Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заполните таблицу. Основные сферы общественной жизни Сфера Характеристики сферы общественной жизни · Экономическая сфера Это область осуществления





Основные сферы общественной жизни

Сфера Характеристики сферы общественной жизни
· Экономическая сфера Это область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ. Экономическая сфера включает в себя такие важнейшие компоненты, как: - -
· Социальная сфера Это область осуществления…..
· Политическая сфера  
· Духовная сфера  

 

Контрольные вопросы

1. Почему общество следует рассматривать как целостную и саморазвивающуюся систему? Охарактеризуйте с этой точки зрения современное состояние российского общества.

2. Традиционно выделяются следующие типы социального познания:

· гуманитарное знание,

· социально-экономическое знание,

· социально-философское знание. В чем особенности каждого из этих типов?

3. Как изменялось представление об обществе на различных этапах развития философской мысли (в античности, в средние века, в Новое и новейшее время)?

4. Назовите философов, которые внесли наибольший вклад в развитие представлений об обществе?

5. Перечислите основные принципы системного подхода к изучению общества?

6. Какие существуют сферы (подсистемы) общества? Какими науками они изучаются?

7. Чем отличаются идеалистический и материалистический подходы к трактовке общества? Приведите примеры сочетания материальных и идеальных компонентов в каждой из сфер.

Занятие 3.2. Философская антропология и проблема человека

 

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ставя вопрос о природе человека, люди во все времена предполагали наличие нечто такого, что составляет его сущность. Эрих Фромм по этому поводу замечает, что никто не сомневался в специфической природе человека, но при этом высказывались самые разные мнения о ее содержании. Отсюда и множество определений человека:

- то он «разумное существо» (animal rationale),

- то «общественное животное» (zoon politikon),

- то «человек умелый» (homo faber), то существо, способное создавать символы, наконец, всем привычное – homo sapiens.

 

1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

3. Ознакомиться с заданиями для мини-групп, быть готовым участвовать в обсуждении и продумать собственную позицию.

Вопросы для подготовки

 

1. Проблема человека в истории развития социально-философской мысли. (доклад или защита реферата).

2. Биологизаторские и социологизаторские концепции.

3. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь.

4. Личность как социальная характеристика человека, её сущность и структура.

5. Смысл человеческого бытия. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в истории философии.(доклад или защита реферата)

6. Проблема свободыличности в различные исторические эпохи и в различных концепциях. (доклад или защита реферата)

7. Сущность личности и мера её свободы (работа в мини-группах)

Литература для подготовки

1. Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2008.

2. Данильян, О.Г. Тараненко. Философия. - М., 2009.

Дополнительная литература.

1. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека [Электронный ресурс]: пер. с фр. / П. Тейяр де Шарден. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shard01/index.htm

2. Швейцер, А. Культура и этика [Электронный ресурс]: пер. с нем. / А. Швейцер. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shvei01/index.htm

3. Шульц, П. Философская антропология [Электронный ресурс]: пер. с нем. / П. Шульц. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/shult01/index.htm

 

 

Основные понятия темы.

Человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, детерминизм, индетерминизм, фатализм, волюнтаризм, масса, объективные условия и субъективный фактор, социальная роль, гедонизм, экзистенциализм, отчуждение, необходимость и свобода, экзистенциализм.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит разница биологизаторского и социологизаторского подходов?

2. Какова структура личности?

3. Что общего и в чем разница между понятиями человек, индивид, личность и индивидуальность?

4. Какова структура личности?

5. Как определяется понятие деятельности в философии?


6. Какое значение имеет деятельность для существования общества и человека?

7. Назовите основные атрибуты деятельности?

Работа в мини-группах:

Время для обсуждения в мини-группе – 5-6 минут. Время для аргументированного ответа – 2-3 минуты.

Задание 1. Прочитайте текст, согласны ли вы с тем, что утверждает автор. Приведите аргументы.

Нобелевский лауреат, известный австрийский ученый-этолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989).

С точки зрения К. Лоренца, самым важным и первичным инстинктом человека выступает агрессивность. Он считает, что все, имеющиеся в культуре, действия, социальные нормы, ритуалы обусловлены природными инстинктами и, прежде всего, врожденной агрессией человека. Агрессия, считает К. Лоренц, является подлинным генетически врожденным первичным инстинктом, направленным на сохранение любого живого вида, в том числе и на отбор лучших его экземпляров. Инстинкт агрессии, будучи неизменным по форме, имеет свою особенную власть над всем организмом человека. Он вынуждает человека активно искать такую ситуацию, которая стимулирует и заставляет произвести именно это инстинктивное действие, а не какое-либо другое.

К. Лоренц полагает, что и все, имеющиеся в культуре, социальные нормы и ритуалы есть ни что иное, как переориентированные инстинкты агрессии. Собственно сама агрессия поэтому и проявляется (коренится) в социальных связях людей. Более того, К. Лоренц отмечает фатальное возрастание агрессивных импульсов человека в современном мире. И хотя, как он считает, эти инстинкты могут подавляться и подавляются, тем не менее, они постоянно ищут своего выхода. Ведь инстинкт - это специфическая энергия, которая, как он полагает, постоянно накапливается в нервных центрах, и, когда количество этой энергии накапливается в достаточном количестве, может произойти взрыв, даже при полном отсутствии внешнего раздражителя.Таким образом, для К. Лоренца человек - заложник врожденных инстинктов, прежде всего агрессивности, и именно они ведут к полной деградации и его самого, и общества, в котором он живет.

 

Задание 2. Прочитайте текст, ответьте, согласны ли вы с автором, приведите аргументы «за» и «против». На ваш взгляд, что значит «сформировавшаяся личность»?

По мнению Л.И.Божович можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.


 

Задание 3 . Согласны ли вы со следующими утверждениями, обоснуйте свою позицию.

1. «Мера свободы личности определяется несколькими факторами:

- конкретной ситуацией, наличием в ней спектра возможностей,

- уровнем развития способностей, воли, целеустремленности личности,

- уровнем культуры человека,

- пониманием перспектив реализации своих целей и

- мерой понимания своей ответственности.

2. В конкретном государстве или в обществе в целом уровень свободы определяется:

- уровнем развития экономики,

- степенью познания законов природы и социальной реальности,

- политическим строем государства.

- политико-правовой возможностью реализации прав человека (провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека).







Date: 2015-09-18; view: 1231; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию