Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приватизация. Для проведения глубоких экономических реформ необходимо было воссоздать в России частную собственность





Для проведения глубоких экономических реформ необходимо было воссоздать в России частную собственность. Фактически процесс приватизации уже шел, однако развивался стихийно и нелегально - посредством разворовывания государственного имущества через подставные фирмы, которым продукция продавалась по заниженным ценам. Реальную прибыль от такой приватизации получали не государство и не общество, а лишь руководители предприятий и ведомств. Административных рычагов, с помощью которых этот процесс можно было бы прекратить, уже не существовало. Остановить "директорскую" приватизацию могла лишь массовая приватизация на основе закона.

Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса. Предложения бесплатно передать предприятия в руки трудовых коллективов были отвергнуты, так как это, по мнению А. Б. Чубайса и его единомышленников, увековечило бы власть старых директоров и исключило бы переход предприятий в руки новых эффективных собственников. Кроме того, при этом от приватизации ничего не получали пенсионеры, работники бюджетной сферы (учителя, врачи и т. д.). Были разработаны три варианта приватизации.

По первому варианту 25% акций передавалось трудовому коллективу бесплатно, еще 10% - с 30%-й скидкой. Руководство предприятия могло приобрести по номинальной стоимости еще 5% акций. Под давлением директорского корпуса и законодателей был предложен второй вариант: трудовые коллективы получали 51% акций (контрольный пакет), но по цене, в 1,7 раза превышавшей номинальную. Собственником акций становился каждый работник в отдельности. Второй вариант приватизации позволил избежать массового сопротивления приватизации со стороны директорского корпуса. Третий вариант предусматривал право руководства предприятий выкупить по крайне низким ценам 40% акций. Однако этот вариант широкого распространения не получил, так как разрешался только в том случае, если директор твердо обещал избежать банкротства.

Акции, за вычетом перешедших в руки работников и руководителей предприятий, поступали в свободную продажу. Однако население не располагало необходимыми средствами для приобретения акций приватизируемых предприятий. Рассчитывать на приток иностранных инвестиций не приходилось, поскольку еще для иностранных инвесторов не были созданы надежные законодательные гарантии. Приватизация за деньги неизбежно растянулась бы на длительный срок. А либеральные реформаторы стремились ускорить приватизацию. В этой ситуации было принято решение о выдаче всему населению ваучеров. Каждый ваучер имел номинальную стоимость 10 тыс. рублей. Ваучеры можно было без ограничений обменивать на акции приватизированных предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. Ваучеры были введены указом президента в августе 1992 г. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. они были выданы населению. Ваучеры получили 97% граждан России.

25% ваучеров были вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же - проданы и перешли в руки юридических лиц, 50% - вложены членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Чековые фонды оказались менее выгодны, чем прямое приобретение за ваучеры акций приватизированных предприятий. На 25% ваучеров, вложенных в фонды, было приобретено лишь 10% акций. Часть фондов разорилась, некоторые оказались просто "финансовыми пирамидами". Отсутствие контроля за чековыми фондами явилось серьезной ошибкой реформаторов.

Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Когда ваучеры только выдавались, газеты печатали объявления об обмене двух-трех приватизационных чеков на квартиру, а реальные годовые доходы от ваучеров. вложенных в инвестиционные фонды, не превысили стоимости нескольких батонов хлеба. Дивиденды по акциям, приобретенным за ваучеры, оказались в большинстве случаев незначительными. Но ваучерная приватизация внесла решающий вклад в формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации.

Денежная приватизация началась с 1994 г. Политическая ситуация была неблагоприятна для привлечения инвестиций. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Дума. В этой ситуации были применены залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по низким ценам и доходы государства оказались чрезвычайно низкими. За это аукционы подвергаются резкой критике. По мнению либеральных реформаторов, залоговые аукционы принесли максимально возможную в 1995 г. прибыль и ускорили денежную приватизацию, а если бы стартовые цены были выше, предприятия вообще не удалось бы продать и государство не получило бы средств.







Date: 2015-09-18; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию