Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Русская философия
Истоки отечественной философской мысли: влияние мировых философских и религиозных традиций на становление и развитие русской философии и формирование ее как «национально-самобытной». Общая характеристика проблем, идей, тем философской мысли на Руси и ее духовно-интеллектуального своеобразия. Теоретико-методологические основания, принципы и критерии периодизации истории русской философии. Современные дискуссии о специфике и месте отечественной философии в мировой цивилизации и культуре. Древнерусская философия: проблема мироздания и вселенной, души и тела, добра и зла в «Слове о законе и благодати» Илариона, в «Повести временных лет» и других памятниках древнерусской культуры. Средневековая Русская философия. Мировоззренческий смысл споров между «иосифлянами» (Иосиф Волоцкий) и «нестяжателями» (Нил Сорский). Философские и социально-политические и религиозно-этические идеи Максима Грека, инока Филофея (Псковского), Ивана Пересветова и Ермолая Еразма (XVI в.). Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Философская мысль в послепетровской России (XVIII- началоXIXвв.). Особенности русской философской мысли XVIII века – века секуляризации различных сфер жизни общества. Самобытность решения русскими мыслителями XVIII века традиционных философских проблем (натурфилософских, гносеологических, антропологических, социально-этических и др.). М.В.Ломоносов – родоначальник натурфилософской материалистической традиции в России. Социально-философские идеи и общественно-политические взгляды русских мыслителей – просветителей второй половины XVIII века: В.Н.Татищева, Я.П.Козельского, Н.И.Новикова. Патриархально-консервативные взгляды М.М.Щербатого. Его идеал государства. Философская антропология Радищева. Трактовка Радищевым человеческого общества и личности, развитие им теории естественного права и «общественного договора». Философские, социологические и общественно-политические идеи в трудах декабристов. Просветительская мысль России первой половины XIX века. Развитие и концептуальных идей кантианства и шеллингиантства. Социально-философские искания «общества любомудров»: В.Ф.Одоевский и Д.В.Веневитинов. Натурфилософия, гносеология, этика, эстетика и философия истории «любомудров». Философское обоснование концепции «официальной народности» М.П.Погодиным и С.П.Шевыревым. Роль П.Я.Чаадаева в становлении основных течений русской общественно-политической и философской мысли середины XIX века. Славянофильство и западничество, их спор о путях развития России. Социально-философские идеи славянофильства. Философско-богословские воззрения А.С.Хомякова: критика рационализма, примирение науки и религии, учение о «соборности» и «живознании», историософия. Разработка И.В.Киреевским проекта «новой философии» и его учение о человеке и «цельном знании». К.С.Аксаков о западном и восточном типах мышления, об особом историческом пути России и отечественной культуры. Философия и социология русских революционеров-демократов и народников (30-80-е годы XIX в.): В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский. Социально-философские воззрения поздних славянофилов. Н.Я.Данилевский: «теория культурно-исторических типов человечества» как разновидность концепции исторического круговорота; биологизация социальных процессов. К.Н.Леонтьев: идеи «византизма» и «панславизма». Концепция эстетизма как основа философско-культурного мировоззрения. Социологические взгляды: эсхатологизм; критика идеи прогресса; эгалитаризм. Философские идеи в художественном творчестве Ф.М.Достоевского. Этические воззрения и учение о нравственно-религиозном самосовершенствовании личности. Осмысление истории России и ее предназначения; концепция «христианского социализма». Социально-философские искания Л.Н.Толстого. Идея спасения и «смысла жизни». Теория «непротивления злу насилием». Историософские построения. «Философия общего дела» Н.Ф.Федорова как учение о достижении бессмертия человечества («всеобщее воскресение») и регуляции природы. Размышления о смысле и цели истории, о «цивилизации» и «культуре». «Философия всеединства» В.С.Соловьева (1853-1900) как теоретический источник «неохристианства» («нового религиозного сознания»). Обоснование идеи «универсального синтеза науки, философии, религии». Онтологические, гносеологические и социально-этические аспекты «положительного всеединства». Учение о богочеловечестве. Софиология. Теократическая утопия. Религиозно-мистический взгляд на судьбу Запада, Востока, России. Основные принципы нравственного учения. Религиозно-философская и социологическая мысль России и русского зарубежья в конце XIX-XX вв. Отражение социально-политических и духовных процессов России в предреволюционные и пореволюционные периоды развития русского общества. Философия «неохристианства» («новое религиозное сознание», «богоискательство») и ее представители: В.В.Розанов, Д.С.Мережковский и др. Критика Розановым исторического христианства. Вопросы политики, демократии, государства, социальных революций, социализма в историософии мыслителя. «Богоискательство» Мережковского как проявление религиозного модернизма. Историософские воззрения. Софиологическое направление и философия «положительного всеединства» С.Н.Булгакова. Учение о Софии, о богочеловечестве, личности, истории, общественном прогрессе, «христианском социализме». Основы христианско-экзистенциального направления философии на русской почве. Н.А.Бердяев: эволюция его мировоззрения от «легального марксизма» к религиозному иррационализму и мистике. Онтологический смысл учения о свободе. Проблемы веры и знания, истины, творчества и объективации, рационального и иррационального начал в гносеологии. Концепция личности как основа христианской антропологии и антроподицеи. Социальная философия и этика. Эсхатологизм. Основные идеи экзистенциальной философии Л. Шестова. Идея Бога как основа онтологии Шестова и его пантеистические умонастроения. Разум, познание, истина в гносеологических воззрениях Шестова. Антисциентизм и критика научного познания. Человек, свобода, вера в социальной философии Шестова. Н.О.Лосский, С.Л.Франк – виднейшие представители философии интуитивизма в России. Переосмысление ими философии «всеединства» Вл.Соловьева с позиций антирационализма. Метафизика всеединства С.Л.Франка (1877-1950). Мировоззренческая эволюция Франка от марксизма к религиозно-идеалистической доктрине и «мистическому пантеизму». Франк о трех измерениях бытия и о Боге как основе мира. Теория познания Франка как учение об откровении. Социальная философия Франка. Проблемы революции, политики, культуры, духовности в социальных воззрениях Франка. Разработка Франком христианской теодицеи, этики и концепции свободы. Социально-философские теории «евразийцев» (Г.В.Вернадского, П.Н.Савицкого, Н.С.Трубецкого, Л.П.Карсавина, Г.В.Флоровского и др.). Завершающий этап традиций философии «серебряного века» на русской почве. Шпет Г.Г.: развитие трансцендентально-феноменологической традиции; герменевтический поворот. Исследование различных форм «коллективного бессознательного» как исторических образований; проект конкретной социальной психологии. О слове как принципе культуры. Лосев А.Ф. – диалектическая феноменология. Античный космос как модель эстетической метафизики. «Имяславие» как философская проблема языка.
Date: 2015-09-18; view: 380; Нарушение авторских прав |