Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документы, подлежащие засекречиванию и рассекречиванию





Отнесением сведений документов к государственной тайне продлением сроков ограничения доступа к документам непосред­ственно занимаются работники ведомственного архива. Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждает Президент РФ. Руководит работой по засекречивании документов в стране Межведомственная комиссия по защите го­сударственной тайны. В органах государственной власти, которые наделены правами по отнесению сведений к государственной тай­не, должны быть созданы специальные экспертные комиссии, занимающиеся этим вопросом.

Главная задача комиссии — разработать ведомственный (раз­вернутый) перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Пе­речень в обязательном порядке должен быть согласован с Межве­домственной комиссией по защите государственной тайны. При составлении перечня следует руководствоваться не столько мне­нием чиновников ведомства, сколько Федеральным законом «О го­сударственной тайне», статья 5 которого содержит перечень све­дений, составляющих государственную тайну, а именно:

1.Сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов бо­евого управления по подготовке и проведению операций, стратегичес­кому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития воору­жения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторс­ких работ по созданию и модернизации образцов вооружения и воен­ной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетичес­ких и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого при­менения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецеп­турах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режим­ных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и экс­плуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной об­становке.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее от­дельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизацион­ных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фак­тических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназна­чении и степени защищенности объектов административного управле­ния, о степени обеспечения безопасности населения, о функциониро­вании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) воо­ружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по коо­перации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружений, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опыт­но-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важ­ное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, ме­таллов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах дру­гих стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации).


3. Сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевре­менное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной
оперативно-розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результат разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной де­ятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциаль­ной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контр разведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопас­ности объектов государственной охраны, а также данные о финансиро­вании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечислении сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке,

об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анали­за шифровальных средств и средств специальной защиты, об информа­ционно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите государственной границы Российской Федерации, исклю­чительной экономической зоны и континентального шельфа Российс­кой Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением оборо­ны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Рос­сийской Федерации;

о подготовке кадров, о мероприятиях, проводимых в целях обеспече­ния безопасности государства.

На основе этого перечня составляются развернутые перечни для ведомств и учреждений. Все секретные сведения в перечне разделя­ются на три группы по степени ущерба, который может быть нане­сен при их разглашении. Сведения «особой важности» могут нане­сти ущерб интересам страны, сведения «совершенно секретные» — интересам министерства и ведомства, сведения «секретные» — ин­тересам предприятия, учреждения и организации. На засекречен­ные в соответствии с перечнем документы наносятся специальные реквизиты — сведения о степени секретности со ссылкой на соот­ветствующую статью перечня. Одновременно продлены сроки сек­ретности для документов в области атомной науки и техники, обороноспособности страны, ее внешней политики, деятельности разведывательных и контрразведывательных служб.

Из ведомств в государственный архив дела, содержащие государственную тайну, поступают уже засекреченными. В задачу архивистов входит создание режима хранения и использования та­ких дел. Однако и государственный архив может накладывать ог­раничения на доступ к документам. Прежде всего это касается документов, содержащих тайну личной жизни. Архив несет ответ­ственность перед лицами, персональные данные о которых содер­жатся в документах. Поэтому архив вправе ограничить доступ к документам, даже если сам фондообразователь не установил ка­кие-либо ограничения.


Решение об ограничении доступа принимает специальная ко­миссия по рассекречиванию, создаваемая в архиве. При этом же­лательно разработать специальный регламент использования до­кументов, содержащих информацию о тайне личной жизни, ко­торым могла бы руководствоваться комиссия. В регламенте следует четко и определенно перечислить виды документов и вопросы, относящиеся к тайне личной жизни, а также порядок получения разрешения на доступ у фондообразователя, его наследников правопреемников.

Рассекречивание сведений и их носителей — это значит снятие ранее введенных ограничений на распространение сведений (например, содержащих государственную тайну) и на доступ к их носителям.

Основной объем работы по рассекречиванию документов лежит на сотрудниках государственных архивов. Рассекречиванию без ограничений подлежат: документы, послужившие основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека; по организационно-партийной и идеологической работе КПСС, раскрывающие формы и методы деятельности партийных структур.

Согласно статье 7 Закона РФ «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию также следующие сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демогра­фии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о со­стоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых го­сударством гражданам, должностным лицам, предприятиям, уч­реждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резер­вах Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной вла­сти и их должностными лицами.

Работа с секретными документами очень ответственна. От ар­хивиста при подписании трудового договора кроме неразглаше­ния секретных сведений могут потребовать дать обязательство не покидать пределов страны.

Необходимо следить за соблюдением режима секретного хра­нения дел ограниченного доступа. Для таких дел, как правило, организуется специальное хранилище, правила доступа к которо­му и круг лиц, имеющих право доступа, должны регулироваться специальными актами, утвержденными руководителем учрежде­ния или ведомства.


В настоящее время рассекречивание документов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, осуществляется в несколько этапов.

Во-первых, в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне» рассекречивание архивных документов осуществляется в плановом порядке министерствами и ведомствами-фондообразователями, а также организациями и предприятиями их системы.

Рассекречивание осуществляется как в ведомственном, так и в государственном архиве, документы рассматриваются экспертными комиссиями, созданными в ведомствах. Государственный архив должен в таком случае предоставить членам комиссий, созданных в ведомствах, подлинники документов или копии, их заменяю­щие, а также перечни документов, описей, обзоры и другие не­обходимые справочники. Рассекречивание может осуществляться и по инициативе государственного архива, хранящего фонд дан­ного ведомства: ведь обязанностью Росархива является контроль за сроками хранения секретных документов и информирование руководителей ведомств о наличии на государственном хранении документов со сроками хранения свыше 30 лет. Наконец, если в государственный архив поступил запрос от гражданина или част­ного лица о рассекречивании документов, но архив не уполномо­чен рассекречивать запрашиваемые сведения, он в месячный срок с момента поступления запроса должен направить его в соответ­ствующее ведомство.

Во-вторых, управления, министерства, ведомства, а также их учреждения, организации и предприятия могут делегировать свои полномочия по рассекречиванию документов соответствующим государственным архивам. Например, к 1996 г. такие полномочия архивным учреждениям Росархива передали Министерство фи­нансов РФ, Министерство науки и технической политики, Госу­дарственный комитет РФ по статистике, Комитет РФ по стандар­тизации, метрологии и сертификации и другие ведомства. В таком случае в государственном архиве создается комиссия по рассекре­чиванию, имеющая право принимать решения о снятии ограни­чительных грифов.

Комиссия работает как в плановом порядке, так и по запросам организаций и граждан. О результатах работы комиссия извещает ведомства, материалы которых были рассекречены. В случае по­ступления запроса на рассекречивание архив должен дать моти­вированный ответ в 3-месячный срок.

В-третьих, процедура рассекречивания документов мини­стерств, ведомств и организаций, ликвидированных без право­преемников, в каждом конкретном случае устанавливается Меж­ведомственной комиссией по охране государственной тайны и ее структурными подразделениями. Межведомственная комиссия в настоящее время решает и практические вопросы рассекречива­ния документов предприятий и организаций, ликвидированных без правопреемников.

Государственные архивы, в которые поступили на хранение фонды учреждений, ликвидированных без правопреемников, создают специальные экспертные группы, которые изучают до­кументы и предоставляют заключения в Межведомственную ко­миссию.

Экспертные группы и комиссии по рассекречиванию в госу­дарственных и ведомственных архивах выявляют документы поединично (по описям) или подокументно (путем полистного про­смотра). Второй способ более дорогой и трудоемкий, однако он предпочтительнее, поскольку позволяет не засекречивать все дело, а разрешить доступ исследователей к его части, не содержащей государственной тайны. Остальные документы закрываются кон­вертом.

Документы для рассмотрения Межведомственной технической комиссией и Комиссией по рассекречиванию документов бывшей КПСС готовятся только путем полистного просмотра дел. В результа­те составляются перечни документов, подлежащих рассекречива­нию, и тех документов, срок секретности которых следует про­длить. Чем подробнее и яснее указано содержание документов в перечнях, тем легче будет Межведомственной комиссии принять решение.

Государственные архивы должны информировать обществен­ность о рассекреченных документах. Сведения о наиболее важных из них публикуются в специальном информационном бюллетене Федеральной архивной службы России, в журнале «Историчес­кий архив» и приложении к нему «Архивы Кремля и Старой пло­щади», а также в сборнике «Открытый архив». В архивах создаются обзоры и указатели рассекреченных документов. Правила доступа к документам в негосударственных архивах — общественных, эко­номических, частных — определяются этими учреждениями са­мостоятельно. Однако Международный совет архивов рекоменду­ет, по возможности, приводить условия доступа к частным архи­вам в соответствие с условиями, существующими в государствен­ных архивах.

 







Date: 2015-09-25; view: 2608; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию