Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы управленческой деятельности





В научной литературе по-разному трактуются методы управлен­ской деятельности, но если обобщить высказанные по этому поводу суждения, то нетрудно прийти к выводу, что в общем под методами управленческой деятельности подразумеваются спосо­бы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, исполь­зования правовых и организационных форм, воздействия на созна­ние и поведение людей в управляемых общественных процессах отношениях и связях.

Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления, по поручению государства, т.е. официаль­но, а также в установленном порядке (процедуре). Они должны от­вечать определенным требованиям: обладать способностью форми­ровать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть разнообразными и приспособленными к использованию в управле­нии, быть реальными и гибкими.

Имеются различные классификации методов управленческой де­ятельности. Достаточным представляется разделение их на следу­ющие две группы:

а) методы функционирования органов государственной власти и
местного самоуправления;

б) методы обеспечения реализации целей и функций государ­ственного управления.

Методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления охватывают способы, приемы, действия лиц, вовлеченных в процессы государственного управления, кото­рые связаны с подготовкой и реализацией управленческих реше­ний, а также осуществлением правовой и организационной государ­ственно-управленческой деятельности.

Как уже не раз отмечалось, главной проблемой государственного управления в целом и практической деятельности по формирова­нию и реализации его многогранных проявлений в частности вы­ступает проблема обусловленности, обоснованности и эффективно­сти всех управленческих функций, организационных структур, форм, методов и стадий управленческой деятельности. Ее решению и подчинены методы первой группы.

Так, при подготовке управленческих решений используются сле­дующие способы и приемы действий: изучение конкретных управ­ленческих ситуаций на местах, в управляемых объектах; теорети­ческое осознание существа управленческой проблемы; ознакомление с имеющимся опытом решения подобной управленческой зада­чи; составление информационных записок, докладных и справок; анализ статистических материалов; обоснование различных аль­тернатив решения проблемы в условиях ограничения или возмож­ного изменения ресурсов и др., смысл которых сводится к тому, чтобы возможно точнее отразить управляемый процесс и сблизить управленческое решение с управленческими потребностями в нем. Здесь многие методы берутся из праксеологии — научного знания о совершенной деятельности91.

В последние десятилетия в управленческую деятельность все ча­ще входят методы, взятые из научного познания. Это математи­ческое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратеги­ческих игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социаль­ного экспериментирования; графические; теории очередей или тео­рии массового обслуживания и многие другие из арсенала естественных, общественных и точных наук. Сегодня инструмен­тарий научной методологии исключительно обширен, богат и по­стоянно развивается. Управленческая деятельность в своей массе все еще далека от него, весьма робко реализует его возможности. Но если прогнозировать уровень сложности управленческой дея­тельности в XXI веке, то можно полагать, что без освоения научной методологии (во всем ее многообразии) государственному управле­нию не справиться со своими проблемами.

Большая группа методов функционирования органов государ­ственной власти и местного самоуправления связана с правовой и организационной государственно-управленческой деятельностью. Особый характер имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной Деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля и т.д. К примеру, при осуществле­нии управленческой функции контроля применяются методы предварительного, текущего и последующего контроля, общей и выборочной проверки, документальной и фактической ревизии и др. В общем, с одной стороны, в ведении структур государствен­ного управления находится много методов, которые позволяют им надлежащим образом функционировать, но, с другой, постоянно ощущается слабость, инертность в деле рационального и эффектив­ного их использования.


Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важное значение принадлежит приемам, способам, операциям стимулиро­вания, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспек­там влияния на интересы и мотивы поведения человека и соответ­ственно по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления можно подразделить на мо­рально-этические, социально-политические, экономические и ад­министративные.

Морально-этические методы представляют собой обращение к достоинству, чести и совести человека. Они включают в себя ме­ры воспитания, разъяснение и популяризацию целей и содержа­ния управления, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и ориентации чело­века и др. Смысл их состоит в том, чтобы вырабатывать и поддер­живать определенные убеждения, духовные ценности, нравствен­ные позиции, психологические установки в отношении управле­ния и тех действий, которые необходимы для его осуществления. Многие из них сегодня забыты, что не украшает государственное управление. Если нравственные установки «не работают» в государ­ственных органах, то уже тем более не могут проявляться в обществе.

Социально-политические методы связаны с условиями труда, быта, досуга людей, оказанием им социальных услуг, вовлечением в процесс властеотношений, развитием общественной и политиче­ской активности. Они влияют на социально-политические интере­сы людей, их статус в обществе, возможности свободной самореа­лизации. Углубление демократизма государства объективно ведет к возрастанию роли данных методов.

Между тем и здесь свою негативную роль сыграли либеральные представления о том, что государство якобы не может вмешиваться в социальные и политические процессы. В последних должны, мол, действовать свобода и кто и как ею воспользуется, тот и полу­чит соответствующие социальные и политические блага. И не заме­чается вроде бы, что таким подходом разрушается концепция прав и свобод человека и равноправия людей.

Экономические методы обусловлены ролью экономических инте­ресов в жизни людей и соответственно в управленческих процес­сах. Возможности приобретения и расширения личной собствен­ности, свобода предпринимательства, действующие в обществе материальные стимулы, характер и уровень оплаты труда, другие экономические явления всегда привлекают внимание, и, оперируя ими, органы государственной власти и местного самоуправления могут многого добиться в реализации целей и функций государ­ственного управления.

Особое место в государственно-управленческой деятельности за­нимают административные методы, содержащие в себе способы, приемы, действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства. Их признаки: а) прямое влияние государ­ственного органа или должностного лица на волю исполнителей путем установления их обязанностей, норм поведения и издания конкретных команд; б) односторонний выбор способа решения сто­ящей задачи, варианта поведения, однозначное решение ситуации, подлежащее обязательному исполнению; в) безусловная обязатель­ность распоряжений и указаний, невыполнение которых может повлечь за собой различные виды юридической ответственности.

Порой административные методы ассоциируют с понятием «ад­министрирование», хотя они обозначают разные явления. Админи­стрирование характеризует политический режим, стиль государ­ственного управления, состоящий в преимущественном использо­вании в управленческих процессах силового давления, жесткой Подчиненности, команд и взысканий, обеспечиваемых подсисте­мой наказаний. Администрировать можно любыми методами, особенно экономическими и административными. В то же время сами административные методы вызваны необходимостью регулировать Многие опасные технологии и виды деятельности с точки зрения интересов людей, общества и природы. В современной биосоцио-техносфере, содержащей в себе множество опасностей, угроз, рисков, без этих методов просто нельзя обойтись. Даже их наличие не всегда позволяет избежать аварийных ситуаций и чрезвычайных происшествий.

Важно не противопоставлять методы управленческой деятель­ности, а применять их комплексно, избирательно, в соответствии с обстоятельствами, характером ситуаций и уровнем поведения лю­дей. Каждый метод имеет свои пределы, и в этих пределах он дол­жен вовлекаться в государственное управление, в том числе и для обслуживания соответствующих стадий управленческой деятель­ности.

 







Date: 2015-09-25; view: 563; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию