Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема гигиены полости рта и гигиенического воспитания населения





Из анализа существующих направлений первичной стоматологи­ческой профилактики явствует, что центральным звеном, на котором замыкаются все предложенные методы предотвращения заболеваний органов и тканей полости рта, является формирование здорового обра­за жизни. Непосредственно в формировании ЗОЖ участвуют три важ­нейших в стоматологии направления: гигиеническое воспитание насе­ления, рациональное питание и устранение вредных привычек и небла­гоприятных факторов внешней среды. Гигиеническое обучение и вос­питание — неотъемлемая часть комплексной программы социального развития нашего общества, в которой важное место принадлежит зна­ниям и навыкам, обеспечивающим должное гигиеническое содержание полости рта. Гигиеническое воспитание включает в себя два неотъем­лемых раздела: санитарно-просветительную работу и обучение мето­дам гигиены полости рта (Леонтьев В.К., Сунцов В.Г., Дистель В.А., 1986).

Несмотря на то, что вопросы санитарно-просветительной работы постоянно находятся в поле зрения стоматологов, знания и навыки на­селения в вопросах физиологии, патологии, профилактики все еще на­ходятся на низком уровне (Максимова О.П. с соавт., 1985; Касенова Л.Р., 1980; Белова Н.А., 1984; Федоров Ю.А., 1984). Это обусловливает нарушение элементарных гигиенических норм и правил ухода за поло­стью рта (Виноградова Т.Ф., Липатова Л.С, 1975; Кадникова Г.И., 1976; Федоров Ю.А., 1979) и, как следствие, повышение поражаемос-ти кариесом и заболеваемости тканей пародонта (Харитон B.C. и со­авт., 1981; Bellini, 1981). Так, анкетированием было доказано, что зна­чение гигиены полости рта недооценивается не только детьми, но и родителями и педагогами (Боровский Е.В., 1983). Вместе с тем, дети


стоматологов чаще чистят зубы, реже употребляют сладости, в этих се­мьях чаще говорят о здоровом образе жизни и значении ухода за зуба­ми (Tala, 1984). Это, в свою очередь, отражается на более низком уровне поражения их зубов кариесом.

Современное состояние проблемы первичной стоматологической профилактики, особенно у детей, настоятельно диктует дифференциро­ванное проведение активных и пассивных форм санпросветработы сре­ди различных групп населения (Белова Н.А., 1984; Сунцов В.Г., 1987) с обязательным соблюдением принципов преемственности (Келбауске-не Н., Стропене Г., 1980), разработкой средств наглядной агитации и широкого использования технических средств — радио, кино, телеви­дения, печатных материалов, создания объединенной информационной службы стоматологической профилактики и гигиены (Rizzutx, 1975). Задачи по решению вышеперечисленных проблем отражены в плане реализации неотложных вопросов профилактики и резолюции Всерос­сийского симпозиума «Первичная профилактика основных стоматоло­гических заболеваний» (Омск, 1985).

Имеющиеся сведения уже на современном этапе позволяют утвер­ждать, что эффективность профилактики кариеса зубов существенно повышается в результате проведения рациональных методов санпрос­ветработы. Так, проведение пяти уроков гигиены в сочетании со спе­циальными методами профилактики позволили авторскому коллективу, возглавляемому профессором Ю.А.Федоровым (1984), снизить у школьников прирост кариеса на 40—50%, однако у учащихся технику­ма с другим уровнем усвоения — редукция почти в два раза ниже. Реа­лизация с 1962 года гигиенической программы в итальянских школах и дошкольных учреждениях, еженедельное выступление представителя Комитета по государственному радиовещанию и телевидению, подго­товка и деятельность 21400 гигиенистов — дали ощутимые профилак­тические результаты (Bellagarda, 1975). Причем, участие в воспита­тельной программе родителей и педагогов дает наилучшие результаты. Доказано, что уже после 2,5 лет планомерной работы у дошкольников вырабатываются тесные связи между знаниями, уровнем гигиены по­лости рта, привычками в рациональном питании и снижении стомато­логической заболеваемости. Сочетание устной информации при прове­дении санпросветработы с видеозаписью, фильмами, слайдами, маг­нитной записью улучшает клинико-гигиенические результаты.

Другим важным аспектом гигиенического воспитания населения является обучение и соблюдение гигиены полости рта. Профилактичес­кое значение ухода за полостью рта не вызывает никакого сомнения,


об этом убедительно свидетельствуют данные специального изучения стоматологического статуса в зависимости от уровня гигиены (Васи­на С.А., 1983; Федоров Ю.А., 1984; Кадникова Г.И., 1984). Наглядным свидетельством профилактического значения гигиены полости рта яв­ляются исследования на добровольцах, у которых при исключении ак­тивных гигиенических мероприятий в присутствии углеводов в корот­кие сроки возникают множественные очаги деминерализации эмали (Fehr, 1970; Леонтьев В.К. с соавт., 1981), полностью исчезающие при последующем регулярном и тщательном уходе за зубами (Сунцов В.Г., 1986). Профессиональная и интенсивная гигиена полости рта при мес­тной углеводной нагрузке (Сунцов В.Г., Недосеко В.Б., Бокая В.Г., 1980) полностью блокируют патогенетические механизмы развития на­чального кариеса зубов.


Современная кулинарная обработка пищевых продуктов и характер пищи не способствуют процессу самоочищения полости рта и улучше­нию слюноотделения (Леонтьев В.К., 1978). В результате этого на твердых и мягких тканях накапливаются клейкие остатки пищи, являю­щиеся хорошей питательной средой для постоянно адаптирующейся микрофлоры полости рта, которая активно участвует в образовании вторичных приобретенных структур. Устранение этих структур, отри­цательно воздействующих на полость рта (Пахомов Г.Н., 1982), воз­можно лишь при ее искусственном очищении. Для этого широко раз­рабатывается проблема средств и предметов гигиены полости рта, а также методы оценки качества гигиены. В настоящее время все более используется возможность придания средствам гигиены, наряду с очи­щающими свойствами, специального профилактического влияния пу­тем внесения добавок, повышающих резистентность твердых тканей зубов (растворимые соли кальция и фосфата, фториды) или воздей­ствующих на микрофлору полости рта (антисептики, ферменты, биоло­гически активные вещества). Многообразие средств гигиены с различ­ными профилактическими свойствами позволяют рекомендовать их дифференцированно с учетом возраста, состояния полости рта, инди­видуальных привычек. Оптимальная гигиена возможна при выполне­нии ряда основных требований: обучение, регулярное соблюдение, контроль за правильностью выполнения (Овруцкий Г.Д., 1982).

Несмотря на убедительные доказательства эффективности рацио­нальной гигиены полости рта в профилактике основных стоматологи­ческих заболеваний, значительный ассортимент средств гигиены, про­цент населения, регулярно ухаживающего за зубами, не превышает 29—35% (Федоров Ю.А., 1984). Большинство обследованного населе-


ния не располагает достаточными сведениями о гигиене полости рта и ее профилактическом значении. Это свидетельствует о том, что гигие­ническое воспитание осуществляется недостаточно активно. Необходи­мы доступные формы и методы санпросветработы, остро стоит вопрос о создании «центров» гигиенического воспитания (комнат гигиены и профилактики), о выработке эффективных методов обучения, снабже­ния и разработки наглядных пособий и методических материалов. Все эти вопросы, наряду с подготовкой медперсонала, нуждаются в нео­тложном решении.

Воспитательные мероприятия по профилактике кариеса зубов дол­жны совершенствоваться по линии внедрения населению знаний о здо­ровом образе жизни, в том числе относительно органов полости рта, в выработке на их основе убеждений в необходимости его соблюдения, привитии навыков ухода за органами полости рта и поддержания их в здоровом состоянии, в воспитании привычек к их соблюдению и конт­ролю за правильностью их применения. Эти задачи ложатся на плечи врачей, среднего медицинского персонала, педагогов и родителей.


Гигиеническое воспитание в стоматологии играет очень важную роль, так как проблемы этиологии и патогенеза кариеса зубов и болез­ней пародонта в значительной мере обусловлены отрицательными нра­вами и привычками человека относительно потребления углеводов, на­рушений самоочищения полости рта, недостаточного уровня гигиены. Поэтому преодоление этих привычек путем гигиенического воспита­ния населения является важным этиотропным и патогенетическим на­правлением профилактики, одним из существенных для органов полос­ти рта аспектов здорового образа жизни. Для совершенствования гиги­енического воспитания с учетом все возрастающего потока информа­ции и научных разработок возникает необходимость в создании гибкой системы, которая бы дала возможность стоматологам дифференциро­вать выбор форм, средств и методов применительно к различным груп­пам населения.

В этой гибкой системе необходимо выделять ключевые, основные группы населения, четко определяя задачи и формы гигиенического воспитания. По мере накопления опыта работы, расширения матери­ально-технической базы количество групп можно увеличивать с диф­ференциацией методов и средств воспитания.

Как показывает опыт, особенно тщательно нужно планировать и осуществлять систему гигиенического воспитания при проведении профилактических мероприятий у детей, чему в основном посвящены


материалы настоящей главы. Однако излагаемые принципы можно ши­роко использовать для любой другой группы населения.

При организации гигиенического воспитания равнозначное внима­ние необходимо уделять двум основным группам важнейших и взаимо­дополняемых мероприятий: санитарно-просветительной работе и обу­чению методам гигиены полости рта (схема). Успешное проведение этих разделов гигиенического воспитания настоятельно диктует созда­ние специальных центров — комнат гигиены и профилактики. Эти комнаты необходимо создавать в поликлиниках, дошкольных и школь­ных детских учреждениях.

В зависимости от площади выделяемого помещения можно компо­новать несколько вариантов таких комнат. При достаточной площади (25—30 м2) создается типовая комната гигиены и профилактики (см. приложение № 1), включающая несколько функционально-ориентиро­ванных зон.

1. Зона активного обучения рациональным методам гигиены
полости рта оснащается в обязательном порядке 8—10 раковинами на
высоте не более 70 см от уровня пола и соответствующим количеством
больших зеркал над раковинами (рис. 1). Сверху над зеркалами долж­
ны быть размещены красочно оформленные правила ухода за полос­
тью рта, на видном месте — демонстрационная зубная щетка больших
размеров и увеличенные модели челюстей.


2. Зона активной информации — предусматривает установку
стандартной школьной мебели на 25—30 посадочных мест в центре
комнаты гигиены и профилактики, размещение диапроектора (киноус­
тановки) и экрана (рис. 2). Предназначена для проведения активных
форм санитарно-просветительной работы.

3. Зона пассивной информации — размещается на свободных
стенах комнаты гигиены и предусматривает создание постоянно дей­
ствующих выставок средств, предметов гигиены и профилактики,
стендов, таблиц, витражей с подсветкой, плакатов (рис. 3), вывешива­
ния памяток для различных групп населения. Предназначена для осу­
ществления пассивных и активных форм санитарно-просветительной
работы.

4. Профилактико-гигиеническая зона предусматривает установ­
ку шкафов с ячейками для размещения индивидуальных средств и
предметов гигиены полости рта, а также набор средств профилактики
и контроля качества гигиены (рис. 4). Индивидуальные зубные щетки
целесообразно хранить в химических штативах.


 




 

Схема 2 Организация санитарно-просветителыюй работы с населением


   
 
 
 


Родители   Дети
     
Санбюллетени   Плакаты
Стенды   Игры
Выставки   Стенды
и другие   Витражи
         
Санитарно-просветительная работа

Неорганизованное население

Организованное население

 

Родите­ли   Дети   Медра­ботники   Педаго­ги   Родители   Дети   Родители   Дети
Бесе­ды Высту­пления Лекции
Плакаты Игры Стенды Витражи
Беседы Уроки здоро­вья
Выступ­ления Лекции

Санбюл-

Выступ­ления

летени

Беседы
Беседы

Стенды

Выставки

и другие


 


 


 


 


 


Схема 3

Обучение методам гигиены полости рта


Обучение методам гигиены полости рта

Педагоги

Медицинские работники

Показ рациональной гигиены

Показ рациональной гигиены

Контроль за проведением детьми гигиены

Контроль за проведением детьми гигиены

Неорганизованное население

Приходящие с детьми на прием в поликлинику

Организованное население

•Детей, посещающих орга­низованные коллективы


Обучение методам гигиены полости рта на фантомах

Обучение методам гигиены полости рта в комнате гигиены


Обучение методам

гигиены полости рта

на лечебном приеме

в кабинете


Показ и обучение методам гигиены

полости рта в комнате гигиены


Показ и обучение методам гигиены полости рта в по­ликлинике (кабинет)


 


Демонстрация качества чистки зубов (контроль)


Демонстрация каче­ства чистки зубов (контроль)


Контроль за соблюдением
детьми гигиены в домаш-
___ них условиях


Контроль за соблюдением

детьми гигиены полости рта

в домашних условиях


Рис. 1. Зона активного обучения методам гигиены полости рта


 

 


Рис. 2. Зона активной информации в комнате гигиены и профилактики


 




Рис. 3- Зона пассивной информации в комнате гигиены и профилакти­ки


Ямс. 4. Индивидуальные зубные щетки в штативах с маркировкой и на­бор средств гигиены и профилактики в комнате гигиены (профилакти-ко-гигиеническая зона)


 




5. Зона обследования и контроля эффективности ги­гиены и профилактики (рис. 5) включает установку и осна­щение рабочего места стома­толога (универсальная борма­шина с подводкой воды и ка­нализацией, кресло, столик и т.д.), где можно осуществлять качественное обследование состояния полости рта до и в процессе специальных гигие­нических и профилактических мероприятий.

Рис. 5. Рабочее место врача-стоматоло­га в комнате гигиены и профилактики (зона обследования и контроля)

При создании комнат ги­гиены в школах и детских дошкольных учреждениях бо­лее целесообразно на наш взгляд создавать их совме­щенными с лечебным стома­тологическим кабинетом на 1—2 кресла. Для этого нужна комната размером с обычный класс. Создание оптимального

графика проведения санационной, профилактической, гигиенической работы позволяет на небольшой площади (что в условиях детских уч­реждений очень важно) компактно провести все разделы лечебно-про­филактических мероприятий.

Если в детском комбинате или школе нет возможности выделить отдельную большую комнату для этих целей, то всю необходимую на­глядную агитацию можно разместить в одном из холлов помещения, а практические навыки по гигиене полости рта и применению специаль­ных средств профилактики проводить в умывальной или приспособ­ленной комнате. Можно для этого использовать раковины с зеркалами, которые по типовым проектам устанавливаются в количестве 7—10 пе­ред столовой. Зубные щетки для обучения гигиене полости рта удобнее хранить в химических штативах вверх щетиной. Такие штативы с со­ответствующей маркировкой должны быть в каждом классе или группе и хранится в шкафах с ячейками.








Date: 2015-09-18; view: 957; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.02 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию