Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарождение и развитие восточного и западного типов философии





 

1. Особенности философии Древней Индии. Буддийская философия.

2. Философия Древнего Китая. Даосская и конфуцианская школы.

3. Особенности зарождения философии в Древней Греции. Основные школы ранней греческой философии.

4. Философия Сократа и Платона.

5. Философия Аристотеля.

6. Краткая характеристика школ послесократовского (постклассического) периода.

 

Основные понятия: натурфилософия, стихийный материализм; Веды, Упанишады, Сансара, Нирвана, Благородные истины, Дао, атомизм, апейрон, майевтика, диалектика, эйдос, Логос, форма, материя.

 

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии, необходимо обратиться к процессу ее становления, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества.

Историческую точку отсчета начала философии вряд ли можно определить точно, но можно выделить некоторые особенности развития науки, культуры, общественных отношений, стиля мышления, характерные для зарождения философии во многих цивилизациях древности.

Философия развивается как становление человеческого самосознания. В этом смысле «каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты единого целого … новейшая философия есть результат всех предшествующих принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение» [4].

То, что мы сегодня называем философией, во всех существующих цивилизациях исторически возникает почти одновременно – в период с VII по V век до н.э. По масштабам всемирного исторического процесса, насчитыва­ющего тысячелетия, это действительно почти одновременные со­бытия. Не случайно немецкий философ К. Ясперс говорит об осе­вом времени всемирной истории, когда почти одновременно в рам­ках многих культур происходит резкий поворот истории и появля­ется «современный человек», человек философствующий. Он «осоз­нает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним откры­вается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропас­тью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спа­сения... В эту эпоху были разработаны основные категории, которы­ми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей»[5]. Таким образом, зарождение философии представляет собой своеобразный социокультурный взрыв, отражающий кардинальные изменения, происходящие в сознании и мышлении человека и во всей культуре.

В настоящее время в истории философской мысли выделяют следующие ее основные типы:

ü философию Древнего Востока (Индии, Китая)

ü античную философию (Древней Греции)

ü философию Средневековья

ü философию эпохи Возрождения и Нового времени

ü развитие отечественной философии (со времен Киевской Руси по настоящее время)

ü зарубежную философию ХIХ – начала ХХI веков.

Для Востока характерны религиозные формы фило­софии и разработка главным образом этико-эстетической пробле­матики. Философское учение при этом преподносится как завер­шенное знание, не требующее дополнительного обоснования, и чаще всего – как система некоторых нравственно-религиозных кодексов и норм.

Рассмотрение восточного типа философии включает философию Древней Индии и Древнего Китая.

Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – Ведах. Веды состояли из 4 основных частей:

1. Самхиты (собрание молитв и гимнов):

Ригведа (Веда гимнов, обращенных к богам);

Самаведа (Веда напевов – описание правильного произнесения гимнов Ригведы);

Яджурведа (Веда жертвенных формул – описание правильного ритуала в котором произносятся гимны Ригведы);

Атхарведа (Веда заклинателей – собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и пр.)

2. Брахманы - толкования ритуалов и жертвоприношений – комментарии к ведам.

3. Араньяки – правила для отшельников.

4. Упанишады – философские трактаты, буквально «сидеть около учителя» - собственно Веданта.

Ведическая мифология – дофилософская форма мировоззрения, отражающая этапы развития родовых отношений, когда тождество человека и природы ведет к фиксации коллективных идей как свойств вещей природы и тела человека, доступных чувственному восприятию.

Так вещи природы несут зна­ки смысла для человека родового общества, т. е. родовая идеология как бы чувственно воспринимается. Традиции рода передаются через слово-миф, когда поются правила жизни; ритуал-жест, движение (танец); табу как ритм, по­рядок, длительность слов и движений. Миф, ритуал, табу — механизмы сохранения порядка, природно-родового организма вплоть до разложения родовых отношений.

Становление систематического сельхозпроизводства и развитие техники резко изменили порядок и ритм приро­ды и рода, привели к дистанцированию человека от сакраль­но-мифологического бытия природно-родового организма, а затем и к кризису родового мировоззрения. Его непосред­ственно- идеальный характер преоб­разуется в обобщающие понятия-образы, выражающие ди­алектику тождества и различия духовно-телесного макро- и микрокосма. Синтез мировоззренческих смыслов родо-природного бытия вырабатывается в категориях духовных и телесных предков. При этом смысл снимается с тела при­роды и становится объектом индивидуализированного фи­лософствования, переносится на почву личного духовного опыта и понимается как сущность, отраженная в слове и имени. Само слово, как образ-понятие, направлено на по­иски «бесконечной» основы самотворчества, хотя мысля­щий дух и ограничен телами космоса и человека, на кото­рых мудрец и объективирует смыслы возможного тожде­ства макро- и микрокосмоса. Все эти условия выполняются в Упанишадах, демонстрирующих переход от мифологичес­кого к философскому мировоззрению. Господствующее ме­сто в Упанишадах занимает новое истолкование явлений мира, согласно которому первоосновой бытия выступает безличное субстанциальное начало всего сущего – Брах­ман, отождествляемое также с духовной сущностью каж­дого индивида Атманом. Оба они отождествляются с чело­веческим «я». Следовательно, в своих высших духовных проявлениях он становится и богом, и космосом.

В эпический период философия в Индии превращает­ся в особую область знания, о чем пишет «Артхашастра» (III в. до н. э.), называя ее рационально-логическим знанием, в отличие от религиозных ведических текстов. Источники эпического периода: поэма Махабхарата, Рамаяна, свод законов Ману. Согласно Бхагавадгите (шестой книге Махабхараты), «Гита» — йога-шастра — этический трак­тат, где йога — волевое усилие, метод воспитания интел-шекта, основанный на познании духа. Согласно «Гите», вещи постоянно находятся в процессе становления. Устойчивым бытием обладает лишь Брахман. В сознании человека заложено нечто постоянное, т. е. каждое «я» причастнo вечному духу.

Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять: они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. (рис. 2.1.)[6]

 


ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ
Ортодоксальные (признающие авторитет вед)
Неортодоксальные (не признающие авторитет вед и базирующиеся на иных источниках)  
Признающие авторитет только вед
Миманса Веданта  
Признающие наряду с ведами и другие источники
  Санкхья Вайшешика Ньяя Йога  
  Буддизм Джайнизм Чарвака

 

 


Рис. 2.1. Древнеиндийская философия.

 

 


Кризис родовой идеологии определил начало классического периода индийской философии, связанного с творческой реконструкцией сакрально-мифологических элементов родового мировосприятия, выступающих предельными основаниями всей последующей культуры Древней Индии. Многообразие философских школ этого периода обычно классифицируется относительно Вед: неортодоксальные, отвергающие авторитет Вед (чарвака, джайнская, буддийская), и ортодоксальные, основанные непосредственно на текстах Вед (связанная с ритуальной стороной — миманса, придающая особое значение спекулятивной стороне Вед —веданта). Возникли школы, образованные на независимых основаниях: санкхья, йога, ньяя, вайшешика.

Неортодоксальные школы индийской философии при несомненной отрицательной позиции относительно основ­ной догматики ранних Вед, сохраняли преемственность и связь с Упанишадами. Выдающаяся религиозно-философская традиция Древней Индии — буддизм, которую основал Сиддхартха Гаутама – Будда («просветленный») в VI в. до н. э.

Буддизм отрицает бессмертие души и ее существова­ние. Душа, как и тело – следствие взаимодействия по­стоянно изменчивых элементов бытия – дхарм. Жизнь – бесконечно волнующийся океан, а факты духовно-матери­ального существования человека не имеют оснований. «Срединный путь» Будды основан на «четырех благород­ных истинах»:

1. Жизнь есть страдание.

2. Причина наших страданий – это наши желания.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.

4. Чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмеричным путем спасения Будды.

Восьмеричный путь Будды включал целостный образ жизни, основанный на единстве знания, добродетель­ности и поведения и завершаемый нравственным очище­нием человека в свете истины. Этапы восьмеричного пути – это правильные:

1. Взгляды – знание четырех благородных истин и буддийского учения в целом.

2. Решимость – твердое намерение преобразовать свою жизнь в соответствии с буддийским учением.

3. Речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов, фривольных разговоров.

4. Поведение – отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих желаний.

5. Образ жизни – обеспечение жизни только честным путем.

6. Усилия – постоянное стремление оставаться на истинном пути.

7. Направление мысли – постоянное осознание того, что все вещи и человеческое тело – преходящи.

8. Правильное сосредоточение – приводящее к состоянию совершенной невозмутимости, угашению страстей.

Такой образ жизни заключается в охране всего живого, непричинении зла, уважении чужой соб­ственности, целомудренности, правдивости, воздержанно­сти в еде и питье, отрицании светских удовольствий и раз­влечений, украшений, жизни в добровольной бедности, освобождении от всего, что приносит боль. Так и достига­ется состояние нирваны как полной невозмутимости, сво­боды от внешнего мира и мыслей о нем.

В I в. до н.э. в буддизме произошел раскол на два основных направления: хинаяну – узкий путь спасения и махаяну – широкий путь спасения.

В начале новой эры буддизм становится государственной религией и вы­ходит за границы Индии. Во втором тысячелетии новой эры он утвердился в качестве официально признанной религии в большинстве стран Юго-Восточной Азии.

Общим тезисом для философских систем Древней Индии и Древнего Китая является признание изначальной несвободы человека. В этом – неустранимая причина его страданий. Но если индийские философы искали пути индивидуального решения этой проблемы, то китайские, как правило, – пути коллективного решения.

Китайская философия сложилась на рубеже VIII - V вв. до н.э. (Чуньцю) — V – III вв. до н.э. (Чжанго). Свое начало она ведет от первых философов даосизма, конфуцианства и авторов учения «Книги Перемен».

В историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии. Периодизация осуществляется по нескольким основаниям:

1. История китайской философии подразделяется на хронологические и содержательные периоды по порядку смены правящих династий (например, «философия периода Чуньцю – Чжанго», «философия периода двух династий Хань», «философия периода Вэй, Цзинь» и др.) – т.е. мерами политической истории.

2. В основу периодизации кладется европейская линейная матрица со смещением хронологических ориентиров. Здесь выделяются четыре периода развития китайской философии:

· Древний – XI – III вв. до н.э.

· Средневековый – III в. до н.э. – XIX в. н.э.

· Новый – сер. XIX в. – 4 мая 1919 г.

· Новейший – 4 мая 1919 г. – по настоящее время.

3. Периоды в зависимости от изменения содержания основных направлений. Например: древнее или раннее конфуцианство, официальное конфуцианство, сунское неоконфуцианство, современное неоконфуцианство, ранний философский даосизм, религиозный даосизм, древняя ицзинистика, сунская ицзинистика и др.

Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами китайцы говорили о существовании «ста школ». Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная принадлежит китайскому «отцу истории» Сыма Цань (II вв. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии (см. таблицу 2.1.), основными из которых стали впоследствии конфуцианство и даосизм.

У китайской философии общее происхождение, общий корень – культура Дао, которую исторически рассматривали с различных мировоззренческих позиций: как нравственную, этическую основу социального порядка, так и начало бытия, первопричину вселенной. Буквальное значение термина «Дао» - «путь».

Часто основателями различных школ являлись политические китайские деятели (министры, сановники, послы). Это привело к тому, что вопросы управления страной, отношений между различными классами и социальными группами населения в обществе, заняли господствующее место в китайской философии и определили сугубо практический подход к жизни общества. Вопросы управления обществом, отношения между различными социальными группами, - вот что преимущественно интересовало философов Древнего Китая. Другая особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, т.к. философы, как правило не считали нужным обращаться к материалам естествознания.

 

Таблица 2.1[7].

Школы древнекитайской философии.

 

Школа Основная проблематика
Школа Инь-Ян Философия природы (натурфилософия), проявление в природе Инь и Ян, их взаимодействие
Конфуцианство Этико-политическая проблематика
Моизм Социально-политическая проблематика
Школа имен Проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями
Легизм Законы, управляющие жизнью общества и способы управления людьми
Даосизм Природа и сущность Дао и Дэ, их проявления в природе и обществе

 

Золотым веком китайской философии называется период VI–III в. до н.э. Именно в этот период формируются основные философские школы, оказавшие затем громадное влияние на все последующее развитие китайской философии – конфуцианство и даосизм.

Основоположником конфуцианства был Конфуций (ок. 551 – 479 гг. до н.э.). Он был родом из аристократической, но обедневшей семьи. Начав учиться в возрасте 15 лет, получил хорошее образование. Имея примерно в 50-летнем возрасте достаточно высокий чиновничий ранг, вынужден был подать в отставку из-за политических интриг. Последние годы жизни посвятил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древнейших текстов, лежащих в основе китайской культуры.

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга «Лунь-Юй «(«Беседы и суждения») – составленная учениками запись бесед Конфуция с ними.

Философия древнего конфуцианства и его традиции в мировоззренческо-ценностной ориентации обращены в будущее, идеалом которого выступает сильное государство и богатое общество. Конфуцианство представляет собой, прежде всего, этико-философское учение, центральное место в котором занимает концепция «благородного мужа», противопоставляемого «низкому человеку» (см. таблицу 2.2.).

Таблица 2.2[8].

Date: 2015-09-18; view: 923; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию