Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пространственное видение





 

Взаимодействие одновременных зрительных ощущений зависит не только от явления светового или цветового конт­раста, но и пространственных условий видения (соотношения величины объекта и фона, расстояния между ними, расстоя­ния от них до наблюдателя и т. д.).

С рядом особенностей зрения, отражающих пространст­венный характер движения, света и освещенных тел в окру­жающей среде, мы уже встречались ранее. К ним относятся: поле зрения, угол зрения, острота зрения. Эти пространствен­ные особенности зрительных ощущений важны для понимания закономерностей изменения светоощущений и цветоощущений, т. е. отражения природы самого света.

Но исключительное познавательное значение зрительных ощущений заключается в том, что через дробление (анализ) и воссоединение, обобщение (синтез) оптических свойств предметов внешнего мира они дают нам знание о простран­стве как об одной из основных форм существования материи и каждого отдельного внешнего тела и явления.

Эти чувственные знания о пространстве не прирожденны так же, как и зрительные ощущения вообще. Зрительное отра­жение пространства вырабатывается постепенно в процессе индивидуального развития, причем эта выработка носит условнорефлекторный характер. Между отдельными зритель­ными ощущениями от различных точек одного и того же пред­мета замыкается временная связь, воспроизводящая простран­ственное расположение этих точек на поверхности воздейст­вующего освещенного тела. Результатом такой временной связи является поле зрения, т. е. объем видимого в данный момент пространства, а также интенсивность ощущения, зави­сящая от площади раздражения световым потоком сетчатой оболочки глаза.

Но глаз не является неподвижным органом. Напротив, это наиболее подвижный из всех


 

рецепторных аппаратов. Движе­ния глаза являются механизмом перемещения взора, непре­рывного изменения соотношения линий зрительных осей, обусловливающих изображение предмета на сетчатке. Эти движения глаза разнообразны. Они состоят из движений глаз­ного яблока, имеют решающее значение для определения про­странственных координат предмета, особенно путем переме­щения линии взора по горизонтали и вертикали (высоте и широте объекта). Во внутренней среде глазного яблока осо­бую роль играют движения хрусталика, изменяющего кри­визну своей поверхности и ее форму при различных простран­ственных условиях видения. Движение хрусталика в виде аккомодации имеет очень важное значение при относительно устойчивой линии взора, фиксирующего пространственное положение объектов.

Совместная работа глаз формируется в индивидуальном опыте ребенка и носит типичный условнорефлекторный харак­тер. Можно сказать, что с момента образования содружест­венных движений глаз нормальное видение всегда осуществ­ляется бинокулярно, т. е. обоими глазами. С этого момента глаза взаимозависимы, а работа каждого из них относительна к другому.

Можно предполагать, что содружественные движения мышц обоих глазных яблок являются целостной двигательной реакцией, корковый механизм которых возникает в резуль­тате замыкания временных связей между возбуждениями от сетчаток обоих глаз. Этим, вероятно, объясняется более позд­нее, формирование содружественных движений глаз сравни­тельно с изолированной реакцией на свет каждого глаза ребенка.

Следовательно, в процессе взаимодействия на зрительные рецепторы световых лучей и освещаемых ими внешних пред­метов замыкаются временные связи не только между отдель­ными свето- и цветоощущениями, но и между группами этих ощущений, с одной стороны, и движениями глаз, с другой сто­роны. Но движения глаз, как и движения вообще, неразрывно связаны, с ощущениями движений (мышечными ощущениями или кинестезией). Эти ощущения являются как бы мозговым анализом совершаемых глазом движений. На основе этих ощущений мозг корректирует, исправляет и уточняет регулирова­ние движений, так как от чувствительных клеток и волокон мышц посылаются импульсы вновь в кору головного мозга.

Важно отметить, однако, что зрительный и глазодвига­тельные нервы раздельны и раздельно проводят в кору свето­вые и кинестетические возбуждения. Особенно следует под­черкнуть, что в кору проводятся эти возбуждения по парным нервам (зрительным и глазодвигательным). в оба полушария


 

головного мозга. Перекрест этих нервов ниже больших полу­шарий обусловливает то обстоятельство, что каждое из полу­шарий головного мозга так или иначе обусловливает деятель­ность обоих глаз, что было показано ясно в отношении полей зрения.


Совместная работа обоих глаз, обоих зрительных и обоих глазодвигательных нервов и обоих полушарий головного мозга свидетельствует о том, что в основе зрительных ощуще­ний лежит сложный системный нервный механизм. Световой анализатор является как бы двуединым, состоящим из пар неразрывно взаимосвязанных одноименных рецепторов, нер­вов и мозговых концов анализатора. Ядра и рассеянные эле­менты зрительного анализатора относительно симметрично расположены в обоих полушариях, регулируя деятельность обоих глаз.

Исследования павловской школы показали, что при нару­шениях целости зрительного анализатора возможна его ра­бота и в пределах одного полушария головного мозга. При поражениях одного из полушарий сохраняется анализ интен­сивности световых раздражителей (т. е. светоощущение), час­тично сохраняется поле зрения с выпадением лишь соответст­вующих частей полей зрения обоих глаз. При сохранении ядра зрительного анализатора в каждом отдельном полуша­рии сохраняется и функция предметного зрения, т. е. отраже­ния контура предмета, воздействующего на глаз. Иначе говоря, одна из частей зрительного анализатора может рабо­тать самостоятельно, частично возмещая функции нарушен­ного полушария.

Как уже отмечалось в единственном случае при рассечении путей между полушариями, описанном Быковым, ни одно из полушарий само по себе не нарушалось, разрушалась лишь комиесуральная связь между ними. Оказалось, что у такой собаки (после операционного периода) сохранилась дифференцировка силы световых раздражителей, «световое ощущение» (дифференцировка предметов), «предметное зрение», по Павлову. После уничтожения связи между обоими полуша­риями уже невозможен был перенос условных рефлексов с од­ной стороны на другую, но каждое отдельное полушарие относительно нормально продолжало выполнять зрительные функции.

В опытах Быкова мы имеем поразительный случай раз дельной и независимой деятельности двух зрительных анали­заторов. Но эта двойная и раздельная работа зрительных ана­лизаторов исключила возможность сложного пространствен­ного различения. Собака с перерезанным мозолистым телом не


 

могла выработать дифференцировку на расстояние пред­мета, т. е. его пространственное положение. Можно предпола­гать, что двуединство зрительного анализатора выработалось и качестве специального и совершенного приспособления именно к пространственным условиям существования орга­низма во внешней среде. В этом-смысле оно является высшим корковым приспособлением к имеющимся условиям жизни именно в связи с тем, что высшие животные организмы перемещаются по пространству в разных направлениях. Чем выше животный организм по уровню своей нервной организа­ции, тем более широким становится для него пространство окружающего мира. Расширение диапазона ориентировки в пространстве окружающего мира перестраивает и дифферен­цировку пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира.

Ранее было показано, что ряд пространственных особен­ностей зрения (поле зрения, угол зрения, острота зрения) включен в любой акт хроматического или ахроматического зрения. Но все эти пространственные особенности зрения имеют место как при одиночном, так и при совместном зрении обоими глазами. При одиночном (монокулярном) зрении изо­бражение предмета носит плоскостной характер, т. е. имеет два измерения (в высоту и в ширину). При этом такое пло­скостное изображение осуществляется при участии глазных мышц. Что же вносит новое содружественное движение глаз, о котором говорилось раньше? Как показывают исследования, содружественное движение глаз имеет большое значение для выделения третьего измерения пространства, т. е. глубины пространства. При фиксации обоими глазами известного объекта, находящегося вдали, позади других предметов или при анализе глубины пространства самого предмета большую роль играет конвергенция, или сведение зрительных осей обоих глаз. Конвергенция имеет место при приближении объ­екта. При удалении объекта имеет место дивергенция, или разведение зрительных осей. Явления конвергенции и дивер­генции, связаны с аккомодацией. Известно, что аккомодация усиливается при фиксировании близких предметов, ослаб­ляется при удалении предметов или наблюдателя от пред­метов. Конвергенция и дивергенция зависят от коркового взаимо­действия обеих частей зрительных анализаторов. Но это вза­имодействие двух мозговых концов единого зрительного ана­лизатора далеко не сводится к организации и регуляции содружественных движений глаз.


Установлено, что конвергенция является незначительной не только при расстоянии наблюдателя от объекта, приближающемся к 450 м (после чего она уже совершенно не имеет места), но и на значительно


 

более близком расстоянии. Еще более ограниченными в дифференцировке расстояний оказы­ваются аккомодационные усилия, прекращающиеся при фик­сации предметов на расстояниях, превышающих 2—3 м.

Между тем человек способен различать глубину (рельеф­ность) воспринимаемых предметов и занимаемого ими про­странства на расстояниях до 1300—2600 м (в зависимости от упражненности глубинного зрения).

По данным Гассовского и Никольской, величина порога глубинных ощущений является очень малой (в среднем 10— 12 угловых секунд). Эта малая величина порога ощущений глубины никак не может быть объяснением изменения зри­тельных осей или аккомодации, имеющих значение лишь для дифференцировки глубины фиксации предметов на небольших и средних расстояниях. Между тем для человеческого зрения характерна его приспособленность именно к дальним расстоя­ниям. Чем же она может быть объяснена, если именно для дальних расстояний уже недействительными являются фак­торы конвергенции и аккомодации?

Из предшествующего видно, что факторы конвергенции и аккомодации, принимающие участие в глубинных ощуще­ниях, еще недостаточны для объяснения механизмов этих ощущений.

Рассмотрим, в какой мере диспаратность изображения на обеих сетчатках может служить исчерпывающим объяснением механизма пространственного зрения, т. е. объемного трех­мерного изображения.


Физиология зрения учит, что при фиксации обоими глазами дальних объектов (например, звезд на небе) имеют место параллельно направленные зрительные линии обоих глаз. При этом изображения удаленных объектов видятся нами в одних и тех же местах пространства независимо от того, имеются ли эти изображения только на левом, только на правом глазу или одновременно на обоих глазах. Этот факт свидетельствует о том, что имеется известное физиологическое соответствие между определенными симметрично расположенными точками сетчаток обоих глаз. Эти симметрично расположенные точки сетчаток обоих глаз носят название корреспондирующих точек. Их возбуждение, как раздельное, так и особенно сов­местное, создает ощущение одного объекта, при действии одного объекта на оба глаза одновременно. Но совместное возбуждение корреспондирующих точек, определяя ощущение одного объекта (т. е. тождественность изображения двух сет­чаток одному объекту), дает лишь плоскостное изображение одного объекта.


Корреспондирующие точки обеих сетчаток точно соответ­ствуют симметрично расположенным точкам пространства внешнего мира. Совокупность всех точек пространства, отра­жающихся в виде связей возбуждения корреспондирующих точек, называется гороптером. По определению Ухтомского, гороптер есть геометрическое место точек, видимых одиночно в условиях монокулярного зрения, т. е. дающих изображение па соответствующих местах сетчатки (см. рис. 12).

Для разных положений глаз гороптер имеет различную форму. Образование гороптера связано со специальными опти­ческими рефлексами, которыми, по Ухтомскому, являются: я) установка глаз на удержание предмета в поле наиболее ясного видения или реф­лекторное подведение под входящий в глаз пу­чок света области цент­ральной ямки сетчатки, б) установка глаз на удержание предмета на корреспондирующих точ­ках обеих сетчаток по­средством рефлекторных

Рис. 12 Гороптер.

актов конвергенции и ак­комодации по отношению к фиксирующему объекту.

Образование одиноч­ного изображения одного предмета на обеих сетчат­ках возможно лишь при тождестве углов зрения обоих глаз благодаря од­новременному возбужде­нию корреспондирующих точек сетчаток.

Плоскостное изображение одиночного предмета при виде­нии двумя глазами возможно благодаря равенству углов зре­ния обоих глаз.

При известных условиях два одинаковых предмета будут видеться как одиночный предмет. Это обычное явление опять-таки имеет место, когда мы рассматриваем в стереоскоп двумя глазами две плоские геометрические фигуры. Когда призмы наводят лучи на соответственные точки сетчатки, предметы перестают двигаться и воспринимаются как одиноч­ный предмет.

Следовательно, периферический механизм плоскостного изображения одиночного предмета в бинокулярном зрении или даже одиночного изображения двух отдельных тождест­венных предметов


 

заключен в одновременном возбуждении корреспондирующих точек сетчатки.

Плоскостное изображение предмета возникает, однако, не только при бинокулярном зрении (обоими глазами), но и при монокулярном зрении (каждым из глаз в отдельности). При бинокулярном зрении это изображение становится более точ­ным и ярким, но качественно не изменяется по сравнению с монокулярным зрением. Тем не менее механизм образова­ния бинокулярного плоскостного изображения сложнее ввиду возникающих оптических рефлексов на раздражение коррес­пондирующих точек обеих сетчаток.

Все сказанное важно для понимания бинокулярного зре­ния, но не объясняет нам механизма рельефного, объемного изображения посредством ощущений глубины видимого про­странства.

Для понимания именно этого механизма важно рассмот­реть те случаи, когда раздражаются несоответственные или диспаратные точки обеих сетчаток. В одном из этих случаев бинокулярное зрение дизассоциируется, т. е. раздваивается, в другом — бинокулярное зрение становится глубинным, по­рождая ощущение объемности и рельефности видимого предмета.

С одновременным возбуждением диспаратных точек свя­заны, таким образом, как двоение, препятствующее целост­ности восприятия даже обоими глазами плоскостного изобра­жения одного предмета, так и глубинность пространственного различения, являющаяся самой сложной формой зрительной ориентации в пространстве. Рассмотрим условия «двоения», или дизассоциации бинокулярного зрения. Расположим две спицы (или карандаша) а и b на горизонтальной линии взора (от средней плоскости головы) с таким расчетом, чтобы рас­стояние от спицы b до спицы а было 15—20 см. При фиксации взором дальней спицы а мы будем видеть ближнюю спицу b. Однако именно эта, не фиксирующая ближний объект, начнет двоиться, причем это двоение будет носить колебательный или мерцательный характер, а именно — левое изображение видится правым, глазом, а правоелевым (см. рис. 13).

Происходит это потому, что изображение от ближней спицы b падает на диспаратные части сетчаток (в левом глазу — влево, а в правом — вправо от центральной ямки сет­чатки). Такого рода двойственные изображения носят поэтому название разноименных.

Двойственные изображения при раздражении диспаратных точек могут быть и одноименными. Они возникают в обрат­ном случае, когда фиксируется ближняя точка, а двоение будет наблюдаться в


 

отношении дальней точки. Продолжим опыт. Будем фиксировать ближнюю спицу b. В поле зрения одновременно находится дальняя спица с, но она будет раз­дваиваться с той или иной степенью разностно. Но характер двоения в этом случае будет иным, а именно — одноименным. Правый глаз будет видеть правое изображение, а левый глаз — левое изображение (см. рис. 14).

В данном случае раздражение, падающее на сетчатку влево от центральной ямки, мы относим к предметам, находя­щимся вправо от фиксируемой точки, и наоборот.

Следовательно, одновременное раздражение диспаратных точек в определенных случаях препятствует образованию плоскостного изображения одиночного предмета. Однако

b, а bг

 

Рис. 13. Разноименные двойственные изображе­ния.

а — дальняя спица; в - ближ­няя спица; в1, в2 — изображе­ния. I – левый глаз; II - правый глаз.

 

Рис. 14. Одноименные двой­ственные изображения: a - ближняя СПИЦУ; с - дальняя спица: с1 и с2 изображения. I – левый глаз; II - правый глаз.

 

«двоение» или двойственное изображение имеет не только периферический механизм в раздражении диспаратных точек обеих сетчаток. Решающее значение имеет корковый меха­низм, проявляющийся в борьбе полей зрения при бинокуляр­ном зрении.

Если мы будем рассматривать в стереоскоп незначительно отличающиеся друг от друга плоские геометрические фигуры, то даже при раздражении корреспондирующих точек обеих сетчаток будет наблюдаться борьба полей зрения, т. е. попеременное торможение то одного, то другого образа. Эта борьба полей зрения будет усиливаться с увеличением контрастности объединяемых в бинокулярном поле зрения фигур.


Если одна из наблюдаемых в стереоскоп фигур более контурирована, чем другая, то более контурированная тормозит впечатление от другой, менее контурированной. Если различны фоны для каждой из наблюдаемых в стереоскоп фигур, то преобладает поле зрения той стороны, где большая конт­растность между светлотой фона и фиксируемой фигурой и т. д.

Нетрудно заметить разницу между двоением одиночного предмета, когда мы одновременно воспринимаем два пред­мета, удаленных друг от друга вглубь, и борьбой полей зре­ния при одновременном видении находящихся в одинаковой плоскости наблюдения. В первом случае человек фиксирует один объект, причем видит его правильно, т. е. как один объ­ект, а раздваивается побочный объект в поле зрения. Во вто­ром случае (в стереоскопе) глаза фиксируют два предмета, хотя бы и подобные, а слияние не происходит вовсе или является временным состоянием потому, что кора головного мозга рефлекторно препятствует неправильному отражению, каким становится одиночное изображение двух раздельных предметов. Работа коры головного мозга и проявляется в форме борьбы двух возбуждений с правого и левого глаза. Столкновение обоих процессов возбуждения порождает торможение в мозговом конце зрительного анализатора контрастные условия усиливают этот процесс взаимного торможения, а вместе с тем по закону положительной индукции тормо­жение одной стороны зрительного анализатора усиливает очаг возбуждения в другой стороне двуединого зрительного анали­затора. Борьба полей зрения и явление двойственности изобра­жения возникают у нормального человека в определенных условиях. За пределами рассмотренных выше условий они не имеют места. Но эти же явления могут возникнуть у нормаль­ного человека под влиянием алкоголя, отравления гашишем, мескалином и другими ядами. Действие этих веществ тормо­зит деятельность коры головного мозга и растормаживает функции нижележащих отделов центральной нервной системы. При общем торможении всей коры, в том числе и мозговых концов зрительного анализатора, происходит дизассоциация бинокулярного зрения. Отсюда можно сделать вывод о том, что нормальное взаимодействие возбуждения и торможения в коре головного мозга есть необходимое условие целост­ности бинокулярного зрения, в том числе и образование еди­ного плоскостного изображения одного предмета. Это положе­ние подтверждается клиническими наблюдениями над людьми с поражениями коры головного мозга (при органических забо­леваниях головного мозга). После тяжелых контузий (ушибов) и коммоций (сотрясений) головного мозга часто наблю­даются явления


 

двоения: с одной стороны — как результат борьбы полей зрения, а с другой — как следствие раздраже­ния не диспаратных, а корреспондирующих точек обеих сет­чаток.

Очевидно, тем большую роль должна играть кора голов­ного мозга в образовании целостного и рельефного (а не пло­скостного) изображения. В этом случае мы имеем не только единый, целостный образ одиночного предмета, но притом и весьма совершенный, так как отражаются как высота и ши­рина, так и глубина, рельефность и объемность предмета.

Если мы будем фиксировать объект а, то объект b, лежа­щий ближе сбоку по сравнению с а, будет раздражать диспа­ратные точки b1 и b2 (рис. 15). В этом случае диспаратность будет одноименной (так как изображение b падает слева от центральной ямки), и объект b кажется уже не двоящимся, но находящимся ближе и впереди a. Если при этом в поле зрения находится наиболее дальний объект с, то он будет видеться со­ответственно лежащим дальше а и также не будет двоиться. В этом опыте имеют место раздражения диспаратных точек, но несоответ­ствие раздражаемых точек не чрез­мерно, это умеренная диспаратность изображения. Кроме того, в этом случае умеренное несоответствие носит также односторонний харак­тер, так как в обоих глазах раз­дражения падают только на левые или только на правые половины обеих сетчаток.

Умеренная диспаратность раз­дражений обеих сетчаток сочетается с изменением конверген­ции зрительных осей при переносе их с переднего на задний план (или наоборот) видимого предмета. Представим, что перед нами куб, построенный из проволоки с таким расчетом, чтобы можно было свободно обозревать и задний план стерео­метрического тела. Пока мы будем фиксировать передний план, задний план будет двоиться, при переносе конверген­ции на задний план двоение будет отмечаться в отношении Среднего плана. Это двоение, возникающее при переносе кон­вергенции с одного плана на другой, будет устраняться благодаря образующейся в этом процессе временной связи между ощущениями разностности

13 Б. Г. Ананьев


Рис. 15. Одностороннее не­соответствие раздражаемых мест сетчатки (объяснения в тексте).

расстояния. Ощущение глубины образуется на основе замыкаемых временных связей между умеренным диспаратным раздражением обеих сетчаток и повторяющимся сведением зрительных осей обоих глаз (в пределах до 450 м расстояния от наблюдателя до фикси­руемого предмета). При фиксации дальних объектов умерен­ная диспаратность раздражений сочетается уже не с самими конвергентными установками глаз, а с их следами, сохранив­шимися в условнорефлекторном механизме глубинного ощу­щения.

Ощущение глубины заключается, как можно судить, в отражении разностности расстояния между двумя объектами или между передним и задним планом одного и того же объемного тела. Ощущение глубины видимого пространства представляет собой анализ переднего и заднего плана объекта, т. е. отражение проекционных отношений видимого простран­ства. Будет ли предмет казаться ближе или дальше фиксируе­мой точки (или плана объекта), зависит от знака бинокуляр­ного параллакса. Под бинокулярным параллаксом разумеется кажущееся перспективное смещение рассматриваемого объ­екта, вызванное изменением точки бинокулярного наблю­дения.

Величина угла бинокулярного параллакса определяет относительную удаленность объектов. Но этим не исчерпы­вается еще особенность бинокулярного параллакса. Другой особенностью является положение угла бинокулярного парал­лакса. При височном расположении угла имеет место соответ­ствие меньшей удаленности, при носовом положении — боль­шей удаленности объекта.

Наименьший угол бинокулярного параллакса, образуемый разноудаленными точками, является порогом ощущений глу­бины, по которому определяется абсолютная чувствительность к отражению глубины пространства. Чем меньший угол бинокулярного параллакса может быть ощущаем, тем выше уровень этой чувствительности глубинного зрения.

Однако бинокулярный параллакс и определяемый им порог глубинного


зрения нельзя объяснить периферическими механизмами диспаратности раздражения обеих сетчаток и конвергенцией. Больше того, сами эти явления перифериче­ского порядка обусловлены корковой деятельностью. Об этом свидетельствует, в частности, факт развития глубинного зрения. Дубинская экспериментально установила, что наибольший рост глубинного зрения падает на возрасты от 7 до 15 лет, т. е. на основные возрасты обучения в школе. Развитие наблюдения в процессе обучения, овладение основами геометрического


 

знания, навыками изображения проекцион­ных отношений в рисовании и т. д. впервые активно развивают у детей пространственное зрение. Еще Сеченовым было дока­зано, что пространственное зрение измерительно по своему характеру. Зрительное ощущение глубины пространства неразрывно связано с оценкой расстояния между видимыми предметами, с количественным видением этих расстояний.

Сеченов писал: «Чтобы выучиться этой форме зрения, человек ненамеренно, не сознавая того, что он делает, пускает в ход те самые приемы, которые употребляет топограф или землемер, когда снимает на план различно удаленные от него пункты местности».15 Вместо угломеров будут использоваться способные вращаться от виска к носу и обратно глаза. При этом человек, подобно топографу, мерит углы между образую­щимися зрительными линиями при конвергенции, но только не градусами, а мышечным чувством, связанным с передви­жением глаз. Точность этих чувственных измерений будет приблизительной, но она неизменно возрастает в процессе упражнения и достигает в конце концов высокого уровня.

Глубинное ощущение — основа глазомера или глазомерной съемки на план воспринимаемого пространственного поля. Бинокулярный параллакс есть «в сущности прием геометри­ческий, только с употреблением менее точного глазомера, чем при съемке местности. Кто верит в непреложность результа­тов геометрического построения, должен будет согласиться, что и в отношении только что разобранного вопроса глаз вос­производит действительность приблизительно верно».16

Понятно поэтому, что глубинное зрение возникает позже остальных форм зрительных ощущений, на их основе опираясь на уже сложившиеся знания о предметах и их оптических свойствах. Решающую роль в этом развитии играют знания и навыки в области геометрии, а еще ранее этих геометриче­ских знаний и навыков — изображение предмета в трех изме­рениях посредством рисования.

В силу измерительного характера глубинного зрения оно не останавливается в своем развитии на уровне, достигнутом в 15-летнем возрасте. Сравнение данных глубинного зрения подростков и взрослых доктором Коробко ясно говорит о дальнейшем совершенствовании глубинного зрения (см. табл. 3).

С возрастом развивается дальнейшее уточнение функции глубинного зрения, причем в большей степени растет глубин­ное зрение для относительной близи, чем для большей даль­ности, а также больше возрастает острота глубинного зрения в отношении вертикальных объектов, нежели горизонтальных. У







Date: 2015-09-18; view: 1372; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию