос большой коллектив художников и мастеров – трафа- ретчиков (около ста человек). Огромное число «Окон» выполнил В. Маяковский. Он выбирал сюжеты для «Окон», писал тексты (им написано было не менее 9/10 всех текстов к «Окнам»), раздавал темы и проверял работу. Тексты «Окон» отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народного лубка и частушек: «Врангель фон. / Врангеля – вон! / Врангель-враг. / Врангеля – в овраг!» («Окно сатиры РОСТА» №508, 1920. «Крестьянин, так встречай Врангеля»). Выступал Маяков- ский и как художник. Вспоминая о своей работе в РОСТА, Маяковский писал: «Мы до того изощрили руку, что могли сложный рабочий силуэт рисовать от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией». [57, 336] Окна М. Черемных по своей изобразительной манере отличаются от лаконичных рисунков Маяковского: его плакаты прорисованы более тщательно, в силуэтных изображениях художник нередко детализирует лицо, руки или какую-либо часть костюма. («Окно сатиры РОСТА» №580,1920. «На Врангеля Антанта полна злобы: не выдержал!») · Широкое распространение московских «Окон сатиры РОСТА» способст- вовало созданию подобных же «Окон» в Петрограде и других городах. В Петро- градских «Окнах РОСТА» работал В. Лебедев, В. Козлинский, Л. Бродатый, А. Ра- даков, Н. Радлов. Петроградские «Окна» исполнялись в технике литографии и печа- тались в мастерской бывшей Академии Художеств тиражом до двух и более тысяч экземпляров. В области газетно-журнальной графики наиболее интенсивно раз- вивался сатирический рисунок, в частности жанр карикатуры. В темати- ке преобладали внешнеполитические события, внутренние проблемы советского государства, бытовые темы и другие темы из жизни совет- ского человека. Сатирическая графика получила распространение в цен- тральных и других значительных газетах, юмористических и сатириче- ских журналах. Среди многочисленных сатирических журналов веду- щее место занимал созданный в 1922 году в Москве «Крокодил». Из- вестными представителями газетно-журнальной графики являлись Бо- рис Ефимов, Алексей Радаков, Николай Радлов, Лев Бродатый, Кон- стантин Елисеев, Юрий Ганф, Иван Малютин, Константин Ротов, Ми- хаил Черемных, Аминодаф Коневский. К 1926 году сложился коллектив Кукриниксов – творческий союз трех художников: Михаила Куприяно- ва, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Развернулась в эти годы издательская деятельность «книг для на- рода». С 1918 года в серии «Народная библиотека» на основании декрета «О государственном издательстве» начинают печатать произведения из русской и зарубежной литературы. В изданиях принимали участие многие уже известные художники: Б. Кустодиев, А. Бенуа, В. Конаше- вич, Г. Верейский, Г. Кардовский, В. Лебедев, П. Шилинговский и дру- гие художники. «Народная библиотека» предполагала вместо роскош- ных дореволюционных изданий для узкого круга издания дешевые, для массового народного читателя и соответствующей идеологической на- правленности. В первые послереволюционные годы в советской книге намети- лось несколько основных направлений, определивших во многом даль- нейшие пути развития книжной графики. Громко заявил о себе в эти го- ды конструктивизм. Используя эксперименты искусства модернистов (футуризм, супрематизм, кубизм), конструктивисты мыслили и утвер- ждали себя как единственно революционное, единственно современное направление в книге (и не только в ней), отрицали все старые формы искусства, провозглашая своим принципом борьбу «…за конструкции / против стилей, / расчет суровый / гаек и стали» (В. Маяковский). Кон- структивисты видели свою задачу в активной агитации и пропаганде, открытой утилитарности, сближали книгу с плакатом, журналом, афи- шей, рекламой. Само понятие «книжное оформление» было отброшено – эстетика извлекалась из функции, представала как результат точного выражения художником утилитарных задач, прежде всего задач рево- люционной агитации. Книги революции понимались конструктивиста- ми как голос к миллионам, как обращение к широким народным массам (Эль Лисицкий «Супрематический сказ про два квадрата» и «Маяков- ский для голоса» (оба издания 1922 г.), А. Родченко поэма В. Маяков- ского «Про это» (изд. 1923 г.)).
Date: 2015-09-25; view: 837; Нарушение авторских прав |