Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 18. Философское учение об обществе
Социальная философия, ее предмет, проблематика и функции. Место социальной философии в системе социально-гуманитарного знания. Историческое развитие социальной философии и ее основные направления: позитивистское, марксистское, неокантианское, психологическое, неофрейдистское, феноменологическое. Специфика объектов социального познания: их незрелость; сложная диалектика единичного, особенного и общего; субъективного и объективного; природного и социального; динамизм. Общество как целостная система. Социальная сфера жизни общества как сфера воспроизводства человека, его социализации. Социальные отношения, потребности, интересы, нормы. Семья, быт, досуг в системе социального воспроизводства человека. Понятие социальной структуры. Типы социальных структур: этническая, демографическая, поселенченская, классовая, профессионально-образовательная. Социальная стратификация. Страты, сословия, касты. Проблема социального неравенства и основные философские подходы к ее решению. Формы социального неравенства (национальное, классовое, региональное, профессиональное, индивидуальное). Производственно-экономическая сфера жизни общества и ее роль в воспроизводстве человека и общества. Основные категории философии хозяйства: труд, собственность, материальные потребности и интересы. Развитие представлений о хозяйственной деятельности человека в истории философии (А.Смит, Н.А.Бердяев, С.Н Булгаков, В.С.Соловьев, К.Маркс, М.Вебер, Ф.Хайек, Д.Гэлбрейт и др.) Экономический детерминизм. Актуальные философские вопросы развития общественной и мировой экономики. Политическая жизнь общества как предмет философского анализа. Власть и политика. Политическая система общества. Государство: его происхождение, сущность и функции. Формы государственного правления. Политический режим. Гражданское общество и правовое государство. Соотношение политики, права и морали. Государство и бюрократия. Духовная жизнь общества. Специфика духовного производства и потребления. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое; индивидуальное, групповое и массовое сознание. Основные формы духовного освоения мира человеком: мораль, религия, искусство, философия. Особенности духовной жизни Запада и Востока. Россия в диалоге культур. Проблема духовности и пути ее решения. Взаимосвязь социальной сферы с экономикой, политикой, техникой и духовной жизнью общества. Общество как развивающаяся система. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Закономерности общественного развития и механизм их реализации: историческая необходимость и сознательная деятельность людей. Многовариантность исторического развития. Исторический выбор и его реализация. Социальный детерминизм. Волюнтаризм и фатализм в общественной жизни. Проблема движущих сил общественного развития. Географический детерминизм. Развитие идеи об определяющей роли географических факторов в жизни общества: Г.Бокль, Ш.Монтескье, Л.Мечников, А.Л.Чижевский, Л.Н.Гумилев. Биологический детерминизм: расово-антропологическая школа (А.де Гобино); биоорганическая школа (Л.Пауль, В.Рене, А.Шеффле); социал-дарвинистская школа (Г.Спенсер, У.Г.Самнер). Экономический детерминизм К.Маркса. Концепции технологического детерминизма. Понятие субъектов исторического процесса. Многообразие субъектов исторического процесса: народные массы, толпа, нации, элиты, личности, классы, социальные группы. Их роль в историческом процессе. Проблема направленности исторического развития. Модели социального развития: циклическая, линейная, спиралевидная. Общественный прогресс; его критерии. Формационная и цивилизационная концепции развития; их особенности. Сравнительный анализ методологических подходов к анализу общественной жизни: О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, К.Поппер, З.Фрейд, Э.Фромм. Синергетический подход.
Date: 2015-09-18; view: 703; Нарушение авторских прав |