Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 10. Ударение
Цель. Знакомить детей с ударением; учить разбивать слова на слоги; выделять ударный слог; обозначать знак ударения на схеме; проводить ело го-звуковой анализ простейших слов. Оборудование. Звуковые бусы для слов ирис, астра, мак, Маша, машина. Ход з анятия I. Воспитатель зачитывает отрывок из пьесы Д. Самойлова «Слоненок пошел учиться», вспоминая с детьми пройденный материал. Слоняха привела своего Слоненка на урок к Сурку. Сурок. Как тебя зовут? Слоненок. Не знаю. Сурок. А где слоны живут? Слоненок. Не знаю. Сурок. А сколько тебе лет? Слоненок. Не знаю. Сурок. А что ты ел на обед? Слоненок. Не знаю. Слониха. Он знает. Он растерялся. Это простительно малышу. Разрешите, я сама его спрошу. Что ты ел на обед? Брю... Слоненок....ки... Слониха. Не *ки», а «кву». Слоненок....кву! Слониха. Правильно, брюкву! А что еще? Клю... Слоненок....кву! Слониха. Правильно, клюкву! А с чем? С бул... Слоненок. С булкой! Слониха. С какой? Слоненок. Со сдобной! Слониха. Вот видите, какой он у меня способный. После обсуждения ситуации воспитатель выражает уверенность, что дети в группе способны ответить на сложные вопросы Сурка. — Какие слова слониха со слоненком произносили по слогам? Повторите их (брюк-ва, клюк-ва, бул-ка). Сколько в этих словах слогов? Докажите. Назовите гласные и согласные в первом слоге бул-, во втором слоге -ка, (Б-у-у-у-л-к-а-а.) А теперь самый сложный вопрос: могут ли согласные без гласных образовать слог? (Нет, ничего у них не получится, только бр-кв, кл-кв, а не брюк-ва, не клюк-ва). II. 1. Слого-звуковой анализ слов. Воспитатель, поощряя ответы детей на вопросы Сурка, дарит им цветы (картинки): астру, ирис, мак. Далее работа продолжается в форме вопросов-заданий. — Назовите каждый цветок. (Мак, ирис, астра.) Что вы произнесли? (Слова.) Из чего состоит слово? (Из звуков.) Соотнесите количество звуков в слове ирис со звуковыми схемами-бусами. (Даны сразу три схемы для слов мак, ирис, астра.) Раскрасьте красным цветом бусинки-гласные звуки в схеме к слову ирис (первый и третий кружки). 2. Введение понятия «ударение». Могут быть предложены следующие вопросы и задания: — Сколько слогов в слове ирис'} (Два слога: и-рис.) (Воспитатель обращает внимание на слоги из одной гласной, напоминает, что без гласных слогов не бывает.) Далее проводятся упражнения в произнесении слов с подчеркнутым выделением ударного слога. (И-и-и-рис.) — Вы заметили, что слоги в слове звучат по-разному: одни громче и протяжнее, другие тише и короче. Вы слышите, как мой голос как бы тихонько ударяет по началу слова. Это слышится ударение. (И-рис.) Воспитатель предлагает детям выделить голосом другой слог. (И-рис.) Ударение слышится на втором слоге. Спрашивает, что получилось. (Получилось другое слово: вместо цветка появилась ириска.) — Определите, в какой части слова слышится ударение, куда падает ударение — на первый или второй слог. (Дети могут продемонстрировать ответ цифрами 1 или 2.) Слова для упражнений: шу-уба, ша-апка, ва-арежка, ча-ашка, ло-ожка, ча-айник, ле-ето, о-осень, зима-а, весна-а. Вывод: в каждом слове один из слогов произносится громче, сильнее другого; мы как будто ударяем голосом по этому слогу; он становится ударным. III. 1. Слого-звуковой анализ новых слов. Знак ударения. — Придумайте слова, которые начинаются со слога ма-. (Ма-ша, ма-шина и др.) На какой слог падает ударение в этих словах? Соотнесите слово Маша со звуковой схемой. (Даны схемы разных слов.) Сколько здесь гласных? (Две.) Какая из них произносится с большей силой голоса? (Дается неверное ударение: Маша — Маша). 2. Воспитатель показывает знак ударения на своей схеме, дети ставят этот знак на своих схемах. Аналогичная работа может быть проведена и с другими словами. — Назовите слова, которые имеют в конце слог -но. (Малина, корзина, Нина.) На схемах выбранных слов дети ставят знак ударения. 3. Воспитатель обращает внимание, что знак ударения всегда стоит над гласной буквой, и если сочтет возможным, то объяснит, почему это происходит. (Ударение — это выделение голосом одного из слогов. Мы словно ударяем голосом по этому слогу и заставляем его звучать громче, сильнее, протяжнее. А звучать, петь, тянуться могут только гласные.) 4. Игровые упражнения. — Подберите для поросенка, кота и зайца клички, которые состояли бы из двух слогов: Мурзик, Пушок, Черныш, Хрюша, Джек, Матроскин. Определите в них ударный слог. — Вспомните, как звали трех веселых поросят из сказки С. Михалкова. (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.) Подумайте над сложным вопросом: как поставить знак ударения в именах этих героев — на первой части, на второй или на двух сразу? IV. Подготовка к письму. Проводится мероприятие по выбору воспитателя. Date: 2015-09-18; view: 2763; Нарушение авторских прав |