Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи философского познания
1 Предмет, разделы и функции философии. 2 Мировоззрение, его сущность и структура. Исторические типы мировоззрения. 3 Основные философские проблемы: понимание мира и человека, отношение мышления к бытию. Материалистическое и идеалистическое решение этих проблем. 4 Специфика философского мышления. Проблема метода в философии. Основные понятия: философия, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, онтология, гносеология, эпистемология, аксиология, антропология, логика, этика, эстетика, материализм, идеализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, дуализм, агностицизм, иррационализм. Философия – одна из самых древних и интереснейших областей человеческого знания, духовной культуры. Она насчитывает около 25 столетий своей истории. Впервые термины «философ», «философия» появляются в трудах древнегреческих ученых. Известно, что среди них первым назвал себя философом великий древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.), а в качестве названия особой науки термин «философия» употребляется впервые Платоном (428/427–347 гг. до н.э.). Термин «философия» – греческого происхождения (от слов «phileo» – люблю, «sofia» – мудрость), буквально означает – «любовь к мудрости», но более точно он переводится как «стремление к истине». В древности понятие мудрости имело возвышенный смысл. Оно означало стремление к особому интеллектуальному постижению мира, основанному на знании и бескорыстном служении истине. Причем мудрость означала не простое накопление механической суммы знаний отдельных вещей, а стремление понять мир как целостный и единый в своей основе. Философия как любовь к истине и мудрости стала синонимом зарождающейся теоретической мысли. По своему содержанию она представляла собой нерасчлененное знание и включала в себя всю совокупность знаний о мире и человеке: начала математики, астрономии, медицины и др. Так, например, первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии Фалес (624–547 гг. до н.э.) был выдающимся математиком, геометром, гидротехником, строителем мостов, астрономом. Ему принадлежит заслуга в исчислении 365 дней в году, в объяснении причин затмений Солнца, в предсказании затмения в 585–584 гг. до н.э. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного мира. С момента оформления философии начала определяться и структура философского знания (см. рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Основные разделы современной философии. Современная философия и наука тесно взаимосвязаны. Первую попытку выделить философию как особую область теоретического знания и определить его специфику сделал Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Аристотель считал, что «есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что присуще, этой части...»[2]. В отличие от частных наук, философию в собственном смысле слова («первую философию») он определил как учение о всеобщих началах бытия, его первопричинах и первопринципах. Современная философия как вид научного знания многофункциональна. Но особое значение имеют две ее функции – методологическая и мировоззренческая. Методологическая функция – это разработка стратегии исследования в области всех частных наук, а также системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Здесь также отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Мировоззренческая функция - формирование системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации Кроме того, выделяют еще целый ряд функций философии. Теоретико-познавательная (гносеологическая) функция обеспечивает приращение новых знаний о мире. Ценностно-нормативная функция призвана сохранять, постоянно передавать общечеловеческие ценности и определять нравственные нормы в современном обществе. Прогностическая функция реализуется в построении моделей будущего. Существенное место занимает интегративная функция философии, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний – практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Овладение философским мышлением позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных событий. Отличительной особенностью философского познания является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность. Основное назначение философии – научить человека самостоятельно и творчески мыслить, правильно оценивать свой возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит в окружающей действительности. · Итак, философия – это особый способ теоретической деятельности, заключающийся в мыслительном постижении реальности как целого, оперирующий категориями и направленный на выработку универсального мировоззрения и вытекающих из него принципов теоретического и практического отношения человека к миру. Более чем за 2000 лет понимание предмета философии исторически изменялось. Тем не менее, на всем протяжении своей истории, философия сохранила определенные, устойчивые, только ей присущие особенности. Коренными философскими вопросами всегда являлись вопросы, на которые не всегда можно найти ответ только научными средствами. Например: Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное? Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир? Что такое истина? Какова природа человека? Что такое общество и как лучше подойти к его устройству? Что такое добро и зло? Что такое совесть, честь, долг, справедливость, красота? В чем счастье человека? Что такое прогресс и каковы его критерии? Сама постановка таких вопросов, а также поиск ответов на них относится к области мировоззрения. Прежде всего, необходимо отметить, что мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Процесс выработки мировоззрения является общественной потребностью. На определенном этапе развития осознание человеком мира, в котором он живет, самого себя и своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального прогресса. Мировоззрение в широком смысле, в широком общественно-историческом масштабе представляет собой совокупность преобладающих в тот или иной период истории предельно общих взглядов на мир и человека в их сложных соотношениях. В мировоззрении сплавлены особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру: его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки и более или менее целостное понимание человеком мира и самого себя. Именно мировоззрение как сложное социальное образование, интегральное по своему содержанию, становится ядром как индивидуального, так и общественного сознания, которые диалектически взаимосвязаны. Мировоззрение в значительной степени определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации и т.д. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее. Мировоззрение формируется как особого рода отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. Оно, как и вся жизнь людей в обществе, носит исторический характер. Известно, что одной из древнейших форм восприятия мира в его целостности, нерасчлененности выступает миф. Для первобытного сознания характерным является не противопоставление себя природе, а, скорее, отождествление с нею, осознание собственной включенности в нее. Характерным для мифологических представлений является отражение зрительной, «наружной» стороны предметов. «Мифотворческий образ – производное именно мифотворческого мышления со всеми законами мифотворческого восприятия пространства, времени и причины, с его слитностью субъекта и объекта»[3]. Как форма целостного, синтетического восприятия мира миф является формой сознания, адекватной первобытной эпохе, а следовательно, он не только пытается объяснить мир, но и выполняет некоторые регулятивно-прагматические функции, так как его предписания не требуют дополнительного обоснования. Философия хотя и строится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, тем не менее, сохраняет с ним изначальное родство. Именно этим объясняется поэтичность античной философии, которая, как абстрактное мышление, вырастает из мышления образного. В философию переходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, признает некие абсолютные истины, что придает философским принципам черты категоричности, свойственные мифологическим представлениям. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование особых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться действительностью. Итак, миф как первая историческая форма целостного понимания мира на уровне первобытного сознания был одним из важнейших источников философского знания. Подвергшись определенной рациональной интерпретации, ряд особенностей мифологического сознания перешел в философию. В первую очередь – поэтическое, образное восприятие мира, которое очень важно для каждого человека при его стремлении к целостному ощущению бытия. В то же время в противовес мифу с его неразделенностью субъектно-объектных отношений философия с самого начала выступает как рациональная форма постижения бытия. Итак, философия довольно была тесно связана с мифологией и религией. В Вавилоне из шумерской мифологии и эпоса зарождаются философские представления о мире и месте в нем человека. В Древнем Египте, который оказал такое сильное воздействие на греческую философию, существовали элементы философского знания, связанные с процессами демифологизации. В Иране именно в этот период возникает зороастризм с его учением о зависимости устройства мира и торжества справедливости в нем от свободной воли человека. В Индии в VI в. до н.э. возникают классические ортодоксальные философские системы, такие, например, как веданта, йога. В тот же период появляются неортодоксальные философские системы джайнизм, буддизм, санкхья. В Китае в VI–V вв. до н.э. возникают конфуцианство (Конфуций, Сюн-цзы, Мэн-цзы), моизм (Мо-цзы), даосизм (Лао-цзы) и почти все известные нам варианты философского постижения мира от скептицизма до материализма и нигилизма. В Древней Греции в VIII в. до н.э. в творчестве Гомера и Гесиода обнаруживаются первые элементы философского подхода к миру. Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизационное значение. Греческая культура, в которой центральное место принадлежало философии, своими рационалистическими традициями предопределила рационально-технологический путь развития современной цивилизации (связанный как с огромными достижениями, так и просчетами, вплоть до угрозы самому существованию человечества), по которому, нравится нам или нет, идет и сегодняшний мир. Итак, история духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся: религиозное, мифологическое, жизненно-практическое, философское и научное (рис. 1.2). Каждый из названных типов мировоззрения – это видовые понятия по отношению к мировоззрению вообще, которое является понятием родовым. Таким образом, понятия мировоззрение и философия не тождественны между собой. Мировоззрение – понятие более широкое, чем философия. Философия – это один из социально-исторических типов мировоззрения. Далее следует отметить, что каждый исторический тип мировоззрения имеет свои материальные, социальные и гносеологические (т.е. теоретико-познавательные) предпосылки и представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование единого Бога. Религиозное мировоззрение в форме христианства (1 в. н.э.), ислама (7 в. н.э.), иудаизма, буддизма (6–5 вв. до н.э.) широко распространено в разных странах мира. Религия – это сложное явление духовной культуры. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.
Рис. 1.2. Основные типы мировоззрения Религия играет значительную роль в оформлении гуманистической идеологии. Способом существования религиозного сознания является вера. Качественной характеристикой религиозного мировоззрения является обоснованность и аргументированность миропонимания, способность четко определять смыслы основных ценностных категорий. Мифология – это разновидность язычества – нерасчлененная, единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях развития современного общества. Мифы были попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества через одушевление природных сил, поклонение духам (богам), управляющим миром и судьбами людей. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, продукт народного художественного творчества, передававшиеся преимущественно в устной форме и не содержавшие определенных нравственных норм и ценностей. Необходимо отметить, что мифология и религия – принципиально разные вещи, которые можно назвать даже противоположными по своей сущности. Объективное единство мира находит свое выражение во всеобщих законах его развития. Философия раскрывает, исследует эти всеобщие законы развития природы, общества и мышления. В отличие от частных наук, философия изучает не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям окружающей действительности, а наиболее общие для всех предметов и явлений свойства, отношения и связи. Для обозначения этих свойств, явлений и связей она вырабатывает соответствующие им логические понятия – философские категории: бытие, сознание, время, бесконечность и другие. Философское мировоззрение выступает в категориальной форме. Философские категории не имеют чувственного аналога, их можно только мыслить. Отличительной чертой законов и категорий, исследуемых философией, является наивысшая, предельная степень их общности. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах. Далее необходимо отметить, что философия, как форма теоретического знания, разрабатывает систему принципов, законов и категорий, которые являются ее теоретическим инструментарием познания и объяснения мира. Причем отличительной особенностью философского познания как основы мировоззрения в противоположность мифологии, а также обыденному сознанию является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность. Философия – это учение о сущности мира и о человеке. Изначальный рубеж философии – это не мир и не человек, взятые сами по себе, а система отношений «мир – человек». Для философии принципиально важно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. На этой основе формируется наиболее ярко выраженная и теоретически заостренная в философском мировоззрении особенность – его биполярность. Великое множество философских проблем в конечном итоге нацелены на понимание субъектно-объектных отношений, различных форм взаимодействия человека и мира. Многоаспектная большая проблема «мир – человек» (ее различные варианты: бытие – мышление, физическое – психическое, материальное – идеальное, дух – природа, объективное – субъективное и т. п.) является в философии универсальной. Следовательно, система отношений «мир – человек» выступает как общая формула, которая фокусирует смысл практически любой философской проблемы. Необходимо обратить особое внимание на принципиальную проблему философского знания, его вариативный характер. Если для здравого смысла «нет проблем», и то или иное положение принимается как само собой разумеющееся, то философ, наоборот, ставит, формулирует проблему, предлагая то или иное решение. Причем принципиальная проблемность философского знания обусловлена самим предметом философии. Философия схватывает сущность мира и его познания в наиболее общих и принципиальных чертах. Новая история научного познания свидетельствует о том, что чем фундаментальнее и абстрактнее научная теория, тем в большей степени она приобретает характер проблемного знания. Именно проблемное знание и выступает формой развития философии. Чтобы лучше разобраться в содержании основной философской проблематики, необходимо рассмотреть отношение сознания к материи и духа к природе в двух аспектах. Во-первых, надо выяснить: что порождает что – сознание является порождением и свойством материи, или, наоборот, материя, внешний мир есть порождение сознания. Во-вторых, необходимо выяснить: является ли содержание сознания отражением внешнего мира, более или менее верным или нет. Вот почему основной вопрос философии имеет две стороны: Date: 2015-09-18; view: 1608; Нарушение авторских прав |