Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подготовка к обучению письму
Письмо — сложный навык, и в полном объеме он недоступен ребенку-дошкольнику. Поэтому в детском саду проводится целенаправленная работа по подготовке к обучению письму. В нее включены: 1. Подготовка руки к письму (развитие мелкой мото-рики; формирование умения правильно держать карандаш (ручку, фломастер); правильное распределение мышечной нагрузки руки). Развитие мелкой моторики осуществляется на занятиях и во время свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры (3—4 раза в день), ручной труд. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для формирования правильного захвата карандаша проводится игровая гимнастика для большого и указательного пальцев. Например: а) Для большого пальца — упражнение «Скакалочка». Дети сидят на стульчиках или стоят. Ладони сжаты в кулачки, руки опущены вниз, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения. Крутить скакалочку нужно сначала в одну сторону, потом в другую. Дети сопровождают игру четверостишием: Как у нашей Аллочки Новая скакалочка. Вертит быстро Аллочка Ручки у скакал очки. б) Для большого и указательного пальцев — упражнение «Урожай». Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням. Ненапряженные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка — свекла — морковка — свекла — репка и т. п.). Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами: Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна. Корешочком удалась, Поедим ее мы всласть. И морковки урожай Сладкой, сочной собирай. Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений: Эй, ребята, не зевай! Собираем урожай! С этой грядки — репку, С этой грядки — свеклу, Здесь возьмем морковку. Положили? И опять Начинаем собирать. Здесь возьмем морковку, За морковкой — свеклу, А теперь — и репку, Что сидит так крепко. Положили? И опять Начинаем собирать... Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами: Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали. Для развития «содружества» пальцев (щепоти) используются упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами; тремя пальцами») и без карандаша («Посолим суп», «Покормим цыплят»). Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает быстрое чередование напряжения, расслабления и силового напряжения. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется: в играх типа «Мозаика», «Конструктор»; при работе со штампами; в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех этих направлениях работы одновременно формируется щепоть руки. 2. Аналитико-синтетическая деятельность. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез только печатных букв (заглавных). Анализ включает в себя умение ребенка определять, сколько элементов в образе буквы и какие они. Например, в печатной букве А три элемента: палочки — две длинные и одна короткая. С помощью синтеза ребенок собирает целостный образ буквы из необходимых элементов. Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов (елочка, снежинка, домик и др.). 3. Подготовка к технике письма (развитие пространственной ориентировки; написание горизонтальных линий слева направо и вертикальных линий сверху вниз; развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа бордюр). 4. Формирование элементарных графических умений (упражнения, подготавливающие к письму). Каждое занятие включает в себя обязательный момент — подготовку к обучению письму, связанную с работой с буквами. Последовательность работы в данной части занятия покажем на примере буквы Н. 1) Анализ образа буквы. Воспитатель показывает вырезанную из бумаги букву. Спрашивает: — Сколько элементов в букве? (Три.) Какие элементы? (Палочки.) Все ли палочки одинаковые? (Нет. Две палочки длинные, а одна — короткая.) 2) Анализ образа буквы. Воспитатель предлагает детям убедиться в правильности своих наблюдений. Каждому ребенку дают одну букву, которую он разрезает ножницами на составляющие элементы. Вырезанные элементы дети выкладывают на столе (| |), Воспитатель снова спрашивает детей, сколько элементов получилось и какие они. 3) Синтез образа буквы. Воспитатель предлагает собрать из образовавшихся элементов букву Н (по принципу работы с буквенным конструктором). Примечание. Все элементы, полученные в процессе работы, ребенок складывает в конверт. Так постепенно создается буквенный конструктор. 4) Промежуточный этап (используется не всегда). Когда дети познакомились с несколькими буквами, можно предложить им задания на дифференциацию образов букв. Например: «Сложи из получившихся элементов любую букву». Дети могут выложить буквы А, П, Н. В течение учебного года воспитатель вместе с детьми периодически рассматривает накопленные в процессе работы элементы букв и классифицирует их. На основании этого дети приходят к выводу: элементов, из которых складываются буквы, не так много. Основные элементы: палочки (полоски) — длинные и короткие; полуовалы — большие и маленькие. Для некоторых букв нужны дополнительные элементы (короткие полоски-«хвостики» — для Д, Щ; «крючок» — для Ч). А буква О состоит из одного элемента — овала. Особенностью представленной методики обучения старших дошкольников грамоте является обязательное включение в занятия лексико-грамматических задач. Методика обеспечена дополнительными пособиями, позволяющими более эффективно и результативно проводить обучение детей. Date: 2015-09-18; view: 4189; Нарушение авторских прав |