Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Философия и методология науки





Многообразие форм знания: научное и вненаучное знание. Основные черты научного знания.

Наука как социокультурный феномен. Роль науки в жизни общества. Ее основные функции. Сциентизм и антисциентизм.

Проблема периодизации истории науки в философии. Основные этапы исторического развития науки в XVI-XVII вв., классическая наука XBIII-XIX вв., неклассическая наука первой половины XX в., постнеклассическая наука (вторая половина XX – начало XXI вв.).

Проблема классификации наук. Естественные, социально-гуманитарные, технические и логико-математические науки. Специфика социально-гуманитарного знания. Фундаментальные и прикладные науки.

Основные закономерности развития науки. «Точки роста» в науке: единство количественных и качественных изменений. Внутренняя и внешняя детерминация. Экстернализм и интернализм.

Преемственность и новаторство. Единство дифференциации и интеграции. Углубление процессов математизации и компьютеризации. Теоретизация и диалектизация. Неравномерность развития науки. Лидирующие науки. Проблема восприятия научного открытия. Свобода критики. Недопустимость монополизма и догматизма.

Понятие научного метода. Диалектика объективного и субъективного в методе. Многоуровневая концепция методологического знания: философские, общенаучные и частно-научные методы.

Структура научного познания: его уровни, формы и методы. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.

Философские методы: диалектика и метафизика; феноменологический метод Э.Гуссерля; герменевтика как методология гуманитарного познания.. Проблема соотношения философии и науки и различные подходы к ее решению (натурфилософия, умозрительная философия, позитивизм и др.). Механизм влияния философии на науку.

Общенаучные методы исследования: эмпирические, теоретические, общелогические. Методы эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение, описание. Методы теоретического познания: формализация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод. Общелогические приемы и методы исследования: анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, индукция и дедукция, идеализация, аналогия, моделирование, вероятностно-статистический метод, системный подход.

Частно-научные методы. Методы социально-гуманитарных наук: идиографический, диалог, понимание, интроспекция, эмпатия, тестирование, социальный эксперимент и социальное моделирование, ролевые игры и др. Понимание и объяснение.

Формы эмпирического и теоретического знания (научный факт, проблема, гипотеза, идея, закон, теория).

Проблема роста научного знания в эпистемологии К.Поппера, Т.Куна, Ст.Тулмина, И. Лакатоса, П. Фейерабенда.

Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника. Сущность и содержание современной научно-технической революции.

Научная картина мира и ее эволюция (классическая, неклассическая, постнеклассическая). Роль идей А.Богданова, Г.Хакена, И.Пригожина в формировании постнеклассической картины мира. Научные, философские и религиозные картины мира; их соотношение.

Границы научности. Проблема демаркации науки и вненаучных форм знания: наука и эзотеризм. Формы эзотеризма: оккультизм, кабала, мистика, герметизм.

Этические проблемы науки.







Date: 2015-09-18; view: 325; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию