Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛОССАРИЙ. Аффилиация (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов
А Аффилиация (от англ. affiliation — соединение, связь) — потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе и приводящих к возникновению чувства одиночества, беспомощности. В Воспоминание — это представление, отнесенное к более или менее точно определенному моменту истории нашей жизни. Лишь благодаря ему мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы были сами в предшествующий момент нашей жизни. Вся притягательная сила воспоминаний состоит в живом воспроизведении, воссоздании прежде пережитых отношений, в переносе их из прошлого в настоящее и проецировании в будущее. Неслучайно воспоминания часто переходят в мечты. Это чаще всего происходит помимо сознательных намерений человека. Воспоминания, подобно мечтам и интересам личности, могут выступать в качестве специальной формы удовлетворения потребности человека в желанных переживаниях. Воспроизведение — актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей. Выразительные движения — проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимики (движения тела, осанка, жесты), интонаций'речи. Вытеснение — форма психологической защиты, характеризующаяся устранением неприемлемых влечений и переживаний из сознания. Выученная беспомощность (learned helplessness) — особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется способность к научению, появляются соматические расстройства. Имеет тенденцию к генерализации, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие — происходит отказ от попыток решения задач, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов. Приводит к депрессии. Г Гениальность (от лат. genius — дух) — высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений. Д Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения человека с другими людьми. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии. Дефицит общения у взрослого человека также может привести к психическим расстройствам (как правило, не очень тяжелым). Дискурсивное мышление (от лат. discursus — рассуждение) — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательный перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивному. Ж Жизненная перспектива — целостная картина будущего в сложной. противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни. З Защита психологическая — специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение илисведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функцией психологической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. И Игровая терапия — психотерапевтический метод, основанный на использовании ролевой игры. Включает в себя выполнение группой специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, разыгрывание различных ситуаций. Происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка. Идентификация — форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает. Индивидуальный стиль деятельности — достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основе способности легко ускорять действия и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание. Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — понятие, введенное в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Обозначает внезапное усмотрение сути проблемной ситуации. В опытах Келера с человекообразными обезьянами, когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению. В дальнейшем это понятие использовалось К. Дункером и М. Вертгеймером в качестве характеристики человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — 1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей; 2) система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам. Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Вместе с тем биологически унаследованные свойства человека не определяют его способностей. Мозг заключает в себе не те или иные специфически человеческие способности, а лишь способность к формированию этих способностей. К Катарсис (от греч. catharsis — очищение) — сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии. Каузальная атрибуция — феномен социального взаимодействия, состоят в интерпретации индивидом причин поведения других людей и своего собственного. Когнитивный стиль (от лат. cognitio — знание и греч. stylos — букв, стержень для письма) — устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов, предопределяющие использование различных исследовательских стратегий. Неочевидным образом связан с эффективностью решения познавательных задач, так как характеризуется выбором какого-либо одного из возможных и примерно равнозначных путей их решения. Л Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение — для — меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Личность — 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Логотерапия — психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом, ориентированная на помощь человеку в обретении смысла его жизни, использующая метод сократического диалога, в котором происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего сфер, в которых может быть найден индивидуальный смысл жизни. Локус контроля — устойчивое свойство личности, сформированное в процессе его социализации. Если человек большей частью принимает ответственность за события, происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего (интернального) локуса контроля. Если же он имеет склонность приписывать ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в окружающей среде, в судьбе или случае, то это свидетельствует о наличии у него внешнего (экстернального) локуса контроля. М Модальность — принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) — 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется: 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Н Невербальная коммуникация (от лат. verbaiis — устный и лат. communicatio — общаться) — поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях об- щающихся индивидов. Является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению. Выделяют следующие формы: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья), и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, как эмоциональные индикаторы (в частности, напряжения) могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека); проксемика (характеристики межличностной дистанции). О Образ — субъективная представленность предметов окружающего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами. Являясь основой для реализации практических действий по овладению окружающим миром, образ также определяется характером этих действий, в процессе которых исходный образ видоизменяется. все более удовлетворяя практическим нуждам. Образ мира (автор А. Н. Леонтьев) — методологическая установка, предписывающая исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития познавательной деятельности, Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свидетельствует возникновение «радости общения». Нарушения общения вызывают изменения личности. Одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) общие способности, или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость. П Пралогическое мышление — термин, введенный французским антропологом Л. Леви-Брюлем, отстаивавшим мысль о существовании у представителей доцивилизованных обществ дологического мышления, отличного от мышления (логического) современных людей. Психологическая служба — система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, народного образования, спорта, охраны правопорядка и т. д. Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития. Психотерапия — (от греч. psyche — душа и therapeia — уход, лечение) — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях. Р Развитие способностей — способности ребенка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Рационализация — форма психологической защиты. Характеризуется тем, что при ее реализации происходит рациональное объяснение индивидом своих желаний и действий, которые в действительности обусловлены иррациональными влечениями, которые социально или личностно неприемлемы. Реминисценция (от лат. reminiscor — припоминаю) — воспроизведение спустя некоторое время после запоминания того, что при непосредственном воспроизведении было недоступно. Этот эффект может наблюдаться при работе с различным вербальным или наглядным материалом, в качестве которого могут выступать тексты, стихи, списки, картинки, предметы, особенно если материал является логически связанным, большим по объему и имеющим на человека эмоциональное воздействие. Особенно часто наблюдается в дошкольном возрасте и у младших школьников. Референтная группа (от лат. referens — сообщающий) — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. С Самоактуализирующаяся личность (от лат. actualis — деятельный) — характеристика личности, автор А. Маслоу. В развитии индивида, после удовлетворения его базовых потребностей (физиологических, в безопасности, в принадлежности, в уважении), возникает возможность выхода на новый уровень развития, на уровень самоактуализации. Для самоактуализирующейся личности свойственны следующие качества: лучшее восприятие реальности; лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентрироваться на проблеме; эмоциональная независимость, богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять социальному натиску; зрелость чувств; опыт трансперсональных переживаний; лучшее понимание человека как человека (вне социальных клише); улучшение межчеловеческих взаимоотношений; демократические признаки в собственном характере; усиление креативности; более объективная система оценок. Смысловой барьер — непонимание, возникающее при общении, обусловленное тем, что участники общения приписывают одним и тем же событиям разный смысл и видят в их глубине разную мотивацию. Социальная перцепция — феномен восприятия, влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов, к которым могут относиться мотивация, установки, ожидания, влияние группы и т. д. Стресс — термин, используемый с целью обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Субъективное семантическое пространство — система категорий индивидуального сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Т Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности,- к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Ф Фрустрация — психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее, когда вследствие каких-либо препятствий и противодействий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится (В. С. Мерлин). Х Харизматическая личность (от лат. charisma — милость, божественный дар) — феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т. д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода «избавителя». Ц Ценностные ориентации — ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентаций может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было. Э Эмпатия — (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Я Я-концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные ее составляющие: Я-физическое как схема собственного тела; Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой; Я-экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список основной литературы 1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 2. Введение в психологию / под общ. ред. А. В. Петровского. М., Академия, 1996. 3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1996. 4. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Мир, 1992. 5. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 6. Гриншпун И. Б. Введение в психологию. М., 1994. 7. Климов Е. А. Основы психологии. М.. 1997. 8. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2006. 9. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение: В л ад ос, 1995, 1998. 10. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. 11. Психология: учебник / под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. 12. Психология. Словарь. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 13. Психологический словарь / под ред. В. П.Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: ООО «Издательство Астре ль», 2004. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М.: Педагогика, 1989. СПб.: Питер, 1999. 15. Столяренко Л. Ф. Основы психологии. Ростов н/Д, 1996. 16. Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1997. Список дополнительной литературы 1. Абульханова-Славская К А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 2. Алексеев А. А., Громова Л. А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб.: Экономическая школа, 1993. 352 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1; Кн. 2. М: Педагогика, 1982. 4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. 5. Ананьев Б. Г. Психология человека. Избранное. СПб., 1997. 6. Асмолов А. Г, Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ. 1990. 7. Асмус В. Ф. Трактат о душе: вводная статья к книге «Аристотель» // Избранные философские труды: В 2 т. М.: Изд-во МГУ, 1969. Т. 1. 8. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., и др. Введение в психологию: учебник для университетов / пер. с англ. под. ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1999. 9. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. 10. Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного» (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности). М.: Медицина, 1968. 11. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. СПб.: Лениздат, 1992. 400 с. 12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 13. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 14. Беспалов Б. И. Действие: Психологические механизмы визуального мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 15. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 16. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение / пер. с англ. М.: Мир, 1988. 17. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 5. С. 49-59. 18. Бодалев А. А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. 19. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 20. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 21. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 22. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 23. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М.: Знание, 1977. 24. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. М.: Наука. 1969. 25. Бурлачук Л. Ф„ Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 1999. 26. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности, М.: Прогресс, 1990. 27. Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ. 1980. 28. Василюк Ф. Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 29. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. 30. Веккер Л. М. Психические процессы: в 3-х т. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974-1981. 31. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: Изд-во МГУ, 1982. 32. Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1973. 33. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. 34. Вилюнас В. К Психология эмоциональных явлений. М: Изд-во МГУ, 1983. 35. Вундт В. Введение в психологию / пер. с нем. М.: Космос, 1912. 36. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982—1984. 37. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. 38. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / пер. с англ. под общ. ред. А. Д. Логвиненко. М.: Прогресс, 1988. 39. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 40. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1982. 41. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия / пер. с англ. М.: Прогресс, 1970. 42. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1989. 43. Групповая психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Медицина, 1990. 44. Джемс В. Психология. М., 1991. 45. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 1999. 46. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997. 47. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: Знание, 1986. 48. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. Психическое развитие ребенка. 1986. 49. Зарецкий В. К. Если ситуация кажется неразрешимой: учеб. пособие. М, 1991. 50. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986. 51. Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 52. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 53. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998. 54. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. 55. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 56. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 57. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М: Политиздат, 1988. 58. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 59. Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: ИПРАН, 1996. 60. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 61. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 62. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 63. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте/пер. с франц. М., 1994. 64. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 65. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. 66. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. 67. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: «СМЫСЛ», 1993. 68. Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям). М.: Изд-во МГУ, 1980. 69. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / пер. с англ, под ред. А. Р. Лурия. М.: Мир, 1974. 70. Линдсей Г., Холл К. С., Томпсон Р. Ф. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. Б. Гиппенрей- тер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. 71. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983. 72. Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства. М.: Изд-во МГУ, 1981. 224 с. 73. Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М.: Изд-во МГУ, 1985. 74. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 75. Лурия А. Р. Внимание и память. М., 1975. 76. Лурия А. Р. Язык и мышление. М., 1979. 77. Лурия А. Р. Ощущение и восприятие. М.: Изд-во МГУ, 1975. 78. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997. 79. Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. 80. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М„ 1989. 81. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. 82. Найссер У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. под общ. ред. Б. М. Величковского. М.: Прогресс, 1981. 83. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М.: Изд-во МГУ. 1981. 84. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996. 85. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М., 1992. 86. Пономарев Я, А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 87. Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. 88. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. М.: ИЦ «Академия», 1996. 89. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 90. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 91. С чего начинается личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1984. 92. Селъе Г. Стресс без дистресса. Рига, 1992. 93. Симонов П. В. Мотивированный мозг: Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / отв. ред. В. С. Русинов. М.: Наука, 1987. 94. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 95. Сол со Р. Л. Когнитивная психология / пер. с англ., под ред. В. П. Зинченко. М.: Тривола, 1996. 96. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии / пер. с пол. под общ. ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Прогресс, 1982. 97. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2 т. T.l. М.: Педагогика, 1985. 98. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1984. 99. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 100.Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. 101.Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / Сб. статей. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1978. Выл. 6. 102.Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. 103.Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. М.: Знание, 1990. 104.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. 105.Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: Изд-во Барс, 1997. 106.Хрестоматия по общей психологии: психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. 107. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. 108. Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981. 109. Хрестоматия по ощущениям и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрей- тер и М. Б. Михалевской. М.: Изд-во МГУ, 1975. 110. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. 111. Чуприкова Н. И Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. 192 с. 112. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971. 113. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: теоретические проблемы развития психологической науки. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1974.
|