Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мухина Вера Игнатьевна





(1889-1953) русский скульптор

 

Многие поколения советских людей знали Мухину прежде всего как автора знаменитой скульптурной компо­зиции «Рабочий и колхозница», которая установлена на площади перед входом на ВДНХ. С тех пор Мухину пред­ставляли не иначе как скульптором-монументалистом, хотя этот вид творчества занимал в ее жизни весьма скромное место. Наибольший интерес представляет собой ее твор­чество в области так называемых малых форм — портре­тов, различных эскизов и графики. Да и творческий путь Веры Мухиной был довольно трудным. Ей приходилось постоянно опровергать навязанный ярлык «официального скульптора», что отнимало много сил и нервов.

 

Вера Мухина родилась в Риге в состоятельной купе­ческой семье. Любопытно, что ее мать была францужен­кой. Но интерес к искусству она унаследовала от отца, который был даровитым художником-любителем. Детские годы будущего скульптора прошли в Феодосии, куда се­мья была вынуждена перебраться из-за тяжелой болезни матери.

Когда Вере исполнилось три года, ее мать умерла от туберкулеза, и отец увез дочь на год за границу, в Герма­нию. По возвращении семья вновь поселилась в Феодо­сии. Однако через несколько лет отец снова поменял мес­то жительства — перебрался в Курск, где Вера и закон­чила гимназию. В это время у нее уже не было сомнений в том, что она будет заниматься искусством, и она посту­пила в Московское училище живописи, ваяния и зодче­ства. Сначала она училась в живописном классе у извест­ного художника К.Юона, а затем параллельно стала за­ниматься скульптурой.

В начале 1912 года с ней произошел несчастный слу­чай, в результате чего она получила серьезную травму лица и должна была долго лечиться. После операции опе­куны, управлявшие делами семьи после смерти отца, от­правили ее в Париж. Там Вера завершала лечение и одно­временно училась у знаменитого скульптора А.Бурделя, параллельно посещала Академию «Ля Палетт», а также школу рисунка, которой руководил известный педагог Ф.Коларосси.

В 1914 году Мухина совершила поездку по Италии, после которой поняла, что ее настоящим призванием яв­ляется скульптура. Вернувшись с началом Первой миро­вой войны в Россию, она создает первое свое значительное произведение — скульптурную группу «Пьета», задуман­ную как вариация на темы скульптур эпохи Возрождения и одновременно своеобразный реквием по погибшим.

В те годы Мухина увлекается монументальной скуль­птурой и делает несколько композиций на революцион­ные темы: «Революция» и «Пламя революции».

Однако свойственная ей экспрессивность лепки в со­четании с явным влиянием кубизма были настолько но­ваторскими, что мало кто в то время мог должным обра­зом оценить ее работы.

Поэтому она круто меняет сферу своей деятельности и обращается к прикладному искусству. Мухина сближа­ется с такими авангардистскими художниками, как Л.По­пова и А.Экстер. Вместе с ними она делает эскизы для нескольких постановок А.Таирова в Камерном театре, а также занимается промышленным дизайном. Вместе с Н.Ламановой она разрабатывает этикетки, книжные об­ложки, эскизы тканей и ювелирных украшений. Создан­ная по эскизам Мухиной коллекция одежды была удосто­ена Гран-при на Парижской выставке 1925 года.

В конце двадцатых годов Мухина входит в группу ху­дожников. которые разрабатывают дизайн советских вы­ставок в различных странах Европы. Однако налаженная жизнь Мухиной резко ломается в 1930 году, когда по ложному обвинению арестовывают ее мужа, известного врача А.Замкова. После суда его вы­сылают в Воронеж, и Мухина вместе с десятилетним сы ном переезжает вслед за мужем. Там она провела четыре года и вернулась в Москву лишь после вмешательства М.Горького. По его просьбе Мухина создала эскиз над­гробного памятника М.Пешкову.

Вернувшись в Москву, она вновь стала заниматься оформлением советских выставок за рубежом, вместе с архитектором Б.Иофаном создает архитектурное оформ­ление советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Это и была знаменитая скульптура «Рабочий и колхозница», которая стала первым монументальным про­ектом Мухиной. Композиция потрясла Европу и была признана шедевром искусства XX века.

Следует, однако, отметить, что, в сущности, редкост­ный талант монументалиста, которым Мухина была на­делена от природы, остался невостребованным. Правда, в 1939 году ей было заказано оформление строящегося Москворецкого моста. Но после того, как она представи­ла комиссии эскизы четырех групп, ее обвинили в подра­жании А.Бурделю и приняли лишь одну группу «Хлеб», которая, впрочем, так и не была поставлена на мосту.

Начиная с конца тридцатых годов и до конца жизни Мухина работает преимущественно как скульптор-порт­ретист. В годы войны она создает галерею портретов вои­нов-орденоносцев, а также бюст академика А.Крылова, ныне украшающий его надгробие.

 

После войны она выполняет два крупных официаль­ных заказа: создает памятник Горькому в Москве и ста­тую Чайковского. Однако обе эти работы отличаются на­рочито академическим характером исполнения и скорее свидетельствуют о том, что художник намеренно уходит от современной действительности.

Это время было наиболее спокойным для Мухиной. Она была избрана членом Академии художеств, неоднок­ратно удостаивалась Сталинской премии. Однако, несмот­ря на высокое общественное положение, она была замк­нутым и духовно одиноким человеком. До конца жизни Мухина так и не могла смириться с тем, что в ее скульп­турах видели не произведения искусства, а средства на­глядной агитации.

 







Date: 2015-09-25; view: 432; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию