Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия постмодерна





 

 

Во второй половине ХХ века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры – постмодерн. Латинское modo переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним.

Основоположником постмодернизма является Жан Лиотар (1924–1998 г.) после опубликования в 1979 г. им книги «Состояние постмодерна».

Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, «никто не владеет целым». Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемной истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве «атомов» общества расположены на пересечении прагматических, т. е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое para означает отклонение).

У Лиотара паралогизм означает отсутствие определенного дискурса, определенных правил игры в функционировании науки как условие ее легитимации, а также отрицание легитимирующего значения по эффективности и результативности. В науке может существовать не одно, а несколько правил игры.

Основными доминантами философии постмодернизма являются: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально – возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.

Наиболее полный ответ на данный вопрос можно найти в источниках [1; 2]

Еще дальше Лиотара в дискредитации знания пошел другой французский философ – постмодернист Жак Деррида ( 1930 г.р.). Деррида создает свою теорию деконструкции, в которой он «демонтирует власть монументального текста». Он показывает многозначность текста, вытекающую из многозначности любого слова. «…Язык не является ни абсолютным, ни точным, ни логичным. В каждом слове, каждой фразе и даже способе построения предложений заложены возможности появления двусмысленностей, искажающих значение. Язык избегает ясности и точности». Провозглашается несостоятельной традиционная концепция истины и однозначности бытия. Теперь эта однозначность отрицается не только в действительности, но и в языке. Бытие может принимать различные формы и не нуждается в обосновании.

Дополнительную литературу по данному вопросу можно найти в следующих источниках [3; 4; 5].

 

Литература

 

1. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев [и др.]. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.

2. Лиотар, Ж. Ф. Состояние постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. – М.: Алетейя, 1998. – 162 с.

3. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск: ДГМА, 2009. – С. 135–139.

4. Современная буржуазная философия. – М.: МГУ, 1972. – 651 с.

5. Стребен, П. Деррида за 90 минут / П. Стребен. – М.: АСТ: Астребель, 2005. – 104 с.

 

 







Date: 2015-09-18; view: 385; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию