Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Религиозная философия ХХ века
ПЛАН 2.10.1. Неотомизм – официальная современная философская доктрина Ватикана. 2.10.2 Эволюционная концепция Тейяра де Шардена. 2.10.3Этические проблемы религиозной философии. Основные философские категории: Томизм, неотомизм, тейярдизм, «точка Омега», «град земной», «град божий», креационизм, эволюция
2.10.1 Неотомизм – официальная современная философская доктрина Ватикана
Во второй половине ХХ в. происходит активизация религиозных философских течений. Наиболее влиятельной религиозной философией становится неотомизм. Название идет от имени средневекового философа Фомы Аквинского. Неотомизм получил статус официальной философской доктрины Ватикана после опубликования в 1879 г. энциклики папы Льва ХІІІ «Acterni patris». Неотомисты утверждают, что общие понятия (универсалии) предшествуют вещам в божественном разуме, существуют в вещах и в человеческом сознании, поскольку оно познает вещи. Универсалии – это субстанции существующего. Есть субстанции воды, хлеба, человека и т.д. Все субстанции, кроме Бога, конечны. Неотомизм провозглашает права разума и науки, выступает против иррационализма и субъективизма, своей задачей ставит создание философии как мировоззрения. Студент должен уяснить, что для неотомистов характерно ясное разграничение веры и знания, обнаружение гармонии между ними, так как вера и знание не исключают друг друга, как два данных нам Богом источника истины. Хотя они признают, что вера нужна там, где нет знания, им не нужна слепая вера. Они настаивают, что вера должна быть разумной. Она сверхразумна, так как источником веры является божественное откровение. Оно изложено в священных книгах. Но в том, что там написано, надо быть убежденным, что это было и прежде всего, что Бог есть. Доказать это – задача философии. Доказательство должно быть осуществлено логическими средствами. Неотомисты принимают все доказательства Фомы Аквинского и используют для доказательства существования Бога научные открытия и существующие научные проблемы. Доказательством бытия Бога они считают теорию расширяющейся Вселенной, второе начало термодинамики, процесс деления клеток и т. д. Наиболее полный ответ на данный вопрос студент может найти в следующих источниках [1; 3; 4]. Основная догматическая формула, выражающая томистскую концепцию взаимоотношения философии и религии, гласит: «философия – служанка богословия». Студент должен понять, что неотомистская философия с начала и до конца, во всех ее разделах – в онтологии, гносеологии, в антропологии, этике, эстетике – насквозь теоцентрична, направлена на утверждение и оправдание религии. Богословие является осью, вокруг которой вращается вся проблематика философии. Последняя и высшая задача ее – установить через познание абсолютное бытие самого Бога. Оба пути к истине – и путь веры, и путь знания – устремлены к одной и той же цели: «Философия и теология указывают два направления – восходящее к Богу и нисходящее от Бога». Путь философии прокладывается естественным разумом, восходящим к Богу через постижение сотворенных вещей; путь теологии освещает сверхъестественное откровение, нисходящее к сотворенным вещам. Неотомизм устанавливает строгий иерархический принцип, согласно которому теология образует вершину системы знаний, философия – ее середину, а остальные науки образуют ее подножие. Неотомисты считают моральным и справедливым стремление людей к счастью, но считают, что его надо искать во внутреннем отношении человека к его поступкам и в общении с Богом. Социально-политическое учение неотомистов – это интерпретация указаний Ватикана. Считают, что неравенство в обществе вытекает из воли божьей. Традиционно решается проблема существования зла. Оно от свободы человека. Дополнительную литературу студент может найти в следующих источниках [5; 6; 7].
Литература
1. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М.: Логос, 2000. – 200 с. 2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994. – 510 с. 3. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. 4. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 1999. 5. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999. 6. Буржуазная философия ХХ века. – М.: Политиздат, 1974. 7. Современная буржуазная философия. – М.: Политиздат, 1978.
Date: 2015-09-18; view: 575; Нарушение авторских прав |