Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учение Н. Макиавелли об этике и государстве





 

Исторический процесс, его этапы, своеобразие социальных составляющих предстали в воззрениях мыслителей Возрождения в оригинальных трактовках и разнообразии подходов. Одним из самых выдающихся представителей философской теории в сфере политики был Макиавелли.

Николо ди Бернардо Макиавелли (1469–1527) полностью освободился от религиозных иллюзий. Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий. Главными философскими произведениями в его наследии являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь». Исследуя государство и природу царящих в нем законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Божественного предопределения политического существования. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т. е. находятся в вечном круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели. Возникновение общества, государства и морали Макиавелли объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит во многом от того, как он приспособился к условиям общественной среды. Судьба определяет лишь часть поступков, людям предоставляется право и свобода выбора поведения.

Применив принцип оправдания используемых политиком средств теми целями, которые он ставит перед собой («цель оправдывает средства»), Макиавелли подводит базу под произвольное толкование любых политических действий. Однако философия Макиавелли не означает оправдания насильственной и аморальной политики любого правителя и в любые времена. «Когда речь идет о спасении Родины, не следует принимать во внимание никакие соображения о том, что справедливо и что несправедливо, что милосердно и что жестоко, что похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем прочем, действовать так, чтобы спасти ее существование и ее свободу». Но впоследствии ссылками на мыслителя нередко пытались оправдать факты жестокости, самовластия, деспотизма. По мнению Макиавелли, государь должен использовать нормы морали в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», то государь должен лишь добиваться репутации добродетельного правителя и избегать пороков, которые могут лишить его власти, «не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо».

Студент при рассмотрении данного вопроса может использовать следующую литературу [2; 3].

Необходимо также отметить, что Н. Макиавелли впервые разработал светскую концепцию политики и государства, поставив во главу угла принцип политического реализма. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности и определяет ее не Бог и христианская мораль, а сама практика, естественные законы жизни и человеческой психологии. Н. Макиавелли приходит к пониманию того, что, в конечном счете, в основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть и стремление к обогащению.

Макиавелли четко сформулировал положение, которое в наше время стало хрестоматийным, а именно основной вопрос политики есть вопрос о власти. Понятно, что речь идет о государственной власти.

С точки зрения Макиавелли, цель интересов государства, защита общего интереса, общего блага.

Анализируя политическую жизнь конкретного общества, Макиавелли отмечал, большое влияние в ней борьбы противоположных социальных групп: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводил и конкретные формы государства:

1) Правильные (монархию, аристократию и демократию);

2) Неправильные (тиранию, олигархию, и «распущенность»).

В качестве идеала Н. Макиавелли выдвигал смешанную форму государства, в которой бы сочетались монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Дополнительную литературу можно найти в следующих источниках [5; 6].

 

Литература

 

1. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 200 с.

2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с.

3. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 284-292.

4. Философия: учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2002. – С. 3–30.

5. Філософія: курс лекцій. – М.: Центр, 1999.

6. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М., 1991.

 

 

2.9 Русская религиозная философия конца ХІХ – начала ХХ века

 

ПЛАН

2.9.1. Философские и социально-политические взгляды славянофилов и западников.

2.9.2. Концепция положительного «всеединства» В. Соловьева. Идея богочеловечества.

2.9.3. Философия свободы Н. Бердяева.

Основные философские категории: Всеединство, теософия, София, Логос, теократия, теургия, богочеловечество, богочеловек, иррациональная свобода, рациональная свобода, свобода любви к Богу.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 436; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию