Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Заполните таблицу. Основные сферы общественной жизни Сфера Характеристики сферы общественной жизни · Экономическая сфера Это область осуществления
Основные сферы общественной жизни
Контрольные вопросы 1. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества. 2. Традиционно выделяются следующие типы социального познания: · гуманитарное знание, · социально-экономическое знание, · социально-философское знание. В чем особенности каждого из этих типов? 3. Как изменялось представление об обществе на различных этапах развития философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и новейшее время)? 4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе? 5. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества? 6. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются? 7. Чем отличаются идеалистический и материалистический подходы к трактовке общества? Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из сфер. Занятие 3.2. Философская антропология и проблема человека
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы: Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека: - то он «разумное существо» (animal rationale), - то «общественное животное» (zoon politikon), - то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.
1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности. 2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект). 3. Ознакомиться с заданиями для мини-групп, быть готовым участвовать в обсуждении и продумать собственную позицию. Вопросы для подготовки
1. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата). 2. Биологизаторские и социологизаторские концепции. 3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. 4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура. 5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата) 6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата) 7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах) Литература для подготовки 1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008. 2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009. Дополнительная литература. 1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm 2. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm 3. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm
Основные понятия темы. Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм. Контрольные вопросы 1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов? 2. Какова структура личности? 3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность? 4. Какова структура личности? 5. Как определяется понятие деятельности в философии? 6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека? 7. Назовите основные атрибуты деятельности? Работа в мини-группах: Время для обсуждения в мини-группе – 5-6 минут. Время для аргументированного ответа – 2-3 минуты. Задание 1. Прочитайте текст, согласны ли вы с тем, что утверждает автор. Приведите аргументы. Нобелевский лауреат, известный австрийский ученый-этолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989). С точки зрения К. Лоренца, самым важным и первичным инстинктом человека выступает агрессивность. Он считает, что все, имеющиеся в культуре, действия, социальные нормы, ритуалы обусловлены природными инстинктами и, прежде всего, врожденной агрессией человека. Агрессия, считает К. Лоренц, является подлинным генетически врожденным первичным инстинктом, направленным на сохранение любого живого вида, в том числе и на отбор лучших его экземпляров. Инстинкт агрессии, будучи неизменным по форме, имеет свою особенную власть над всем организмом человека. Он вынуждает человека активно искать такую ситуацию, которая стимулирует и заставляет произвести именно это инстинктивное действие, а не какое-либо другое. К. Лоренц полагает, что и все, имеющиеся в культуре, социальные нормы и ритуалы есть ни что иное, как переориентированные инстинкты агрессии. Собственно сама агрессия поэтому и проявляется (коренится) в социальных связях людей. Более того, К. Лоренц отмечает фатальное возрастание агрессивных импульсов человека в современном мире. И хотя, как он считает, эти инстинкты могут подавляться и подавляются, тем не менее, они постоянно ищут своего выхода. Ведь инстинкт - это специфическая энергия, которая, как он полагает, постоянно накапливается в нервных центрах, и, когда количество этой энергии накапливается в достаточном количестве, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии внешнего раздражителя.Таким образом, для К. Лоренца человек - заложник врожденных инстинктов, прежде всего агрессивности, и именно они ведут к полной деградации и его самого, и общества, в котором он живет.
Задание 2. Прочитайте текст, ответьте, согласны ли вы с автором, приведите аргументы «за» и «против». На ваш взгляд, что значит «сформировавшаяся личность»? По мнению Л.И.Божович можно выделить два критерия сформировавшейся личности: 1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. 2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.
Задание 3 . Согласны ли вы со следующими утверждениями, обоснуйте свою позицию. 1. «Мера свободы личности определяется несколькими факторами: - конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей, - уровнем развития способностей, воли, целеустремленности личности, - уровнем культуры человека, - пониманием перспектив реализации своих целей и - мерой понимания своей ответственности. 2. В конкретном государстве или в обществе в целом уровень свободы определяется: - уровнем развития экономики, - степенью познания законов природы и социальной реальности, - политическим строем государства. - политико-правовой возможностью реализации прав человека (провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека). Date: 2015-09-18; view: 1231; Нарушение авторских прав |