Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эволюционная концепция Тейяра де Шардена
Среди христианских ученых наиболее удачную трактовку эволюционной теории предложил Пьер Тейяр де Шарден (1881–1995). Видный христианский ученый, палеонтолог, палеоантрополог, биолог, археолог, физиолог высшей нервной деятельности, одновременно член Ордена иезуитов, долгое время находившийся в опале, Пьер Тейяр попытался на уровне современной ему науки соединить научное понимание происхождения человека с библейскими представлениями. Первым среди ученых-христиан Тейяр де Шарден считает, что человек является продуктом длительной эволюции мира, который в его философии предстает как саморазвивающаяся материальная система. В своей книге «Феномен человека» пытается преобразовать религию в соответствии с современной наукой. По его мнению, эволюция проходит этапы: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Духовное начало присуще всему сущему, даже атому. Оно источник эволюции. Порывая с традиционными религиозными схемами, Тейяр широкими мазками создает общую картину эволюции Вселенной, выделяя на каждом этапе ее развития «критические точки». При этом история человечества предстает в качестве высшего этапа эволюции космоса. Хотя Пьер Тейяр де Шарден не отказывается от идеи сотворения мира Богом, однако это у него выглядит иначе, чем в Библии. Мир Тейяра возникает не из материи, а из так называемой «ткани универсума» – одухотворенной материи. Каждая элементарная частица, согласно этой философии, имеет «материальную» внешнюю сторону и внутреннюю «духовную» сторону, которая и направляет эволюцию космоса к определенной цели. Данный процесс регулируется и направляется из единого центра – «пункта Омеги», так называемого «духовного Полюса Мира». Этим полюсом становится, в конечном счете, Бог. Как видим, Тейяр дал новый вариант теологического и телеологического истолкования эволюции. Наиболее полный ответ на данный вопрос студент может найти в следующих источниках [1; 6; 7]. Студент должен понять, что Бог у Тейяра лишен антропоморфных, человекоподобных черт, которыми наделен библейский Бог, и выступает в виде энергии, которая не творит мир из ничего, а помогает ему развиваться согласно законам природы, не нарушая принципа естественной причинности. Этот Бог растворен в природе, натурализован. Но эта точка зрения не приемлема для официальной доктрины. Растворяя Бога в природе и одухотворяя ее, тем самым можно прийти к мысли о возможности ее самостоятельного развития. Чтобы как-то выйти из этого противоречия, Тейяр де Шарден разместил «пункт Омега» одновременно внутри мира и вне его и стал трактовать его как «естественно-сверхъестественного Христа эволюции», как сверхличность. Но такое представление, с одной стороны, мистифицирует научную концепцию эволюции, а с другой, далеко от христианского представления о Боге. Тейяр де Шарден рассматривает человека и как природное существо, и как носителя «мистической радиальной энергии». Человек в его философии, как духовное мыслящее существо, стремится объединиться с людьми, а затем с Иисусом Христом. Приобщение человека к Иисусу Христу делает его личностью. Современные христианские философы под влиянием эволюционной теории и уже имеющихся ее интерпретаций (в том числе и тейяровского варианта) вынуждены в настоящее время иначе интерпретировать вопросы происхождения человека, нежели в прошлые времена. Учение Тейяра де Шардена получило распространение особенно в среде интеллигенции и стало наиболее влиятельным религиозным направлением в 70-е – 80-е годы ХХ века. Дополнительную литературу студент может найти в следующих источниках [6; 7; 8]. Литература
1. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 200 с. 2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с. 3. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. 4. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1999. 5. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999. 6. Мень, П. О Тейяре де Шардене / П. Мень // Вопросы философии. – 1990. – № 12. 7. Тейяр де Шарден. Божественная среда / Тейяр де Шарден. – М.: Политиздат, 1992. – 306 с. 8. Тейяр де Шарден. Феномен человека / Тейяр де Шарден. – М.: Политиздат, 1993. – 414 с.
Date: 2015-09-18; view: 905; Нарушение авторских прав |