Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль готов в этногенезе славян (I-II вв. до н.э.)





Начало пшеворской культуры датируют — началом II в. до н.э. Разделяют пшеворскую куль­туру на три периода: позднелатенский (150-100 гг. до н.э. — 0), раннеримский (0 — 200 г. н.э.), позднеримский (200 — 400 гг. н.э.)

В I в. н.э. происходит событие очень сильно повлиявшее на славян-пшеворцев, находящихся в незавершенном процессе этногенеза, а именно переселение готов. Благодаря пассионарному толчку германские племена Южной Швеции — Готии переправились через Балтийское море и начали широкую экспансию, покорив огромную территорию от устьев Вислы до берегов Черного моря. И даже после поражения, нанесенного им гуннами, готы нашли в себе силу для завоевания Италии, Испании и Южной Галлии. Судьбу взлета с готами делили гепиды и восточногерманские племена: вандалы, руги-русы и другие. Наличие способности к сверхнапряжениям у восточногерманских племен во II–III вв. резко контрастирует с инертностью западных германцев и сарматов-аланов. Но именно в ареале формирования нового этноса – готов (междуречье Одера и Вислы) жили славяне-пшеворцы. Несомненно готы передали часть своей пассионарности славянам, и вовлекли славян вместе с восточногерманскими племенами в свое движение на юг в страну Ойум, в междуречье Днестра и Днепра. Славяне же, находясь в самом начале формирования этноса, когда еще не сложилась его жесткая структура и в его составе было достаточно большое количество творческих энергичных людей, смогли принять культуру и энергию готов и двинуться вместе с ними на освоение огромных новых пространств до Черного моря. Готско-славянский симбиоз раннеримского периода пшеворской культуры (0 — 200 г. н.э.), когда формирующийся этнос славян стал частью союза племен (вместе с восточными германцами), возглавлявшихся и ведомыми готами, завершает процесс образования этноса славян. Таким образом, этнос славян сформировался не совсем обычно, в два этапа. Незавершенный кельтско-лужицкий (150 гг. до н.э. — 0) период этногенеза славян был продлен мощным влиянием готов, находящихся в начальном и самом энергичном периоде своей жизни.

Данная концепция этногенеза славян объясняет неоднородный состав пшевор­ских древностей, среди которых выявляются и местные, и германские, и кельтские эле­менты, что привело к спорам среди исследователей об этнической принадлежности их носителей. В начале изучения памятников пшеворской культуры она была отнесена к кельтам. Так, В.Дементрикевич приписывал пшеворские древности Галиции бастарнам, полагая, что это было одно из кельтских племен. Затем возобладало мнение о германской атрибуции этой культуры. В первой трети XX в. немецкие археологи считали германское племя вандалов носителеми пше­ворской культуры. Т.Лер-Сплавинский, К.Тыменецкий, Ю.Костшевский отождествили пшеворское насе­ление с венедами-славянами. В последнее время некоторые исследо­ватели вновь возвратились к мысли о гер­манской принадлежности населения пше­ворской культуры. Определяющими при этом является разрыв, наблюдаемый между пшеворскими древностями и раннесредневековой славянской культурой Польши. В частности, эту точку зре­ния отстаивает польский археолог К.Годловский, полагающий, что пшеворское на­селение раннеримского периода следует отождествлять с лугиями и другими восточногерманскими племенами. Однако данный разрыв объясняется тем, что славяне-пшеворцы, находящиеся в незавершенной стадии формирования этноса, в своей основной массе были увлечены готами на освоение земель между Днестром и Днепром, затем присоединившись к союзу племен, возглавлявшихся гуннами, распространились на земли к востоку от Днепра и по Дунаю, и уже с Дуная часть из них вернулась в V-VI вв. н.э. на территорию Польши, образовав пражско-корчакскую культуру.

Рассмотрим данные о проникновении германских элементов в пшеворскую культуру в ее раннеримском периоде (0 — 200 г. н.э.) и движении племен пшеворской культуры вместе с готами и восточногерманскими племенами на юго-восток к Днепру.

В этом периоде продолжали бытовать позднелатенские формы глиняной посуды, но постепенно заменялись новыми формами — горшковидными сосудами с прогнутым ступечатым горлом, сосудами с раздутым сферическим туловом, грушевидными сосудами, имеющи­ми соответствия в ясторфской германской культуре. В пшеворском ареале получает распростране­ние меандровый узор, хорошо известный в германских древностях бассей­на Эльбы. Еще в конце латенского периода в пшеворских памятниках появляются сосу­ды с изломанным угловатым профилем, ха­рактерные для многих германских земель этого времени. Заметные изменения в керамическом материале пшеворской культуры происхо­дят и во II в. н.э. и в позднеримское время. Распространенные ранее сосуды, имеющие кельтские и ясторфские паралле­ли, постепенно выходят из употребления. Им на смену приходят горшкообразные сосуды с широким утяжеленным дном, со­суды на поддоне, кувшины, трехручные вазы, сосуды с горизонтальным валиком. Вся эта керамика связана с германским миром и находит аналогии в синхронных древно­стях северо-западных и северных соседей пшеворского населения. Вместе с этим, во всех периодах фун­кционирования пшеворской культуры ши­роко бытовала и глиняная посуда, имеющая местные корни и традиции.


В раннеримский период наконечники копий кельтского образца с длинным узким, расширенным в нижней части лез­вием и хорошо выделенным ребром, характерные для первого этапа пшеворской культуры, меняются на наконечники с коротким листовидным лезвием. Происходит заимствование из германского слов связанных с вооружением: меч, шлем и др.

Германско-славянский симбиоз раннеримского периода пшеворской культуры (0 — 200 г. н.э.) объясняет и то, что античные авторы помещали в пшеворском ареале и венедов-славян, и ряд германских племен. Так венеды согласно Птоле­мею (II в. н.э.) располагаются в регионе Вислы: «Заселяют Сарматию очень многочисленные племена: венеды — по всему Венедскому заливу; выше Дакии — певкины и бастерны...». По Тациту (I в. н.э.) венедов нужно лока­лизовать между побережьем Балтийского моря и областью бастарнов и певкинов (бастарнам принадлежит культура Поянешти-Лукашевка, находящася между Днестром, Прутом и Серетом). Там же расположены венеды и на Певтингеровой карте мира(III в. н.э). Античные авторы больше писали о гер­манских племенах. Плиний подраз­делял германцев на пять групп, из которых одну составляли восточногерманские пле­мена вандилов (вандалов), куда входили бургундионы, варины, харины и гутоны. Тацит называл следую­щие восточногерманские племена: вандилии, лугии, ругии, бургундионы, лемовии, готоны, манимы, гельвеконы, гарний, наганарвалы, гелизии. Согласно авто­рам І—II вв. н.э. готоны (готы) локализу­ются в нижнем течении Вислы (там же проживали гепиды — первоначально одно из готских племен), лемовии и ругии (ульмеруги Птолемея) — по побережью Балтий­ского моря, на запад от нижней Вислы. Бургунды (бургундионы) в эпоху Птолемея жили на среднем Одере и заходили в бас­сейн Варты, на западе их ближайшими соседями были западные (приэльбские) гер­манцы. К северу от Карпат, между Одером и Вислой, обитали небольшие германские племена — гарний, гелизии, гельвеконы, манимы и наганарвалы, входившие в состав племенного объединения лугиев. По сред­нему течению Одера жили вандилии (ван­далы). Со II в. н.э. они стали постепенно продвигаться на юг. Согласно Диону Кас­сию, вандалы-силинги и вандалы-хазинги уже занимали верхнюю часть бассейна Одера. Таким образом, письменные источники не дают оснований относить пшеворский ареал с раннеримского периода, ни целиком к венедам-славянам, ни полностью к германцам, что подтверждает тер­риториальное смешение славянских и гер­манских племен с I в. н.э.

Мысль о полиэтничном составе пшеворского населения была высказана еше в 30-х годах польским археологом Р.Ямкой. Пуб­ликуя материалы раскопок пшеворского могильника в Копках и привлекая данные других погребальных памятников Малопольши, исследователь обратил внимание на существенное различие урновых и безурновых (ямных) захоронений. Р.Ямка предпо­ложил присутствие в пшеворском ареале двух этнических групп населения — вандалов и славян. Последним были свойствененны захоронения остатков трупосожжения в ямах без урн. В 60-х годах о разноэтничной структуре населения первых веков нашей эры в Висло-Одерском междуречье (в том числе и в ареале пшеворской культуры), о прожива­нии в этом регионе и германцев, и славян-венедов писал польский историк Г.Ловмяньский.


Мате­риальная культура племен, обитавших в пределах пшеворского региона, во многом была однородной. Население пользовалось одинаковыми орудиями труда, предметами вооружения и бытовым инвентарем, в том числе и гон­чарной посудой. Среди женских украшений пшеворских пле­мен не было этноопределяющих. Несмотря на этническую неоднородность, население пользовалось, видимо, однообразными ук­рашениями и металлическими принадлеж­ностями одежды. Оба пшеворских этноса – германский и славянский находясь на этапе своего формирования весьма сблизились, но все же не слились окончательно. Различным осталось мировоззрение, о чем говорит способ захоронения.

Пшеворские могильники подразделяются на урновые и ямные (безурновые), причем с заметными различиями в их вещевых инвентарях и неравномер­ным географическим распределением. Урновые погребения содер­жат, как правило, самые различные предметы (оружие, шпоры, бытовые вещи, украшения, металлические принадлежности одежды, гли­няные сосуды), а ямные обычно или вообще безинвентарны, или сопровождаются немно­гочисленными, порой единичными изделия­ми. Для урновых могил характерен обычай сопровождать умершего заупо­койной пишей, отраженный находками в погребениях костей птиц. Эти различия характеризуют особенности обрядности двух эт­нических групп пше­ворского населения. Еще Л.Нидерле, изу­чая погребальную обрядность раннесредневекового славянского мира, подчеркивал, что для всех славян характерно простое убран­ство, поэтому их захоронения, в отличие от захоронений соседних балтских, финно-угорских, германских и других этносов обычно безинвентарны или со­держат единичные вещи. Предметы воору­жения, орудия труда, глиняные сосуды-при­ставки, кости птиц не свойственны сла­вянскому погребальному ритуалу. Ямные погребения пшеворских могильников по всем своим показателям сопоставимы со славянской обрядностью. В пшеворском ареале выделяются два региона — восточный (Висленский), в котором господствуют мо­гильники с заметным преобладанием ям­ных могил, и западный (Одерский), где большинство составляют могильники пре­имущественно с урновыми захоронениями. Отметим преоблада­ние представителей славян в вос­точном регионе и германцев — в западном. Так в западном регионе находятся свыше 95% могил с находками птичьих костей и свыше 80% погребений, в которых отме­чен ритуал вбивания в дно могильной ямы или содержимое погребальной урны оружия или орудий труда. Ритуал вбивания в остатки трупосожжения или в дно могильной ямы острых или ко­лющих предметов, обрядность, отраженная находками в могилах костей птиц, были принесены в пшеворский ареал германским населением. Основная масса широких железных шпор с цилиндрическими голов­ками на концах и бронзовых изделий нижневисленско-поморских типов, имеющих аналогии в германском мире, происходит из Одерского региона. Только в Одерском регионе встречены специфически германские при­вески. Группа находок, относящаяся к так называемой германской бургундской культуре и изученная Г.Доманьским, также кон­центрируется в основном в западной части пшеворской культуры. Жесткой границы между выделяемыми регионами не могло быть: разные этнические группы пшеворского населения проживали на одной территории нередко чересполосно. Вероятно, что среди ямных погребе­ний пшеворских могильников есть и несла­вянские и, наоборот, какая-то часть урновых захоронении могла быть оставлена славянами. Славяне и германцы в пшеворском ареале проживали не изолированно друг от друга. Общие поселения и могиль­ники были обычным явлением. Совместное и длительное проживание двух этнических групп на одной территории вело и к сложе­нию двуязычия в отдельных регионах.


Хронологически пшеворская культура соответствует, согласно периодизации Ф.П.Фи­лина, среднему этапу развития праславянского языка. В этот период происходят существенные из­менения в фонетике языка славян: палата­лизация согласных, устранение некоторых дифтонгов, изменения в сочетаниях соглас­ных, отпадение согласных в конце слова. Языковые преобразования этого этапа затронули и грамматику, одновременно сла­вянский язык пополнился немалым числом лексических германизмов. Время действия закона первой палата­лизации заднеязычных определяется лекси­ческими заимствованиями из германских языков: согласно Ф.П.Филину, это прибли­зительно конец I тыс. до н.э. — начало I тыс. н.э. Заимствованные из восточногер­манских языков такие слова, как обще­славянские меч, шлем и некоторые другие, отражают этот фонетический процесс, указы­вая на его взаимосвязь со славя­но-германским языковым взаимодействием. Таким образом, языкознание независи­мо от археологии отчетливо свидетельствует о тесных контактах славян с германскими племенами именно в эпоху пшеворской культуры. Итак, население объединяемой пшеворской археологической культурой состояло из славянского этноса и восточногерманских этносов. Непосредственно готы связываются с вельбарской археологической культурой.

Готы.

Для полноты восприятия этногенеза славян обратимся непосредственно к готам, включившим в свой племенной союз ранних славян и восточных германцев, но имевших отличную от них археологическую культуру – вельбарскую.

Готы — одно из племенных образований германцев. Родиной их, как сообщает исто­рик VI в. н.э. Иордан, была Скандза, то есть Скандинавия. Оттуда во главе с королем Беригом, рассказывает этот автор, готы и родственные им гепиды переселились на южное побережье Балтийского моря (вероятно, в устье Вислы) и дали этой местности назва­ние Готискандза. Они встретились с проживавшими здесь ульмеругами (германским племенем островных ругов) и, сразившись, «вы­теснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей ванда­лов, присоединив и их к своим победам». Короля Берига историки обычно отно­сят к середине I в. н.э. Имена двух преем­ников Иордан не сообщает, четвертым ко­ролем был Гадарик, пятым — его сын Филимер, при котором, очевидно, во второй половине II в. началась миграция готов в Скифию.

Археологи (Г.Коссинна, Э. Блюме и др.) устанавливали, что готы действительно переселились из Скандина­вии на нижнюю Вислу около начала нашей эры, принеся сюда новую культуру и обряд ингумации. На основе анализа керамичес­ких материалов Р.Шиндлер уточнял, что готы в начале нашей эры расселились в землях к западу от нижней Вислы, а вос­точные области Нижнего Повисленья поз­днее, с середины II в., заняли гепиды.

Выделяется две фазы развития вельбарской культуры. На первом этапе (50 до 150 гг. н.э.), ее ареал ограничивается сре­динными и восточными районами Польского Поморья и северными окраин­ными землями Великопольши. На следующей стадии (2-я половина II — начало III в.), часть регионов, заня­тых ранее носителями вельбарской культу­ры запустевают, но зато вельбарские памятники появляются в Мазовии и Подлясье, явно свидетельствуя о миграции значительных масс населения из Польского Поморья в юго-восточном направлении вдоль Вислы и Западного Буга.

На основании археологических материа­лов выделяется две волны миграции вельбарского населения в юго-восточном направ­лении. Первая датируется серединой II в. н.э. Переселенцы осваивают нижнее и среднее течение Буга и его притоки, а в конце II в. появ­ляются на Волыни и Подолии. При этом аборигенное население Мазовии и Подлясья, представленное пшеворской и западнобалтской культурами, в основной своей массе не покидало мест своего обитания. В одних микрорегионах наблюдается территориаль­ное и культурное смешение пришлого и местного населения, о чем говорят памят­ники, сочетающие в себе вельбарские и пшеворские или вельбарские и западнобалтские элементы. В других микрорегионах пшеворское население, очевидно, уступило переселенцам (пшеворские поселения и могильники уже не функционируют), гос­подствующими стали вельбарские элемен­ты. В третьих микрорегионах сохранялось пшеворское население, вельбарские пересе­ленцы их не затронули.

На первых порах вельбарские и местные культурные элементы еще выделялись, но очень скоро различия были снивелированы. Некоторые пшеворские могильники продол­жали функционировать, но культурный об­лик погребений трансформируется, приоб­ретая вельбарские черты. Формируется своеобразный вариант вельбарской культу­ры с заметным присутствием пшеворских компонентов. На могильниках они прояв­ляются в деталях погребальной обрядности, на поселениях — в присутствии пшевор­ской лепной керамики и в конструкциях жилых построек.

По­селившись в массе инородного населения, готы по пути к Черному морю присоедини­ли к себе многие негерманские группы населения и дополнительно пополняли миграционный поток по мере продвижения.

На Волыни и в Подолии носители вель­барской культуры появляются в последних десятилетиях II в. н.э. Вельбарское население, осевшее на Во­лыни и в Подолии, уже не знало курганно­го обряда погребения. Бескурганные могиль­ники вельбарской культуры этих регионов в основном содержат ямные захоронения по обряду трупосожжения. Вещевой инвентарь по боль­шей части носит следы пребывания в по­гребальном костре. Урновые захоронения сравнительно немногочисленны. В качестве урн использовались лепные и гончарные горшки, изредка миски. Многие урны со­провождались сосудами-приставкам. В погребальной обрядности отчетливо прояв­ляются пшеворские черты — наличие в захоронениях вторично обожженных фраг­ментов глиняной посуды, наличие урн и сосудов-приставок.

На поселениях вельбарской культуры рассматриваемой территории открыты сле­ды наземных и углубленных жилых постро­ек с глиняно-каркасными стенами. Наземные строения имели в плане удлиненно-прямоугольные очерта­ния, площади их — от 60 до 120 кв. м. Как правило, они делились на две камеры: жилую с плотно утрамбованным полом и очагом посредине и хозяйственную. Стены жилищ были плетневыми и обмазы­вались глиной. Двускатная крыша опира­лась на столбы, поставленные посредине торцовых стен. Такие постройки, именуемые в научной литературе «большими домами», связываются с домостроительством германских племен Северо-Западной Европы. Углубленные жилища площадью 9—24 кв.м — напомина­ют пшеворские дома и, очевидно, привне­сены сюда потомками населения пшеворской культуры. На поселениях вельбарской культуры в этом регионе встречается пшеворская лепная керамика, составляющая обычно значительную долю глиняной посуды.

Таким образом, можно утверждать, что продвигавшиеся с нижней Вислы труппы вельбарского населения в Мазовско-Подлясском регионе в значительной степени сме­шались с местным пшеворским и вовлекли его в миграционный процесс. На Волыни и в Подолии расселилось уже смешанное население, значительную часть которого составляли потомки пшеворского населения Висленского региона, то есть славяне.

Миграция носителей вельбарской куль­туры отражает исторический процесс пере­селения готов в Скифию. Иордан сообщает: «Когда там [в Готоскандзе] выросло мно­жество людей, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В по­исках удобнейших областей и подходящих мест [для поселений] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум...». И далее историк пишет: «Та часть готов, которая была при Филимере, перейдя реку, оказалась, говорят, переме­щенной в область Ойум и завладела желан­ной землей. Тотчас же без замедления под­ступают они к племени спалов и, завязав сражение, добиваются победы. Отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседящую с Понтийским морем, как это и вспоминается в древних их песнях как бы наподобие истории и для всеобщего сведения...».

 

Археологические данные во многом уточ­няют и конкретизируют переселение готов. Прежде всего они свидетельству­ют, что это была довольно крупная мигра­ция, в которой приняли участие не только собственно готы, но и польско-поморское и средневисленско-пшеворское население. Волынь и Подолия стали областью концен­трации носителей вельбарской культуры в процессе переселения, ее и следует отождест­влять с Ойумом — «желанной землей», ко­торой овладели готы, главенствовавшие в массе перемещавшихся племен, но числен­но составлявшие небольшую часть населе­ния.

Иордан рассказывает, что сначала к югу двигалось все войско готов во главе с Филимером. Но затем от него отделилась по­ловина. Некоторые историки видят в этом сообщении членение готов на остроготов и везиготов. Археологические данные свидетель­ствуют, что действительно носители вель­барской культуры в конце II в. разделились на две части. Значительные массы этого населения освоили Волынско-Подольский регион, занялись сельским хозяйством и проживали здесь длительное время. В про­цессе сложения Черняховской культуры это население стало одной из составных частей этого полиэтничного образования. Впрочем, в отдельных местах Волыни и Подолии, повидимому, сохранялись небольшие остров­ки населения, сохранившего вельбарские черты. Вместе с тем, уже в последних деся­тилетиях II в. другая часть вельбарского населения продолжила путь к Черному морю.

О появлении готов в Северо-Западном Причерноморье в конце II в. имеются не­которые косвенные свидетельства письмен­ных источников. Как известно, первые до­стоверные сведения о готах на границах Римской империи относятся к 238 г., но можно полагать, что эта дата не определяет первоначальное проникновение готов в эти земли. Дион Кассий сообщает, что в 180 г. в пределы Римской империи было принято 12 тысяч свободных даков. В этой связи вполне допустимо предположение, что пе­реселение даков было вызвано натиском готов, появившихся в это время в Днестровско-Дунайском регионе. Импера­тор Каракалла (211—217 гг.) совершил во­енно-инспекционный поход в Дакию с целью укрепления границы империи и на­лаживания отношений с соседними народа­ми. В «Истории Августов» говорится о по­беде Каракаллы над готами. В письменных источниках записана легенда о рождении императора Максимина (235—238 гг.) от отца-гота и матери-аланки. Эти свидетельства вместе с материалами археологии дают все основания считать Днестровско-Дунайские земли первоначаль­ным регионом расселения готов в Причер­номорье и датировать его начало двумя последними десятилетиями II в. Этот реги­он (к северу от нижнего Дуная) и получил в письменных источниках IV—VI вв. название Готии.

Носители вельбар­ской культуры второй миграционной волны пришли в Северное Причерноморье сравнительно небольшими группами уже во время сформировавшейся на этих землях Черняховской культуры и рассе­лились среди местного разноэтничного на­селения. Вельбарские переселенцы, как правило, селились на уже существую­щих поселениях, не образовывали своих могильников и хоронили умерших на Черняховских клад­бищах. Об инфильтрации вельбарского населе­ния в Черняховский ареал говорят и отдель­ные находки на поселениях и могильниках специфически вельбарских лепных сосудов (яйцевидные и вазовидные горшки и мис­ки, часто снабженные Х-видными ушками) и украшений (подвязанные фибулы с дуго­образной спинкой, иногда украшенные ко­лечками, и фибулы других более редких типов). Процент вельбарского населения среди Черняховского, судя по материалам архео­логии, был в целом сравнительно неболь­шим. Исключение составляют земли Севе­ро-Западного Причерноморья, то есть Готии. Здесь вельбарские элементы проявляются более широко и в большем числе. Выделяется этот регион и по рас­пространению трупоположений с северной ориентировкой, которые можно считать захоронениями германского насе­ления.







Date: 2015-09-18; view: 1067; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2025 year. (0.833 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию