Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема гигиены полости рта и гигиенического воспитания населения
Из анализа существующих направлений первичной стоматологической профилактики явствует, что центральным звеном, на котором замыкаются все предложенные методы предотвращения заболеваний органов и тканей полости рта, является формирование здорового образа жизни. Непосредственно в формировании ЗОЖ участвуют три важнейших в стоматологии направления: гигиеническое воспитание населения, рациональное питание и устранение вредных привычек и неблагоприятных факторов внешней среды. Гигиеническое обучение и воспитание — неотъемлемая часть комплексной программы социального развития нашего общества, в которой важное место принадлежит знаниям и навыкам, обеспечивающим должное гигиеническое содержание полости рта. Гигиеническое воспитание включает в себя два неотъемлемых раздела: санитарно-просветительную работу и обучение методам гигиены полости рта (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А., 1986). Несмотря на то, что вопросы санитарно-просветительной работы постоянно находятся в поле зрения стоматологов, знания и навыки населения в вопросах физиологии, патологии, профилактики все еще находятся на низком уровне (Максимова О.П. с соавт., 1985; Касенова Л.Р., 1980; Белова Н.А., 1984; Федоров Ю.А., 1984). Это обусловливает нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за полостью рта (Виноградова Т.Ф., Липатова Л.С, 1975; Кадникова Г.И., 1976; Федоров Ю.А., 1979) и, как следствие, повышение поражаемос-ти кариесом и заболеваемости тканей пародонта (Харитон B.C. и соавт., 1981; Bellini, 1981). Так, анкетированием было доказано, что значение гигиены полости рта недооценивается не только детьми, но и родителями и педагогами (Боровский Е.В., 1983). Вместе с тем, дети стоматологов чаще чистят зубы, реже употребляют сладости, в этих семьях чаще говорят о здоровом образе жизни и значении ухода за зубами (Tala, 1984). Это, в свою очередь, отражается на более низком уровне поражения их зубов кариесом. Современное состояние проблемы первичной стоматологической профилактики, особенно у детей, настоятельно диктует дифференцированное проведение активных и пассивных форм санпросветработы среди различных групп населения (Белова Н.А., 1984; Сунцов В.Г., 1987) с обязательным соблюдением принципов преемственности (Келбауске-не Н., Стропене Г., 1980), разработкой средств наглядной агитации и широкого использования технических средств — радио, кино, телевидения, печатных материалов, создания объединенной информационной службы стоматологической профилактики и гигиены (Rizzutx, 1975). Задачи по решению вышеперечисленных проблем отражены в плане реализации неотложных вопросов профилактики и резолюции Всероссийского симпозиума «Первичная профилактика основных стоматологических заболеваний» (Омск, 1985). Имеющиеся сведения уже на современном этапе позволяют утверждать, что эффективность профилактики кариеса зубов существенно повышается в результате проведения рациональных методов санпросветработы. Так, проведение пяти уроков гигиены в сочетании со специальными методами профилактики позволили авторскому коллективу, возглавляемому профессором Ю.А.Федоровым (1984), снизить у школьников прирост кариеса на 40—50%, однако у учащихся техникума с другим уровнем усвоения — редукция почти в два раза ниже. Реализация с 1962 года гигиенической программы в итальянских школах и дошкольных учреждениях, еженедельное выступление представителя Комитета по государственному радиовещанию и телевидению, подготовка и деятельность 21400 гигиенистов — дали ощутимые профилактические результаты (Bellagarda, 1975). Причем, участие в воспитательной программе родителей и педагогов дает наилучшие результаты. Доказано, что уже после 2,5 лет планомерной работы у дошкольников вырабатываются тесные связи между знаниями, уровнем гигиены полости рта, привычками в рациональном питании и снижении стоматологической заболеваемости. Сочетание устной информации при проведении санпросветработы с видеозаписью, фильмами, слайдами, магнитной записью улучшает клинико-гигиенические результаты. Другим важным аспектом гигиенического воспитания населения является обучение и соблюдение гигиены полости рта. Профилактическое значение ухода за полостью рта не вызывает никакого сомнения, об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены (Васина С.А., 1983; Федоров Ю.А., 1984; Кадникова Г.И., 1984). Наглядным свидетельством профилактического значения гигиены полости рта являются исследования на добровольцах, у которых при исключении активных гигиенических мероприятий в присутствии углеводов в короткие сроки возникают множественные очаги деминерализации эмали (Fehr, 1970; Леонтьев В.К. с соавт., 1981), полностью исчезающие при последующем регулярном и тщательном уходе за зубами (Сунцов В.Г., 1986). Профессиональная и интенсивная гигиена полости рта при местной углеводной нагрузке (Сунцов В.Г., Недосеко В.Б., Бокая В.Г., 1980) полностью блокируют патогенетические механизмы развития начального кариеса зубов. Современная кулинарная обработка пищевых продуктов и характер пищи не способствуют процессу самоочищения полости рта и улучшению слюноотделения (Леонтьев В.К., 1978). В результате этого на твердых и мягких тканях накапливаются клейкие остатки пищи, являющиеся хорошей питательной средой для постоянно адаптирующейся микрофлоры полости рта, которая активно участвует в образовании вторичных приобретенных структур. Устранение этих структур, отрицательно воздействующих на полость рта (Пахомов Г.Н., 1982), возможно лишь при ее искусственном очищении. Для этого широко разрабатывается проблема средств и предметов гигиены полости рта, а также методы оценки качества гигиены. В настоящее время все более используется возможность придания средствам гигиены, наряду с очищающими свойствами, специального профилактического влияния путем внесения добавок, повышающих резистентность твердых тканей зубов (растворимые соли кальция и фосфата, фториды) или воздействующих на микрофлору полости рта (антисептики, ферменты, биологически активные вещества). Многообразие средств гигиены с различными профилактическими свойствами позволяют рекомендовать их дифференцированно с учетом возраста, состояния полости рта, индивидуальных привычек. Оптимальная гигиена возможна при выполнении ряда основных требований: обучение, регулярное соблюдение, контроль за правильностью выполнения (Овруцкий Г.Д., 1982). Несмотря на убедительные доказательства эффективности рациональной гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний, значительный ассортимент средств гигиены, процент населения, регулярно ухаживающего за зубами, не превышает 29—35% (Федоров Ю.А., 1984). Большинство обследованного населе- ния не располагает достаточными сведениями о гигиене полости рта и ее профилактическом значении. Это свидетельствует о том, что гигиеническое воспитание осуществляется недостаточно активно. Необходимы доступные формы и методы санпросветработы, остро стоит вопрос о создании «центров» гигиенического воспитания (комнат гигиены и профилактики), о выработке эффективных методов обучения, снабжения и разработки наглядных пособий и методических материалов. Все эти вопросы, наряду с подготовкой медперсонала, нуждаются в неотложном решении. Воспитательные мероприятия по профилактике кариеса зубов должны совершенствоваться по линии внедрения населению знаний о здоровом образе жизни, в том числе относительно органов полости рта, в выработке на их основе убеждений в необходимости его соблюдения, привитии навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии, в воспитании привычек к их соблюдению и контролю за правильностью их применения. Эти задачи ложатся на плечи врачей, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей. Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как проблемы этиологии и патогенеза кариеса зубов и болезней пародонта в значительной мере обусловлены отрицательными нравами и привычками человека относительно потребления углеводов, нарушений самоочищения полости рта, недостаточного уровня гигиены. Поэтому преодоление этих привычек путем гигиенического воспитания населения является важным этиотропным и патогенетическим направлением профилактики, одним из существенных для органов полости рта аспектов здорового образа жизни. Для совершенствования гигиенического воспитания с учетом все возрастающего потока информации и научных разработок возникает необходимость в создании гибкой системы, которая бы дала возможность стоматологам дифференцировать выбор форм, средств и методов применительно к различным группам населения. В этой гибкой системе необходимо выделять ключевые, основные группы населения, четко определяя задачи и формы гигиенического воспитания. По мере накопления опыта работы, расширения материально-технической базы количество групп можно увеличивать с дифференциацией методов и средств воспитания. Как показывает опыт, особенно тщательно нужно планировать и осуществлять систему гигиенического воспитания при проведении профилактических мероприятий у детей, чему в основном посвящены материалы настоящей главы. Однако излагаемые принципы можно широко использовать для любой другой группы населения. При организации гигиенического воспитания равнозначное внимание необходимо уделять двум основным группам важнейших и взаимодополняемых мероприятий: санитарно-просветительной работе и обучению методам гигиены полости рта (схема). Успешное проведение этих разделов гигиенического воспитания настоятельно диктует создание специальных центров — комнат гигиены и профилактики. Эти комнаты необходимо создавать в поликлиниках, дошкольных и школьных детских учреждениях. В зависимости от площади выделяемого помещения можно компоновать несколько вариантов таких комнат. При достаточной площади (25—30 м2) создается типовая комната гигиены и профилактики (см. приложение № 1), включающая несколько функционально-ориентированных зон. 1. Зона активного обучения рациональным методам гигиены 2. Зона активной информации — предусматривает установку 3. Зона пассивной информации — размещается на свободных 4. Профилактико-гигиеническая зона предусматривает установ
Схема 2 Организация санитарно-просветителыюй работы с населением
Санбюл-
летени
Стенды Выставки и другие
Схема 3 Обучение методам гигиены полости рта
•Детей, посещающих организованные коллективы Обучение методам гигиены полости рта на фантомах Обучение методам гигиены полости рта в комнате гигиены Обучение методам гигиены полости рта на лечебном приеме в кабинете Показ и обучение методам гигиены полости рта в комнате гигиены Показ и обучение методам гигиены полости рта в поликлинике (кабинет)
Демонстрация качества чистки зубов (контроль) Демонстрация качества чистки зубов (контроль) Контроль за соблюдением Контроль за соблюдением детьми гигиены полости рта в домашних условиях Рис. 1. Зона активного обучения методам гигиены полости рта
Рис. 2. Зона активной информации в комнате гигиены и профилактики
Рис. 3- Зона пассивной информации в комнате гигиены и профилактики Ямс. 4. Индивидуальные зубные щетки в штативах с маркировкой и набор средств гигиены и профилактики в комнате гигиены (профилакти-ко-гигиеническая зона)
5. Зона обследования и контроля эффективности гигиены и профилактики (рис. 5) включает установку и оснащение рабочего места стоматолога (универсальная бормашина с подводкой воды и канализацией, кресло, столик и т.д.), где можно осуществлять качественное обследование состояния полости рта до и в процессе специальных гигиенических и профилактических мероприятий.
При создании комнат гигиены в школах и детских дошкольных учреждениях более целесообразно на наш взгляд создавать их совмещенными с лечебным стоматологическим кабинетом на 1—2 кресла. Для этого нужна комната размером с обычный класс. Создание оптимального графика проведения санационной, профилактической, гигиенической работы позволяет на небольшой площади (что в условиях детских учреждений очень важно) компактно провести все разделы лечебно-профилактических мероприятий. Если в детском комбинате или школе нет возможности выделить отдельную большую комнату для этих целей, то всю необходимую наглядную агитацию можно разместить в одном из холлов помещения, а практические навыки по гигиене полости рта и применению специальных средств профилактики проводить в умывальной или приспособленной комнате. Можно для этого использовать раковины с зеркалами, которые по типовым проектам устанавливаются в количестве 7—10 перед столовой. Зубные щетки для обучения гигиене полости рта удобнее хранить в химических штативах вверх щетиной. Такие штативы с соответствующей маркировкой должны быть в каждом классе или группе и хранится в шкафах с ячейками. Date: 2015-09-18; view: 957; Нарушение авторских прав |