Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема 1
Таблица 2.Генезис сознания
Сознание – результат длительного развития человеческого общества. Заполните таблицу.
Биологические предпосылки
·
·
| Социальные / социокультурные факторы (условия)
·
·
|
Контрольные вопросы
1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии?
2. Как определяет сознание материалистическая философия?
3. В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом?
4. Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения?
5. Определите сознание и его компоненты?
6. Каковы причины и предпосылки возникновения сознания?
7. Чем «трудовая теория» происхождения сознания отличается от теории «бифуркации»?
8. Что такое бессознательное? Какова структура психики по З.Фрейду?
9. Что такое «коллективное бессознательное» и за что К.Юнг критиковал своего учителя?
Раздел 3. Социальная философия и философская антропология.
Содержание лекционных занятий по разделу
№ лекционного занятия
| Содержание
| Лекция 3.1.
Социальная философия: генезис, предмет, функции. Общество как система.
| Предмет и методы социальной философии. Философское понимание общества и особенности социального познания. Системный подход к рассмотрению общества и специфика общественной системы. Общество как саморазвивающаяся система. Формирование представления о законах общественного развития (Дж.Вико, Ш.Монтескье, И.Гердер, Г.Гегель, К.Маркс, О.Конт). Социальные законы и их специфика. Классификация законов общества: по сфере действия, по временному признаку, по месту в общественной жизни.
| Лекция 3.2.
Проблема человека в философии и философская антропология.
| Проблема сущности человека в истории философии. Восточная и европейская модели мысли о бытии человека. Человек и общество в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики). Человек в учениях средневековой философии (Августин) и философии Нового времени.
Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер).
Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. Личность как социальная характеристика человека. Структура личности. Социализация и её основные факторы. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях.
| Лекция 3.3.
Философия истории: концептуальные модели развития общества.
| Предмет, структура и функции философии истории. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятие общественного прогресса и его критерии.
Философия истории: концептуальные модели. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История общества как «прогресс духа в сознании свободы» у Г.Гегеля. Натуралистические концепции исторического процесса (Ш.Монтескье, Т.Мальтус). Концепция общественно-экономической формации (К.Маркс). Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Цивилизация как типологическая единица истории, универсальность и многозначность категории. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока. Цивилизация как социокультурная общность.
| Лекция 3.4.
Взаимодействие природы и общества. Глобальные проблемы.
| Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы. Понятие географическая среда. Процессы глобализации и универсализации человеческого взаимодействия. Коэволюция.
Происхождение и сущность глобальных проблем. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Философия о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества – «философия общего дела» Н.Ф.Федорова. В.И.Вернадский. Идеи рационального регулирования динамики потребностей и потребления (А. Печчеи, Д. Медоуз, Н. Н. Моисеев)
Неравномерность экологического, демографического, экономического, политического, научно-технического и культурного развития. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека. Социальное предвидение и прогнозирование: виды, типы, методы.
|
Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий
№ занятия
| Содержание и формы проведения
| Занятие 3.1.
| Предмет и методы социальной философии. Философское понимание общества и особенности социального познания. Общество как саморазвивающаяся система. Социальные законы и их специфика. Классификация законов общества: по сфере действия, по временному признаку, по месту в общественной жизни.
| Занятие 3.2.
| Проблема сущности человека в истории философии. Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке.
Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. Личность как социальная характеристика человека. Структура личности. Социализация и её основные факторы. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях.
| Занятие 3.3.
Общество в историческом развитии.
| Предмет, структура и функции философии истории. Понятие общественного прогресса и его критерии.
Философия истории: концептуальные модели. Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока.
| Занятие 3.4.
Глобальные проблемы и перспективы человечества.
| Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы.
Происхождение и сущность глобальных проблем. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека.
|
Занятие 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:
Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом.
Рассматривая общество, социальная философия исследует четыре основных аспекта общественной жизни:
- Исследует само содержание понятия «общество». Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества.
- Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы.
- Соотношение материальных и идеальных факторов в жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание.
- Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности.
1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.
2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).
Вопросы для подготовки
1. Социальная философия как наука об обществе. Предмет и функции социальной философии.
2. Общество как система и полиструктурное образование. Отличия природной и общественной систем.
3. Полемика материализма и идеализма. В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием общества.
4. Законы развития общества и законы развития природы, их сходство и отличия.
5. Деятельность как способ общественного бытия. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность.
6. Потребности и их классификация. Мотивы.
Основные понятия темы.
Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.
Домашняя письменная работа
|