Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 16. Философское учение о познании





Знание, отражение, информация. Знание как осмысленная субъектом информация. Проблема познаваемости мира и различные подходы к ее решению: оптимизм, агностицизм, скептицизм, иррационализм. Рациональное и иррациональное знание. Основные черты иррационального знания и формы его выражения.

Познание как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Познавательная активность субъекта. Созерцательные и деятельностные концепции познания. Развитие представлений о субъекте и объекте познания в истории философии. Учение Платона об идеальных объектах познания. Идея Г.Гегеля о тождестве мышления и бытия. Учение Д.Беркли и Д.Юма о познании данных чувственного опыта. Имманентная гносеология И.Канта как учение о мысленном конструировании познавательного объекта. Гносеологическая концепция в феноменологической философии Э.Гуссерля.

Материалистическая теория познания как теория отражения. Социокультурная и коммуникативная природа знания. Роль неотражательных процедур в возникновении знания: репрезентация, интерпретация, конвенция. Критика теории познания Д.Локка и ленинской теории отражения.

Два пути познания: репродуктивный и продуктивный (творческий). Истоки и природа творчества.

Познавательная деятельность человека. Чувственное познание как процесс возникновения наглядных образов и оперирования ими. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание как процесс формирования и развития абстрактных мыслей. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Качественное отличие рационального познания от чувственного. Сенсуализм и рационализм.

Интуиция как проявление взаимодействия чувственного и рационального (наглядных образов и абстрактных понятий). Виды интуиции: концептуальная и эйдетическая. Роль интуиции в познании.

Познание и практика. Развитие представлений о практике в истории философии. Ее основные черты и формы. Гносеологические функции практики. Соотношение теории и общественно-политической практики. Практика как критерий истины.

Познание и истина. Истинное и ложное знание. Диалектика объективного и субъективного в истине; «презумпция объективности». Относительная и абсолютная истина. Единство абстрактного и конкретного в знании. Понятия релятивизма и догматизма.

Проблема критериев истины и различные подходы к ее решению в истории философии. Практический, логический критерии истины и критерий простоты. Соотношение истины с интересами и ценностями. Границы истинностной оценки.

Социальная детерминизация познания. Культура и система социальных форм познания. Донаучное, вненаучное и научное знание. Первоначальные формы познания: обыденно-практическая, игровая, мифологическая; их основные черты. Миф как источник художественно-образной, религиозной, философской и научной форм знания. Концепция личностного знания М.Полани. Типологизация знания.

Вера и знание. Проблема соотношения веры и знания в истории философии и современные подходы к ее решению. Трансперсональная психология и эзотеризм как способы освоения мира человеком.

 

Date: 2015-09-18; view: 310; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию