Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






А) Сотворение





Б) Бог

В) Отец

Г) Предвидение.

20. Сколько доводов приводит Фома Аквинский для доказательства существования Бога?

А) Три.

Б) Четыре.

В) Пять.

 

Раздел 2. Онтология и гносеология.

 

Содержание лекционных занятий по разделу

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 2.1 Философское понимание мира. Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Концепции бытия в истории философии. Бытие и небытие у Парменида. Противоположность атомов и пустоты (бытия и не­бытия, дискретного и неделимого, конечного и бесконечного) у Демокрита. Соотношение понятий «мир», «действительность», «реальность». Бытие вещей, роцесссов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («второй природы»), бытие объективированного духа. Онтологическая картина мира. Проблема субстанции. Представления о субстанции в истории науки и философии. Революция в естествознании на рубеже XIX – XX в. и философское понятие материи (В.И.Ленин). Методологическое значение философского понимания материи. Философия о многообразии и единстве мира.
Лекция 2.2. Движение. Пространство, время. Движение как способ существования материи. Задачи философии в освещении проблем движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика, взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Направления, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика). Пространство и время. Субстанциональная концепция времени (Эпикур, Р.Декарт, И.Ньютон). Реляционная концепция времени (Аристотель, Лейбниц, Г.Гегель). И. Кант о пространстве и времени как апри­орных формах чувственного познания. Теория относительности А.Эйнштейна. Диалектический материализм о движении, времени и пространстве. Принцип единства пространства и времени как противоположных структурных характеристик единого процесса движения материи. Общие и специфические свойства пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природных и социальных процессах.  
Лекция 2.3. Диалектика и её альтернативы. Понятие диалектики и метафизики. Особенности метафизики как способа познания. Варианты метафизики. Исторические формы диалектики: стихийная диалектика древних (Гераклит, Сократ), идеалистическая диалектика саморазвития и самопознания абсолютной идеи Г.Гегеля, материалистическая диалектика (КМаркс, Ф.Энгельс). Диалектика как теория и метод познания. Классическая и неклассическая диалектика. Объективная и субъективная диалектика. Структура диалектики: принципы, законы, категории. Принцип всеобщей связи, классификация связей. Закон как философская категория. Законы диалектики. Механизм развития. Взаимосвязь количественных и качественных изменений в развитии. Мера и диалектический скачок. Причины, движущие силы развития. Понятие диалектического противоречия. Этапы развития противоречия: гармония, дисгармония, конфликт. Конструктивное и деструктивное разрешение противоречий. Виды противоречий. Диалектическое и метафизическое отрицание. Единство поступательности и преемственности, цикличности и необратимости в развитии. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Лекция 2.4. Теория познания. Проблемы гносеологии: познавательное отношение человека к миру. Гносеология и её основные проблемы. Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм, агностицизм. Сущность, динамика и основные характеристики познания. Источники познания. Субъект и объект познания. Чувственная деятельность как исходный пункт всякого познания. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление Сенсуализм. Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Рационализм (Р.Декарт). Единство чувственного и рационального познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Роль практики в познании. Принцип единства теории и практики. Истина и заблуждение. Современные дискуссии по проблемам истины. Основные концепции истины: классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская.
Лекция 2.5. Методы и формы научного познания. Научное познание. Формы и методы научного познания (эмпирическое и теоретическое познание). Частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания. Методологическая роль философского знании. Гипотеза. Проблема вероятности и достоверности гипотетических знаний. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Вненаучное знание (псевдонаука, антинаука, девиантная наука).
Лекция 2.6. Проблема сознания в философии. Специфика философского и конкретно-научного подхода сознанию. Специфические аспекты изучения сознания и роль философии в изучении проблемы сознания. Трудности изучения проблемы сознания.. Наиболее существенные характеристики сознания: активность; интенциональность; способностью к рефлексии и т.д. Субъективность и идеальность сознания. Проблема сознания в истории философии. Отождествление сознания и души в античной философии. Сознание как рефлексия в средневековой философии. Переосмысление проблемы сознания в Новое время. Феномен сознания в различных философских концепциях. Материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения. Эволюция форм отражения. Генезис сознания в его естественно-историческом аспекте – биологические предпосылки и социальные условия. Роль труда и языка. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание. Структура общественного сознания.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 2.1. Философское понимание мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории..   Проводиться в форме обсуждения с элементами дискуссии, направлен на формирование умений обобщать и сравнивать. Категория бытия, её философский смысл и специфика. Монистические и плюралистические концепции бытия. Концепции бытия в истории философии. Бытие вещей, процессов и состояний природы, бытие человека и общества (социальное бытие), бытие произведенных человеком вещей («второй природы»), бытие объективированного духа. Проблема субстанции. Концепции материи в истории философии. Методологическое значение философского понимания материи. Философия о многообразии и единстве мира.
Занятие 2.2. Движение. Пространство, время. Движение как способ существования материи. Задачи философии в освещении проблем движения. Устойчивость и изменчивость, прерывность и непрерывность как характеристики движения. Покой. Движение и развитие. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика, взаимосвязь. Современная наука и проблема классификации форм движения. Единство материи и движения. Направления, этапы развития и теория самоорганизации (синергетика).  
Занятие 2.3. Диалектика и её альтернативы. Особенности метафизики как способа познания. Варианты метафизики. Исторические формы диалектики: стихийная диалектика древних (Гераклит, Сократ), идеалистическая диалектика саморазвития и самопознания абсолютной идеи Г.Гегеля, материалистическая диалектика (КМаркс, Ф.Энгельс). Структура диалектики: принципы, законы, категории. Законы диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
Лекция 2.4. Теория познания. Гносеология и её основные проблемы. Основные познавательные ориентации: познавательный оптимизм, скептицизм, агностицизм. Субъект и объект познания. Чувственная деятельность как исходный пункт всякого познания. Сенсуализм. Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение. Рационализм (Р.Декарт). Проблема истины в философии. Объективность и конкретность истины. Диалектика абсолютного и относительного в истине. Роль практики в познании. Истина и заблуждение. Основные концепции истины: классическая, когерентная, прагматистская, конвенционалистская.
Лекция 2.5. Методы и формы научного познания. Научное познание. Формы и методы научного познания (эмпирическое и теоретическое познание). Частнонаучные, общенаучные и всеобщие методы познания. Методологическая роль философского знании. Гипотеза. Проблема вероятности и достоверности гипотетических знаний. Отличие научного познания от обыденного, художественного и других способов освоения действительности. Вненаучное знание (псевдонаука, антинаука, девиантная наука).
Лекция 2.6. Проблема сознания в философии. Специфические аспекты изучения сознания и роль философии в изучении проблемы сознания. Трудности изучения проблемы сознания. Проблема сознания в истории философии. Материалистическая концепция сознания как высшей формы отражения. Генезис сознания в его естественно-историческом аспекте – биологические предпосылки и социальные условия. Наиболее существенные характеристики сознания: активность; интенциональность; способностью к рефлексии и т.д. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание. Структура общественного сознания.

 

Занятие 2.1. Философское понимание мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

В толковом словаре В.И.Даля термин «бытие» связан с такими родственными ему словами как «быть», «бывать», «существовать», «присутствовать», «наличествовать». Признаками существования наделены предметы, процессы, явления, события окружающего мира. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Это наиболее фундаментальная философская категория. В философии категория бытия занимает центральное место. Она организует философскую проблематику, формирует тот способ мышления, который традиционно называется «философствование».

Ваша основная задача:

4. Уяснить смысл и значение категории бытие.

5. Понять на основе какого принципа выделяются формы бытия.

6. Понять в чем смысл категории материя, и в чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи.

7. Усвоить, что является атрибутами материи.

 

1. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

3.После знакомства с литературой, ответить на контрольные вопросы.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Философская категория бытие. Основные формы бытия.

3. Этапы развития философских представлений о материи.

4. Материя как философская категория. Уровни структурной организации материи.

Письменное задание:

· Выпишите из «Философского словаря» или «Философской энциклопедии» определения понятий «бытие», «субстанция», «материя», «субстрат». Что их объединяет и в чем различие? Какая между ними взаимосвязь?

· Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «материя»?

· Объясните схему:

Основные понятия темы.

Категория, закон, принцип, бытие, небытие, формы бытия, субстанция, материя, движение, развитие, покой, объективная реальность, индивидуализированное духовное, объективированное духовное, пространство, время,

Литература для подготовки:

1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с.

2. О.Г.Данильян,В.М.Тараненко. Философия. М., 2006.

 

Контрольные вопросы:

1. На какие представления обыденного сознания опирается философская категория «бытие»?

2. Кто впервые поставил проблему бытия в истории философии? С какими историческими причинами это было связано?

3. Чем отличается понимание бытия у Парменида и Гераклита?

4. В чем разница в понимании бытия в период средневековья и в Новое время?

5. В чем разница понимания бытия субъективными и объективными идеалистами?

6. Что означает категория субстрат? Чем она содержательно отличается от категории субстанция?

7. Древние греки, в зависимости от принадлежности к той или иной философской школе, под субстратом или первоначалом мира понимали: воду, огонь, воздух, апейрон. Назовите философа и соответствующий ответ о субстрате мира.

8. Можно ли поставить знак равенства между понятиями материя и вещество?

 

 

Занятие 2.1. Движение. Пространство, время.

 

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

 

В диалектико-материалистической философии материя определяется как объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. Это определение - наиболее принимаемое в современной философской российской литературе.В самом широком смысле движение – это «изменение вообще», оно включает в себя все происходящие в мире изменения. Представления о движении как изменении зародились уже в древней философии и развивались по двум основным линиям – материалистической и идеалистической. Движение – атрибут, неотъемлемое свойство материи, они тесно связаны и не существуют друг без друга

 

1.Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

 

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Понимание движения в истории философии. Зенон. Гераклит.

2. Типы и формы движения.

3. Концепции пространства и времени в истории философии – субстанциональная и реляционная.

4. Пространство и время, их общие и специфические свойства.

Темы для докладов:

5. Психологическое пространство и время.

6.Социальное пространство и время.

5. Историческое пространство и время.

 

Литература для подготовки:

 

1. Алексеев П. В., Панин. Философия: - М., 2009. - 592 с.

2. Данильян О.Г., Тараненко В.М.. Философия. М., 2006.

3. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2004. — 880 с. http://www.alleng.ru/d/phil/phil030.htm

 

Литература для подготовки докладов:

4. Философия. // Под общей редакцией В. А. Туева, Б. А. Кислова, М. Л. Ткачевой. Иркутск., Издательство БГУЭП. 2008.

 

Занятие 2.3. Диалектика и её альтернативы.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

 

На предыдущих семинарах мы рассматривали, как стремление философии к предельно общей концептуализации знания о мире было реализовано в различных, в том числе противоположных, версиях его происхождения и устройства. Продолжая познание мира посредством изучения философии, нам теперь необходимо получить представление о том, как в философском знании нашел отражение факт наличия связей между явлениями мира, а также понять развитие как то состояние, в котором мир и его явления постоянно пребывают.

· Почему мир развивается?

· Как происходит его развитие?

· Существует ли направленность в его изменениях?

Важно усвоить: Рассматривая исторические формы диалектики важно понять, что содержание диалектики формировалось в течение длительного периода развития философии. Смена исторических форм диалектики происходила так, что каждая последующая форма вбирала в себя все ценное, что содержала предыдущая.

 

1.Повторить материалы лекции.

2. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

3.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

4. Выполнить письменное задание, заполнив таблицу 1 и 2.

Вопросы для подготовки к занятию

1. Метафизика как способ познания мира.

2. Исторические формы диалектики (Гераклит, Сократ, Г.Ф.Гегель).

3. Основные принципы диалектики.

4. Законы диалектики: их сущность и специфика.

- Закон единства и борьбы противоположностей,

- Закон перехода количественных изменений в качественные,

- Закон отрицание отрицания.

4. Категории (неосновные законы) диалектики (ответ по таблице):

· Сущность и явление.

· Единичное, особенное, всеобщее.

· Форма и содержание.

· Причина и следствие.

· Необходимость и случайность.

· Возможность и действительность.

 

Основные понятия: диалектика, субъективная диалектика, объективная диалектика, закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, количество, качество, мера, противоречие, прогресс, регресс, редукционизм, монизм, дуализм, плюрализм.

 

Литература для подготовки:

 

2. Философия развития // Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. М., 2006. Стр. 211.

3. Диалектика бытия и всеобщие законы развития// Философия. Под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. М., 2004. Стр. 408.

4. Основные философские категории. // Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. СПб., 2004. Стр. 53.

5. Диалектика // Философия под ред. В.П.Кохановского., М., 2004. Стр. 130.

 

Заполните таблицы:

По своей внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов, назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития. Принцип объективности является одним из наиболее важных принципов диалектики. Он дополняется принципом системности, направляющим мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими его предметами и процессами. Принципы объективности и системности приводят к необходимости рассмотрения самой истории объекта, его бытия в прошлом и тенденциях развития в будущем, то есть принципу историзма.

 

Таблица 1.Основные принципы диалектики

Основные принципы диалектики Содержание
Объективности  
Развития  
Детерминизма  
Системности  
Конкретно-исторического подхода  

Таблица 2.

Date: 2015-09-18; view: 713; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию