Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 1





 

 

Таблица 2.Генезис сознания

Сознание – результат длительного развития человеческого общества. Заполните таблицу.

Биологические предпосылки · · Социальные / социокультурные факторы (условия) · ·

Контрольные вопросы

1. Почему «сознание» является одной из ключевых категорий философии?

2. Как определяет сознание материалистическая философия?

3. В чем состоит различие в понимании сущности и функций сознания между материализмом и идеализмом?

4. Как подтверждается то, что сознание есть высшая форма отражения?

5. Определите сознание и его компоненты?

6. Каковы причины и предпосылки возникновения сознания?

7. Чем «трудовая теория» происхождения сознания отличается от теории «бифуркации»?

8. Что такое бессознательное? Какова структура психики по З.Фрейду?

9. Что такое «коллективное бессознательное» и за что К.Юнг критиковал своего учителя?

 

 

Раздел 3. Социальная философия и философская антропология.

Содержание лекционных занятий по разделу

№ лекционного занятия   Содержание
Лекция 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции. Общество как система. Предмет и методы социальной философии. Философское понимание общества и особенности социального познания. Системный подход к рассмотрению общества и специфика общественной системы. Общество как саморазвивающаяся система. Формирование представления о законах общественного развития (Дж.Вико, Ш.Монтескье, И.Гердер, Г.Гегель, К.Маркс, О.Конт). Социальные законы и их специфика. Классификация законов общества: по сфере действия, по временному признаку, по месту в общественной жизни.
Лекция 3.2. Проблема человека в философии и философская антропология.   Проблема сущности человека в истории философии. Восточная и европейская модели мысли о бытии человека. Человек и общество в античной философии (софисты, Сократ, Платон, Аристотель, стоики). Человек в учениях средневековой философии (Августин) и философии Нового времени. Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Философская антропология как самостоятельная отрасль философского знания (М.Шелер, А.Гелен, Г.Плесснер). Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. Личность как социальная характеристика человека. Структура личности. Социализация и её основные факторы. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях.
Лекция 3.3. Философия истории: концептуальные модели развития общества. Предмет, структура и функции философии истории. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятие общественного прогресса и его критерии. Философия истории: концептуальные модели. Соотношение человеческой и божественной истории у Августина Аврелия. История общества как «прогресс духа в сознании свободы» у Г.Гегеля. Натуралистические концепции исторического процесса (Ш.Монтескье, Т.Мальтус). Концепция общественно-экономической формации (К.Маркс). Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Цивилизация как типологическая единица истории, универсальность и многозначность категории. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока. Цивилизация как социокультурная общность.
Лекция 3.4. Взаимодействие природы и общества. Глобальные проблемы.   Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы. Понятие географическая среда. Процессы глобализации и универсализации человеческого взаимодействия. Коэволюция. Происхождение и сущность глобальных проблем. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Философия о необходимости изменения пути развития современной цивилизации. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества – «философия общего дела» Н.Ф.Федорова. В.И.Вернадский. Идеи рационального регулирования динамики потребностей и потребления (А. Печчеи, Д. Медоуз, Н. Н. Моисеев) Неравномерность экологического, демографического, экономического, политического, научно-технического и культурного развития. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека. Социальное предвидение и прогнозирование: виды, типы, методы.

 

Содержание семинарских (практических, лабораторных) занятий

№ занятия   Содержание и формы проведения
Занятие 3.1. Предмет и методы социальной философии. Философское понимание общества и особенности социального познания. Общество как саморазвивающаяся система. Социальные законы и их специфика. Классификация законов общества: по сфере действия, по временному признаку, по месту в общественной жизни.
Занятие 3.2. Проблема сущности человека в истории философии. Биологизаторские и социологизаторские концепции. Диалектико-материалистическая философия о соотношении биологического и социального в человеке. Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность и их взаимосвязь. Личность как социальная характеристика человека. Структура личности. Социализация и её основные факторы. Смысл человеческого бытия. Проблема свободы личности в различные исторические эпохи и в различных концепциях.
Занятие 3.3. Общество в историческом развитии.   Предмет, структура и функции философии истории. Понятие общественного прогресса и его критерии. Философия истории: концептуальные модели. Циклическая периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Типы цивилизаций. Западная цивилизация и феномен Востока.
Занятие 3.4. Глобальные проблемы и перспективы человечества. Природа как условие человеческого существования. Этапы взаимодействия человека и природы. Происхождение и сущность глобальных проблем. «Римский клуб» и его деятельность. Концепция устойчивого развития. Качественные критерии выделения глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем: интерсоциальные проблемы, проблемы в системе общество-природа, проблемы отношения общества-человека.

Занятие 3.1. Социальная философия: генезис, предмет, функции.

Рекомендации по выполнению самостоятельной работы:

Предметом социальной философии является общество как целостная социальная система, законы его функционирования и развития. Социальная философия изучает общество как сложную самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, во взаимосвязи всех её сторон и отношений, его структурную организацию, наиболее общие законы, источники и движущие силы его развития, взаимодействие социальной системы с природой и миром в целом.

Рассматривая общество, социальная философия исследует четыре основных аспекта общественной жизни:

- Исследует само содержание понятия «общество». Философский анализ дает предельно обобщенную (теоретическую) модель общества.

- Раскрывает содержание и причины общественных процессов. При этом историю развития общества нельзя отрывать от природы и природных процессов, но нельзя и отождествлять законы его развития с законами природы.

- Соотношение материальных и идеальных факторов в жизни общества. Философы дают ответ на вопрос о том, что является определяющим для общественных процессов – общественное бытие или общественное сознание.

- Значение человека как творца и субъекта (т.е. источника активности) социальной деятельности.

1.. Изучить учебные материалы УМК и рекомендуемую литературу, и на их основе выполнить письменные задания (в рабочей тетради). Старайтесь заполнять таблицу кратко, выделяя самые существенные черты и особенности.

2.Подготовиться к обсуждению вопросов на семинаре (составить план, конспект).

Вопросы для подготовки

1. Социальная философия как наука об обществе. Предмет и функции социальной философии.

2. Общество как система и полиструктурное образование. Отличия природной и общественной систем.

3. Полемика материализма и идеализма. В чем разница между материалистическим и идеалистическим пониманием общества.

4. Законы развития общества и законы развития природы, их сходство и отличия.

5. Деятельность как способ общественного бытия. Атрибуты деятельности – субъектность, социальность, предметность, сознательность.

6. Потребности и их классификация. Мотивы.

 

Основные понятия темы.

Система, элемент, структура, социальная статика и социальная динамика, общественные отношения, общество, прогресс, социальная мобильность, ценность, социальный институт, материальная культура, материальная деятельность, объект и субъект, интерес, труд, мотив, мотивация, потребность, духовная деятельность, культура.

 

Домашняя письменная работа

Date: 2015-09-18; view: 881; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию