Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стратегии управления человеческими ресурсами
Слово «стратегия» пришло в менеджмент из военного дела. В переводе с греческого оно означает «искусство полководца». Под управленческой стратегией понимается общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. На практике стратегия представляет собой систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию миссии, целей и задач фирмы. Любая стратегия должна быть: - реальной, внутренне целостной; - совместимой со средой; - сбалансированной по ресурсам; - в меру рискованной; - органически сочетать долгосрочные и краткосрочные цели. Она включает несколько элементов. Прежде всего к ним относится система целей, в которую входят миссия, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии - приоритеты (ведущие принципы) распределения ресурсов. Их можно, например, в первую очередь направлять на решение наиболее важных и насущных для организации проблем; можно выделять пропорционально потребностям, а в идеале - в полном соответствии с ними; можно предоставлять всем подразделениям поровну, если те близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Наконец, элементом стратегии являются правила осуществления управленческих действий, в том числе работы с кадрами. Для создания стратегии необходима совместная работа многих людей, поэтому в крупных фирмах для этой цели часто создают специальные группы. В них входят 10-15 человек - руководители основных подразделений и специалисты высшей квалификации, представители коллектива, внешние консультанты. Их усилиями разрабатываются ключевые направления стратегии, ее альтернативные модели и сценарии возможного развития событий. В ходе формирования стратегии нельзя предвидеть все. В любой момент внутри организации и вне ее возможно появление новых обстоятельств, которые в стратегическую концепцию не укладываются. Чтобы не менять в связи с этим стратегию как таковую, руководство ставит и реализует стратегические задачи, при необходимости ее дополняющие и совершенствующие. Обычно организация имеет не одну, а несколько стратегий на все случаи жизни. Главная из них - генеральная стратегия, отражающая осуществление миссии организации. Для особых случаев разрабатываются специальные стратегии ( например, стратегия банкротства). Однако основными рабочими стратегиями являются так называемые функциональные, которые отражают достижение специфических целей организации, стоящих перед ее подразделениями и службами. Стратегия управления человеческими ресурсами (кадровая стратегия, персонал-стратегия) относится к разряду функциональных, подчиненных генеральной стратегии, вытекает из нее, развивает и детализирует. Если объект, на который направлена функциональная стратегия, представляет собой нечто целое, не разделенное на отдельные части, то говорят о концентрированной стратегии. Если разделение существует и стоит задача обеспечить независимое развитие частей при их взаимной поддержке, речь идет о диверсифицированной стратегии. В крупных многопрофильных фирмах, подразделения которых разбросаны по стране, а то и по миру, функционируют в различных природно-климатических зонах, с разной демографической ситуацией, состоянием рынка труда, культурными традициями и т. п., кадровая стратегия не может не быть диверсифицированной, учитывающей специфику конкретных условий. В локальных, узкоспециализированных организациях с однородным составом персонала она должна быть концентрированной. С помощью персонал-стратегии решаются задачи: - своевременного обеспечения компании работниками заданной квалификации и в необходимом количестве; - оптимизации структуры персонала; - наращивания кадрового потенциала, его рационального использования для реализации бизнес-стратегии; - формирования и совершенствования механизмов управления человеческими ресурсами; - изменения поведения сотрудников; - определения моделей оплаты труда, материального и морального стимулирования работников; - обучения, повышения квалификации, развития человеческих ресурсов, привития навыков стратегического мышления; - формирования корпоративной культуры, привязки человека к фирме; - создания условий для реализации прав и обязанностей персонала, предусмотренных трудовым законодательством; - преобразования служб управления человеческими ресурсами (превращения их из бюрократических в маркетинговые структуры); -создания благоприятных условий труда и проч.
К стратегическим направлениям работы с персоналом, по мнению английского профессора С. Лиза, можно отнести: - снижение удельного веса заработной платы в себестоимости, для чего предполагается разделять персонал на две группы: высококвалифицированное ядро с высокой оплатой и малоквалифицированная периферия с низкой; - максимальную реализация возможностей работников как ресурса; - увязку стратегии управления персоналом с типом предприятия; - развитие культуры; - минимизацию числа уровней управления, введение гибкой формы организации труда.
Созданию стратегии предшествует анализ структуры персонала, технологий, рынков продукции и труда, общественных ценностей, трудовых отношений, демографической ситуации, общей стратегии, эффективности использования рабочего времени, данных прогноза развития производства и занятости. На стратегию управления персоналом влияет ряд факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относится: - национальное трудовое законодательство; - взаимоотношения с отраслевым профсоюзом; - состояние экономической конъюнктуры; - перспективы развития рынка труда. Большинство из них носит ярко выраженный национальный оттенок, отражающий устоявшиеся традиции того или иного общества. Поэтому стратегия управления персоналом может быть эффективной в том случае, если соответствует параметрам среды, прежде всего культурной. Внутренними факторами являются: - структура и цели организации; - ее территориальное размещение; - применяемые технологии; - господствующая культура; - сложившиеся отношения и морально-психологический климат в коллективе. Этапами формирования стратегии управления персоналом являются: -анализ внутренней и внешней среды организации; - постановка на основе миссии и организационных целей задач в области управления персоналом; - разработка стратегических альтернатив; - создание современной системы служб управления персоналом; - выработка критериев эффективности деятельности их и системы управления человеческими ресурсами в целом. Механизм реализации стратегии представляет собой систему планов, программ, норм и нормативов, организационных, административных, социальных, экономических и иных мероприятий, нацеленных на решение кадровых проблем и удовлетворение потребностей организации в персонале. В результате применения этих инструментов изменяется поведение сотрудников, создаются условия для их эффективной работы, улучшается структура коллектива.
Тема «Основные методы проверки и отбора кандидатов: анкетирование, наведение справок, тестирование, оценка персонала, собеседование» Вопрос 2.3. Методы оценки персонала и отбора кандидатов. Отбор персонала – часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих ни данную должность (общепринятая трактовка термина). Отбор персонала, как уже отмечалось, осуществляется не только при найме работников, и поэтому в общем случае его следует рассматривать как процесс отбора кого-либо по установленным критериям с использованием определенных методов оценки из общего числа работников, отвечающих этим критериям. 1. Биографический метод Оценка работника по биографическим данным 2.Произвольные устные или письменные характеристики Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и улучшения) 2. Оценка по результатам Устное ли письменное описание конкретной работы, выполняемой работником 4.Метод групповой дискуссии Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника 5.Метод эталона Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон 6.Матричный метод Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме) 7.Метод свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее проработанной форме 8.Метод суммируемых оценок Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок 9.Метод заданной группировки работников Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди 10.Тестирование Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов 11.Ранжирование Определение экспертным или другим путем ранга (места) оцениваемого среди других работников и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов 12.Метод попарных сравнений Попарные сравнения оцениваемых \между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания 13.Метод заданной балльной оценки Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (улучшения) 14.Метод свободной балльной оцени То же, при осуществлении не на нормативной основе, а в разовом порядке 15.Метод графического профиля Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с профилем «идеального» работника, а также сравнивать между собой различных работников 16.Коэффициентный метод Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получаются различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников. 17.Метод критического инцидента Оценивается, как вел себя работник в критическое ситуации (принятие ответственного решения, решение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.) 18.Метод свободного или индивидуального обсуждения В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника 19.Метод самооценок и самоотчетов Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном морально-психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обязательств и повышению моральной ответственности 20.Метод шкалирования Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника 21.Метод упорядоченных рангов Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения 22.Метод альтернативных характеристик Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ОТБОРА ПЕРСОНАЛА. Предпочтительные методы оценки: -Интеллект (сообразительность, быстрота мышления, способность к абстрактному мышлению и пр.) -Тесты на интеллектуальный уровень -Физические способности (острота зрения, выносливость, реакция и пр.) -Специальные тесты на двигательные, сенсорные и прочие способности -Социальные способности (коммуникабельность, способность к управлению конфликтами и пр.) -Интерактивные методы (собеседование, дискуссии в группах) -Мотивация (материальные стимулы, карьера, принадлежность, риск и пр.) Date: 2015-09-18; view: 448; Нарушение авторских прав |