Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 8. Звук [ы] и буква ы





Цель. Уточнять артикуляцию звука [ы]; учить детей делить слово на части — слоги; упражнять в образовании существительных множественного числа; знакомить с буквой ы.

Оборудование. Набор картинок, панно букв, фишки (палочки, пуговицы) по 4—5 штук на каждого ребенка, ножницы.

Ход занятия

I. Игровое упражнение на развитие фонематического слуха.

Дети становятся в круг. Педагог читает стихотворение.

Будем хлопать мы в ладоши,

Если звук услышим «о».

На другие звуки —

Опускаем низко руки

И пойдем по кругу

Друг за другом.

Выделение звука [о] из ряда гласных звуков: [у], [а], [»], [о], ["], [о], [у], [о].

II. 1. — Сегодня мы в гостях у очень интересного звука. Он никогда не слышится в начале слова. Он любит прятаться среди других звуков. Попробуйте его отыскать. (Воспитатель читает стихотворение, выделяя голосом звук [ы].)

Звук-невидимка Спрятался в часы. А его братишка — Дедушке в усы.

Дети называют слова со звуком [ы].

2. Артикуляция звука. При произнесении звука [ы] губы приоткрыты, не напряжены, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, корень языка несколько поднят к нёбу, воздушная струя направлена на кончик языка и не встречает преград, голосовые связки вибрируют.

Характеристика звука. Звук [ы] — гласный.

III. 1. Воспитатель читает стихотворение:

Знаю я, и знаешь ты, Что нет слов, Начинающихся на звук «ы».

— Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или конце слов. Давайте, ребята, поищем слова с этим звуком.

На наборном полотне картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки. Называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].

Примерный картинный материал: сыр, заяц, усы, цветок, бутылка, дым, велосипед, дыня, весы, лампа, рысь, мышь, дятел, камыш, рыба, часы.

2. Педагог просит определить место звука [ы] в словах (середина или конец),

3. Звуковой анализ слова сыр (с использованием схемы — звуковых бус): интонационное проговаривание слова и определение соответствующей схемы (нитка с тремя бусинками).

— Сколько звуков в слове? Какой звук первый (второй, третий)? Определи место звука [ы] в слове, раскрась соответствующую бусинку-знак красным цветом.

4. Образование существительных множественного числа.

— Звук [ы] — очень зажиточный звук (словарная работа: зажиточный — богатый). У его соседей только один сад, а у звука [ы] — сады. (Пример говорит воспитатель. Далее множественное число образуют дети.)

У соседей выросла груша, а у звука [ы] —... (груши).

У соседей — ягода, а у звука [ы] —... (ягоды).

У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] —... (клумбы).

У соседей на клумбе цветок, а у звука [ы] —... (цветы).

На скотном дворе у звука [ы] не корова, а... (коровы); не курица, а... (курицы); не овца, а... (овцы); не коза, а... (козы).

И дома у звука [ы] не комната, а... (комнаты); не диван, а... (диваны) и т. д.

5. Деление слов на слоги.

— Звук [ы] — великий математик. Он очень любит все делить. Он может разделить апельсин, яблоко, арбуз и даже маленькую конфетку. Но больше всего на свете он любит делить слова. Каждое слово состоит из частей, и называются они слоги.

Сядет звук [ы] в кресло и начинает делить слова — хлопает, отбивая каждую часть слова в ладошки. Вот так! (Воспитатель показывает.) Причем, запомните, в слове всегда столько частей (слогов), сколько гласных звуков в нем слышится. Звук [ы] это знает, поэтому хорошо делит слова на слоги.

Педагог показывает картинки и (или) игрушки. Сначала вместе с воспитателем, а затем самостоятельно дети делят слова на части (слоги). При этом дети могут использовать следующие известные приемы: постукивать по столу или хлопать в ладошки; подносить руку к подбородку и фиксировать удары нижней челюсти. Дети выкладывают фишки по количеству слогов.

Слова для деления на слоги: ве-сы, мы-ши, лы-жи, ры-ба, кры-жов-ник, бу-тыл-ка, у-сы.

Педагог предлагает детям произнести слова лыжи, мыши и определить, какие гласные звуки слышны в этих словах. (Звук [ы].)

IV. 1. Знакомство с буквой.

— Звук [ы] обозначается буквой ы. Эта буква всегда маленького роста. Живет она в нашем доме на шестом этаже в квартире № 4. (Демонстрация буквы и размещение ее на панно.)

Воспитатель предлагает выучить стихотворение об этой букве:

«Ы» — эта буквы с-ы-тая, Несет брюшко набитое.

(М. Шварц.)

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

V. Упражнение «Посолим суп» (для развития щепоти).

— Пузатенькая буква ы любит покушать. Варит суп и солит его (упражнение). Варит картошку и солит ее (упражнение). Сделает салат и посолит его (упражнение). Что еще буква готовит и солит? (Дети перечисляют разные блюда. После каждого ответа все дети солят названное блюдо.)







Date: 2015-09-18; view: 3366; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию