Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. Самоактуализация - (от лат
Самоактуализация - (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. из словаря к дисциплине Психология личности (5 семестр)
Самоактуализация – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно А. Маслоу, С. – желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Согласно К. Роджерсу, С. – обозначение той силы, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Самоактуализующийся человек – "полностью функционирующая личность". из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Самонаблюдение - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Возникает в процессе общения с другими людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. В современной психологии, данные С. не принимаются на веру, а учитываются в качестве фактов, требующих научного истолкования. Результаты С. могут фиксироваться в различных документах - письмах, автобиографиях, анкетах и др. С. не следует смешивать с интроспекцией как субъективным методом (см. Интроспективная психология). Результатом С. является в ряде случаев самоотчет - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают, свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять себя в возможно более выгодном свете. из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр)
Самоотношение – эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой – создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития. Отмечается, что критическим в формировании С. выступает подростковый возраст. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, С. является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обусловливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований (см. Новообразование) – рефлексии на себя, на других, на общество. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Саморазвитие - 1. Развитие собственных сил, физических и умственных, на основе самодеятельности, самостоятельных занятий. 2. Развитие, происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение (филос.). из словаря к дисциплине Введение в профессию (1 семестр)
Саморегуляция – (лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности. С. психическая – один из уровней регуляции активности этих систем, выражающий специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. В зависимости от вида деятельности и условий ее осуществления С. может реализоваться разными психическими средствами – чувственными конкретными образами, представлениями, понятиями и пр. Общие закономерности С. реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Саморегуляция. Психологическая саморегуляция - целенаправленное изменение работы различных психофизиологических функций, для осуществления которого требуется формирование особых средств контроля за деятельностью. из словаря к дисциплине Психология личности (5 семестр)
Самосознание – осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Как высший уровень развития сознания – основа формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Коротко С. можно определить как образ себя и отношение к себе. Эти образ и отношение неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самоусовершенствования. И одна из высших форм работы С. – попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни. Главные функции С. – это познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Самотрансценденция - термин, обозначающий выход за пределы собственного «Я» к другому человеку или к новому смыслу. из словаря к дисциплине Психология семейных отношений (8 семестр)
Самоэффективность - термин А. Бандуры, который обозначает ощущение индивидом своих способностей, своих возможностей справляться с определенным набором ситуаций, которые возникают в его жизни. из словаря к дисциплине Психология личности (5 семестр)
Сангвиник - темперамент в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. из словаря к дисциплине Психология личности (5 семестр)
Саногенное мышление – (от лат sano – лечить, исцелять) оздоравливающее мышление; стиль мышления, ведущий к снижению напряжения и стресса, способствующий разрешению конфликтных ситуаций и достижению согласия с окружающими и с самим собой. Авторы методики С. м. считают, что ход наших мыслей, может разрушать или, наоборот, улучшать человеческие отношения, здоровье, сопутствовать или препятствовать достижению успеха, что С. м. оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр)
Сапиентация – процесс возникновения современного вида человека Homo sapiens sapiens. Сопровождался как биологическими изменениями – увеличением мозга, округлением черепа, уменьшением размеров лица, появлением подбородочного выступа, – так и социокультурными новациями – возникновением искусства, символического поведения, техническим прогрессом, развитием языков. из словаря к дисциплине Антропология (1 семестр)
Сверх-Я - один из компонентов структуры личности в теории З. Фрейда, Высшая, но принадлежащая бессознательному, инстанция структуры психического, выполняющая роль внутреннего цензора. Складываясь в раннем детстве под влиянием воспитания, С.-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Эго ("Я") субъекта. Механизмом формирования С.-Я выступает идентификация со С.-Я родителей и других воспитателей. Отсюда следует, что С.-Я является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. С.-Я присущи несколько взаимосвязанных функций. К ним относятся: функция совести, функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести, и функция формирования Я-идеала. Если Эго поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно (Ид) и делает что-либо вопреки велению совести, то неизбежно наказание Эго в форме чувства стыда и раскаяния. Одной из функций С.-Я выступает формирование Я-идеала, с которым Эго (Я) соизмеряет себя, к которому стремится и чье требование постоянного самосовершенствования старается выполнить. С.-Я находится в постоянном антагонизме с Оно (Ид), запрещая Эго выполнять его стремления и желания. из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр) Секуляризованная этика - (греч. ethika, от ethos - обычай, нрав, характер и от позднелат. saecularis - мирской, светский), этика как философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, свободная от религиозных догматов о добре и зле. Этика как термин, обозначающий особую область исследования, впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией: "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи т.н. автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В XX в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла. из словаря к дисциплине История психологии (5 семестр) Семантическое пространство – (от греч. sêmantikos – обозначающий) система категорий сознания, при помощи которых происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. С. п. душевного мира человека содержит в себе множество подпространств – тех фрагментов внутреннего мира, которые соответствуют определенным фрагментам внешнего мира и жизненному опыту взаимодействия человека с ними. Повседневную жизнь человека, согласно Е.Л. Доценко, можно рассматривать как непрерывное путешествие (переходы) из одного С. п. в другое – по мере того, как человек относит (идентифицирует) себя к той или иной общности людей, обладающей сходными смысловыми характеристиками: потребностями, интересами, знаниями, привычками, установками и пр. Общее С. п. возникает как условие и результат понимания людьми друг друга. из словаря к дисциплине Методика преподавания психологии (5 семестр) Семинар – (от лат. seminarium – рассадник, питомник; переносное – школа), один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Кроме основного (семинар-обсуждение) называют и другие виды С., активизирующие деятельность студентов и позволяющие максимально включить в работу всех участников, например, В.С. Герасимовой выделяются: - семинар-дискуссия; - вопрос-ответная форма, при которой на вопросы преподавателя отвечают желающие, а затем преподаватель комментирует; - развернутая беседа на основе плана; - обсуждение кинофильмов, опытов, экспериментов, оформление текстового материала в таблицы, схемы и др.;- учебно-ролевые игры.
Date: 2015-09-18; view: 1928; Нарушение авторских прав |