Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация санитарно просветительной работы





Санитарно-просветительная работа в различных детских коллекти­вах является весьма сложной задачей. Целью этого раздела гигиени­ческого воспитания является выработка у населения убеждения в необ­ходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе науч­ных знаний причин заболеваний, методов их предупреждения и под­держания организма в здоровом состоянии. Санитарно-просветитель­ная работа предшествует и сопутствует обучению гигиене полости рта, фундаментом которого она является. Только от убежденного в необхо­димости гигиены человека можно ожидать неуклонного и постоянного выполнения всех ее требований, закрепления их в полезную привычку.

Санитарно-просветительная работа в своей основе должна опи­раться на два основных направления: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение правил и методов здорово­го образа жизни.

Наиболее серьезные особенности в организации и проведении это­го раздела работы отмечаются при гигиеническом воспитании детского контингента. Они связаны с возрастным и социальным статусом детей, уровнем их психологических реакций. Вместе с тем, правильный про­думанный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает наилучшие результаты, он наиболее эффективен в привитии здоровых навыков на всю жизнь. Основой такого подхода яв­ляется комплексность воздействия санитарного просвещения на ребен­ка, в нем должны быть задействованы и в обязательном порядке актив­но участвовать четыре основные группы заинтересованных лиц: меди­цинские работники детских учреждений, педагогический* коллектив, родители и сами дети. Медицинские работники — особенно средний медперсонал — непосредственно участвуют во всех этапах профилак­тики и должны являться заинтересованными и активными помощника­ми стоматолога-организатора первичной профилактики. Педагогичес­кий коллектив участвует в организационной структуре проводимых ме­роприятий и также должен знать о характере и важности профилакти­ки, чтобы активно и заинтересованно помогать стоматологу. Родители должны в домашних условиях контролировать гигиену полости рта и регулировать пищевой режим. Дети — это непосредственный объект профилактики. Упущение даже незначительных этапов работы с лю­бым из этих звеньев может самым неблагоприятным образом отразить­ся на эффективности профилактических мероприятий.


 




При проведении профилактики не нужно забывать, что ею может и должно быть охвачено не только организованное детское население, но и неорганизованное, посещающее в индивидуальном порядке лечебные учреждения. В зависимости от этого дифференцируются методы и средства одного из разделов профилактики — гигиенического воспита­ния населения. Дифференциация должна осуществляться и при прове­дении санпросветработы. Прежде всего необходимо четко подразде­лять активные и пассивные формы работы и точки их приложения. К активным формам относятся методы непосредственного общения ме­дицинских работников (стоматологов) с населением — проведение уроков здоровья, бесед, выступлений, лекций, докладов. К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, ли­стовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимо­связь.

Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспе­чивает наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою оче­редь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на неограниченную ауди­торию. Недостатком ее является отсутствие обратной связи между спе­циалистами и населением. Однако, повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы санпросветработы.

Как активные, так и пассивные формы санпросветработы необхо­димо применять среди организованных групп детского населения (дет­ские комбинаты, школы) и неорганизованных детей, посещающих сто­матологические детские учреждения с родителями или без них. При­чем среди организованного населения эта работа осуществляется бо­лее эффективно, так как охватывает все четыре основные звена (медра­ботники, педагоги, родители и дети). Среди неорганизованного населе­ния следует ожидать меньшую эффективность, потому что участвует в работе только два звена (родители и дети).

Наиболее эффективными методами активных форм санпросветра­боты являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действен­ность зависит от непосредственного общения врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать соци­альные, профессиональные и индивидуальные особенности слушате­лей, степень их первичной подготовки, уровень усвояемости.


Беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детского учреждения — являются первым этапом активных форм


 


санпросветработы. В этих беседах необходимо объяснить цель и зада­чи профилактики в стоматологии, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществ­ления. Отдельно надлежит объяснить роль воспитателей и медицинс­ких работников детских учреждений в проводимой работе, подчерк­нуть, что от их участия, заинтересованности и требовательности во многом зависит успех и эффективность проводимых мер профилакти­ки. Необходимо также не торопясь, с научным подходом, доходчиво и убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При со­блюдении всех этих условий может быть достигнута цель — приобре­тение в лице педагогов, воспитателей и медработников убежденных со­трудников и помощников в осуществлении профилактики.

Вторым этапом активной санпросветработы в организованных коллективах являются беседы или выступления перед родителями. Удобнее всего это выступление организовывать перед родительским собранием. При этом нужно иметь в виду, что для данного этапа неже­лательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп. Выступление или беседа по профилак­тике должны решить две задачи: озаботить родителей состоянием зу­бов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.

Беседу желательно построить живо, интересно, со многими приме­рами, иллюстрациями, слайдами. Продолжительность ее не должна превышать 15—20 минут, чтобы такой же промежуток времени оста­вить для ответов на вопросы. Для решение первой задачи — озаботить родителей состоянием зубов их детей — необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приво­дят болезни зубов, челюстей, пародонта, нарушение прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профи­лактических мероприятий, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. В заключение беседы (выступления) врач должен призвать родителей быть его помощником в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприя­тий от совместных усилий. Особый акцент делается на контроль за культурой потребления углеводов и поддержание должного объема гиги­ены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний весьма целесообразно каждому родителю вручить соответствую­щие памятки-листовки, размноженные типографским способом.


Третьим этапом активных форм санитарно-просветительной рабо­ты являются беседы и уроки здоровья для детей. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти беседы (занятия) удобнее всего проводить с клас­сом (группой). В возрасте 2—4 лет они носят игровой характер, долж­ны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность де­тей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие ин­тонации. В возрасте 5—-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологи­ческими вмешательствами и знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения о необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно очищающего полость рта.


В школах санитарно-просветительная работа проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжи­тельностью 45 минут обычно включает и элементы второго раздела ги­гиенического воспитания — обучения методам гигиены полбсти рта. На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и зна­чении зубов в жизни человека, как работают зубы, когда прорезывают­ся и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычек. На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно 1—4 классов необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важ­но проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На втором уроке беседа может быть посвящена средствам и пред­метам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зуб­ная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и по­казать зубные щетки, пасты, порошки, правила пользования ими, мето­дику чистки зубов на моделях. В заключение второго урока нужно про­верить знания по этому разделу.

На третьем уроке здоровья, который должен быть посвящен прак­тическому обучению ухода за полостью рта, дети знакомятся с метода­ми контроля гигиены.

В средних и, особенно, в старших классах активная санитарно-просветительная работа приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на ра­зум слушателей. Старшеклассники приобретают серьезные знания по физиологии и анатомии полости рта, причинам и механизмам развития


 


заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно (фотографии, слайды) показать эстетические аспекты, воз­можность сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные формы санпросветработы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллектив­ный (группы детей) характер. Основной метод — беседы с детьми по вышеуказанной методике.

Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на две группы заинтересованных людей — это родители и дети. Частично в эти формы вовлечены медработники детс­ких учреждений и педагогический коллектив. В организованных груп­пах все средства пассивной агитации (санбюллетени, стенды, выстав­ки, плакаты, витражи, игровые компоненты и т.д.) целесообразнее со­средоточить в комнате гигиены. В поликлинике, где идет прием по об­ращаемости неорганизованного детского населения, эти средства дол­жны быть распределены равномерно, как в холле (коридоре) детского отделения, так и в комнате гигиены поликлиники. Содержание, уро­вень художественного исполнения, вид пассивной агитации может быть самым разнообразным и зависеть от местных возможностей. Но, тем не мене, они должны соответствовать и художественно дополнять цель и задачи активных форм санпросветработы.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных ме­роприятий должно быть воспитание у населения правильных убежде­ний и поступков в результате приобретения новых знаний, направлен­ных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику за­болеваний полости рта. Эта цель в общем виде имеет следующий вид: информация — знания — убеждения — поступки.







Date: 2015-09-18; view: 1184; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию